Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование - как средство воспитательной среды и здорового образа жизни»
Дополнительное образование - как средство воспитательной среды
и здорового образа жизни
Цели и задачи воспитания:
Цель: создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности обучающихся в учреждении дополнительного образования как модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников.
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Создание условий для самоутверждения каждого учащегося в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников.
Важнейшие принципы:
Гуманизация обучения и воспитания.
Принципы сотворчества педагога и обучающегося. Демократизация воспитательной системы.
Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию.
Взаимодействие личности и социума.
Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития.
Для результативного функционирования воспитательной системы необходимо выполнение нескольких условий:
Четкое определение целей, к которым необходимо стремление всегда и в данный момент, постановка задач, для решения которых уже готовы педагоги дополнительного образования, обучающиеся и их родители.
Конкретное планирование деятельности педагога данного объединения на учебный год.
Владение информацией обо всех участниках учебно-воспитательного процесса.
Систематический контроль за результативностью деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
Учреждение дополнительного образования обеспечивает формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине. Образовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в школьном возрасте необходимо: создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.
Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей: Принципы, которые легли в основу создания здоровье сберегающей технологии:
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей обучающихся, предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему предметного содержания.
Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.
Обязательное проведение физкультминутки.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (педагогом, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в учреждении дополнительного образования, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, правил личной гигиены.
Обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Сформировать представление о факторах, влияющих на здоровье (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомление);
Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на состояние здоровья, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
Сформировать потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, связанным с особенностями роста и развития.
Организуя образование в области здоровьесбережения необходимо помнить:
если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
если ребёнку удаётся достигать желаемого – он учится надежде;
если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Не менее важно для сохранения здоровья развивать у детей способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребёнку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.
Необходимо формировать у ребёнка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающего мира, личный пример родителей.