В современных условиях к уроку предъявляется ряд требований, одним из которых является использование современных технолгий и приемов. В докладе рассмотрены некоторые наиболее применяемые приемы и технологии. Предлагается в приложении Маршрутный лист
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Современный урок - какой он"»
Выступление на тему «Современный урок – какой он?»
В рамках требований к качеству образования учитель должен обладать целым рядом компетентностей. Важным является умение применять различные образовательные приемы и технологии.
Начать свое выступление я хотела бы с притчи:
“Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Всё в ваших руках, уважаемые коллеги, будете ли Вы использовать технологии современного урока, повышать свою компетентность – ЗАВИСИТ только от вас. Всё в ваших руках.
Мы работаем по новым стандартам пятый год. Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже интересно. Нашей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё показать и рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность. В проектировании современного урока помогает матрица урока, которую вы можете посмотреть на маршрутном листе.
Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от учителя, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают личностную значимость. Мы как учителя лишь направляем деятельность учеников. Когда Ребёнок включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него и формируются универсальные учебные действия. И здесь мы не можем обойтись без технологий системно-деятельностного подхода обучения.
При проведении организационного момента можно использовать такие активные приемы и методы обучения как «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Ресурсный круг», «Фруктовый сад». С их помощью ребята настраиваются на рабочий лад, получают положительный заряд энергии, делятся своими ожиданиями от урока. Это служит началом формирования коммуникативных и регулятивных УУД (прогнозирование)
Одним из важных этапов на уроке – этап целеполагания и мотивации учащихся к деятельности на уроке. Можно сказать, что это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение.
Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой реплики: «Как вы думаете какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». Или можно сказать «Предположите, о чём пойдет речь на уроке? Что мы сегодня должны узнать? Какую цель мы должны достичь?
Например, на уроке русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих» в начале урока пишем словарный диктант. Потом предъявляем ученикам сказочный персонаж (в данном случае девочку Машу), который якобы тоже писала словарный диктант и предлагается сверить, что получилось у ребят и у Маши. Дети сталкиваются с проблемой: Задание было одно: мы записывали одни и те же слова, но записали их по-разному. «Какой возникает вопрос?». Какую цель мы должны достичь? Ребята отвечают – Мы не знаем правило, которое поможет нам НЕ ошибиться. Цель урока - Научиться правильно писать существительные с шипящими на конце.
На уроке предлагаются ситуации с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, которые пробуждают интерес и стремление к поиску истины (прочитать с слайда??)
Учебную проблему можно поставить с помощью мотивирующего приема «яркое пятно». Начало выступления с притчи является одним из приемов «яркого пятна», который используют в современных уроках. А также к этому приёму можно отнести музыкальное произведение, иллюстрации, отрывки из произведений, сообщение чего-то удивительного необычного. Например, на слайде предложена картинка с ситуацией о родственной связи гусей и гусеницы.
Существуют разные приёмы мотивации. Часто используются, конечно же, игры (например в Детективное агентство) и другие игровые ситуации, рифмованные упражнения, загадки, ребусы, кроссворды, грамматические сказки.
Например, на уроке русского языка, зачитывается шуточное стихотворение о дательном падеже, речь о котором и пойдет на уроке.
Формированию универсальных общеучебных и регулятивных действий, умения структурировать информацию способствуют такие приемы, как Маркировочная таблица «Знаю – Узнал новое – Хочу узнать», Стратегия «Инсерт» («Условные значки»), составление алгоритмов, кластер (или интеллект-карта), и т.д.
Кластер – это способ графической организации материала. Этот приём можно прекрасно использовать на всех этапах урока. Предлагаю и вам попробовать заполнить кластер про Универсальные учебные действия в маршрутном листе
Большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) имеет Работа в паре, в группе. Самое главное при работе в группе – это сформированность умения слушать партнера и слышать то, что он говорит.
Большое значение необходимо уделять размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а в чём они НЕ испытали трудности и почему, то есть рефлЕксии учащихся.
Кстати, как правильно сказать «рефлЕксия» или «рефлексИя»? Возникает вопрос. Для подтверждения правильности предположений, что мы можем сделать? Посмотреть в учебнике, в словаре, поискать информацию в сети Интернет. (Учитель не выступает как эксперт, он лишь направляет учащихся. Ребята сами должны подтвердить или опровергнуть свои догадки с помощью доступных им способов).
На рефлексивном этапе можно использовать различные приемы «3-2-1», «Резюме одним словом», «Акростихи», Фишбоун, «Синквейн» и др. Давайте попробуем составить акростихи на тему Учитель: ассоциации со словом учитель на букву У, на букву Ч и т.д.
Очень нравится детям составлять синквейны. Предлагаю и вам попробовать составить синквейн на тему «Современный урок» на маршрутном листе.
Спасибо за ваше мнение и участие в составлении синквейна. Вот один из возможных примеров синквейна.
Итак, давайте проведем рефлЕксию содержания предложенного материала. Отметьте, пожалуйста, по предложенным критериям свою оценку. (на маршр. листе)
Если вам была полезна информация выступления, то вы можете получить дополнительную информацию пройдя по ссылкам на вебинары издательства Просвещение, педагогические сайты, которые указаны на брошюре. Надеюсь, что эта информация поможет вам в проектировании современного урока.
Создайте синквейн на тему
«Современный урок – какой он?»
1. Тема (существительное)
2. Определение (2 прилагательных)
3. Действие (3 глагола)
4. Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
5. Синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы
1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.
1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование (Я должен посмотреть…)
3) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.
1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.
2. Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).
3. Мотивировать учащихся к учебному действию.
4. Организовать выполнение учащимися учебного действия.
5. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)
1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
3. Усвоение новых знаний и способов действия
Организовать построение проекта изучения нового знания:
1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).
2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)
3. учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.
1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.и в знаках.
3. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.
4. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи ( в парах или группах, фронтально)
1) Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
2) Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи рассуждения
5. Контроль и самооценка знаний и способов действия
1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.
3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.
1) Регулятивные:
- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
2) Познавательные:
-умение осознанно и произвольно строить высказывания.
6. Коррекция знаний и способов действий
1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2. Организовать повторение учебного содержания
1) Регулятивные:
прогнозирование
7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.
1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.
2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
1) Познавательные:
- умение структури-ровать знания
- оценка результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
8. Рефлексия
1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.
1) Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности