kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Воспитательный потенциал современного урока математики. Задачи на военно-историческую тематику как одно из направлений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Доклад на тему «Воспитательный потенциал современного урока математики. Задачи на военно-историческую тематику как одно из направлений»                                                                                                                                               

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Воспитательный потенциал современного урока математики. Задачи на военно-историческую тематику как одно из направлений"»

«Воспитательный потенциал современного урока математики. Задачи на военно-историческую тематику как одно из направлений»

Подготовила Григорова М.Б,
учитель математики
МБОУ БСОШ № 2

В.А. Сухомлинский утверждал, что "быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».
Советский и российский педагог В.А. Караковский писал: "Воспитательная работа в школе тем успешнее, чем больше она связана с учением- главным видом деятельности школьника, с другой стороны, учебный процесс тем эффективнее, чем он более насыщен воспитанием".         Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного образования в нашей стране. Одним из элементов, на котором базируется воспитание, является развивающее обучение, позволяющее ученику выступать автором собственного видения мира. Значительное влияние на человека оказывает социальная среда, в которой он находится, особенности существующего на данный момент типа культуры.

Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный незнайка, поэтому воспитание невозможно без знаний они неразрывно связаны как две стороны единого целого.

Обычно в педагогической литературе вопросы воспитания школьников исследуются в связи с внеклассной и внешкольной работой. При этом упускается важнейшая и большая часть жизни школьников – урок.

Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся?

Назовем три основных направления реализации воспитательного потенциала урока:

- отбор содержания материала;

- совершенствованная структура урока;

- организация общения;

Содержание урока , ориентировано только на знание, для учащихся нейтрально. Задача учителя состоит в том, чтобы содержание воспринималось учащимися как определенная ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие. Какие условия для этого необходимы.

Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере нравственных, интеллектуальных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся.

И не важно, какой предмет ведет учитель, главное какие условия он создает на своих уроках для гармоничного развития личности. Поэтому очень важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли, добровольное принятие на себя важной общественной функции – воспитания, духовно развитого ответственного гражданина демократического общества.

Преподавая математику, учителя стараются быть для своих учеников авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет. Считается, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Еще в XIX веке польский математик Хуто Штейнгаус заметил, что « между духом и материей посредничает математика»

При реализации воспитательной функции при изучении математики первое, с чем приходится столкнуться учителю – это выдвижение воспитательных задач к уроку. Что конкретно воспитывать? Необходима диагностика уровня воспитанности ученика и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели. Также обязательно обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затронуты на уроке. Это необходимо для того, чтобы ученик в этом процессе не был «слепым» , а понимал, что хочет воспитать в нем учитель, и что необходимо ему самому. В этом случае ученик будет анализировать свои поступки и действия осмысленно и учителю будет легче корректировать воспитательные задачи урока. Круг воспитательных задач определен, далее идет самый сложный и ответственный этап работы: как реализовать задуманное? При составлении плана урока важно продумать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами.

Начало урока это очень важный момент с воспитательной точки зрения, так как на этом этапе происходит влияние на потребностно –мотивационную сферу и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока. Как можно начать урок, чтобы он нес воспитательный заряд? У каждого учителя имеется в работе немало различных способов и приемов начать урок.

Например, можно начать урок таким способом. Назовем его образно «раскручивание формулировки темы» На доске записана тема и учащимся предлагается вдумчиво вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога ученик-учитель, ученик-ученик. В результате решается сразу несколько педагогических задач:

- ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи.

- пред ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность, волевые качества.

- ученики самостоятельно обозначают круг вопросов , которые требуют актуализации. На этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах.

- эти несколько минут рассуждений вслух, мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационно-потребностная сфера, ученики активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать мысли вслух. Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, то активное участие в обсуждении принимают как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.

Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут возможность создать проблемную ситуацию. Например, при изучении темы формулы сокращенного умножения, можно организовать самостоятельное открытие формулы куб суммы(разности) двух выражений. Какой воспитательный потенциал несет такой прием? Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Когда формула открыта и записана на доске, делается акцент на красоте формулы, анализируется какими способами ее можно получить, тем самым реализуется эстетическое воспитание.

Урок можно начать с практической работы исследовательского характера. Например, при изучении темы «Сумма углов треугольника» в начале урока раздадим каждому вырезанные из бумаги треугольники разного вида и предложим с помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму. Обсуждая результаты практической работы, ученики делают вывод, что сумма у всех получилась примерно одинаковая- появляется гипотеза, которую нужно доказать. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.

Этап организации опорных знаний можно организовать тоже разными способами.

  1. Это может быть по геометрии работа по готовым чертежам, составление своей задачи, задания-загадки «Что скрыто?», « Что ты видишь?» и т. Д. Все это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление.

  2. Работа в парах с применением тренажеров для устного счета. Использование на уроке таких тренажеров позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно использовать устный счет. Использование на уроке такой формы раб от ы с использованием тренажеров позволяет рационально использовать время урока, проверить всех и воспитывает у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.

Как можно воспитывать познавательную деятельность, при этом показывая связь с историей, с жизнью, т.е осуществлять эстетическое воспитание? На уроках математики мы говорим с ребятами об особенностях математики в музыке и живописи, в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой природы.

На уроках нужно стараться погружать ученика в историю развития науки. Например, на уроке геометрии при первом знакомстве с прямоугольным треугольником делаем акцент на то, как появился прямой угол, а затем уже прямоугольный треугольник. Предлагаем ученикам найти сначала в окружающей обстановке прямые углы, задумываемся как помощью подручных средств можно получить шаблон прямого угла (с помощью веревки, отвеса и колышков). Проводим эксперимент. Расскажем ребятам, что таким способом пользовались еще в древности. Применяя веревку с узелками, можно показать им египетский треугольник. Сообщаем, что термины, которые мы только, что использовали – имеют и другое название. «Отвес» - значит катет, «натянутая» -гипотенуза, другой катет называем основанием. В заключении строим чертеж треугольника и подписываем названия его сторон. Такое знакомство с прямоугольным треугольником позволяет воспитывать не только познавательную активность, но и осуществлять эстетическое воспитание, показывая связь геометрии с историей и практическим применением в жизни- это есть гуманитаризация процесса обучения.

Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание.

Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Осуществлять контроль можно разными способами. Это дифференцированные карточки-тренажеры контролирующего характера, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачеты и т. д. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие. Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математические сказки. Такую работу можно проводить с учениками, начиная с 5 класса, предлагая при изучении некоторых тем сочинить и художественно оформить свою математическую сказку. Сказки готовят к изучению геометрии, которая требует развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству. Дети учатся быть справедливыми и добрыми, сочиняя свою сказку.

На реализацию нравственного воспитания влияет оценивание работы учеников на уроке. Разные способы оценивания оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в плане неудач. Нужно применять разные подходы в оценивании. После проведения контрольной работы и по итогам четверти составляем с учениками «лестницу успехов». Можно с уверенностью сказать, что этот прием эффективен, так как учащиеся проявляют такие качества как критичность, взаимоуважение, учатся радоваться успехам других, высказывают критику по отношению к себе и одноклассникам. Систематическое использование таких «лесенок» в работе приводит к тому, что при анализе контрольных работ тем, кто получает «5», учащиеся начинают хлопать в ладоши, искренне радуясь за них, сопереживают неудачам других. На некоторых уроках целесообразно применять оценочные жетоны, с помощью которых каждый сам себя оценивает за правильные ответы. Активность на уроке при этом увеличивается. В конце урока легко подвести итог и выставить соответствующую оценку в журнал. Этот прием позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение. Конечно, в течение урока обязательно должна присутствовать словесная оценка учителя.

Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с учащимися с воспитательной точки зрения. Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического  воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение.
Задача 1

Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».

Задача 2

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.

Например:

218+569+349+282=1418

474+569+349+26 =1418

Предлагаю и вам по пробовать по считать


За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности. И если, по словам Эразма Роттердамского6 « Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются», то учитель математики может и должен помогать формированию душ учеников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Григорова Марина Борисовна

Дата: 25.08.2022

Номер свидетельства: 612173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства