Тема: «ПЕДАГОГ НОВОЙ ФОРМАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Введение: Профессия педагога всегда была и остается быть одной из самых востребованных профессией, от которой зависят судьбы людей, их будущее.
Педагог должен уметь формировать целостное мышление студента, в равной мере привнося в этот процесс достижения ученого и методолога. Возможность синтезировать знания и умения – есть одно из главных качеств педагога. За последние годы многое изменилось в нашем образовании. Но при всех изменениях стержнем образования остается педагог. Во все времена, на протяжении существования всего человечества, образование являлось неотъемлемой частью жизни каждого человека. И, конечно же, основным инструментом, частичкой человеческого общества, которая обучает молодое поколение, является учитель. Педагог всегда занимал поистине особое место в обществе, так как он был и остается носителем основных принципов всеобщего образования. На протяжении многих лет на земле были войны, конфликты и катастрофы, но педагог по-прежнему не утратил своей основной функции - обучать и воспитывать. Педагогика является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Он сталкивается с ней на протяжении всей жизни: при воспитании, обучении и получении образования. Поэтому педагог должен быть полноценным специалистом в условиях современного рынка.
Актуальность: основывается на масштабных задачах стоящих перед педагогом изнутри трансформировать систему образования и через нее - все зоны воздействия образовательной системы общества в условиях его устойчиво развития.
Основная задача современной педагогики воспитание мыслящего и ищущего учителя новой формации, способного сделать самостоятельный мировоззренческий выбор. Педагог должен осознать и реализовать содержание образования неразрывно с формой и методом.
Методика - основная творческая направленность педагога новой формации. Говоря о специалистах новой формации, можно сказать, что педагог должен всегда стремиться к новому, изучать новые технологии и, конечно же, не отставать от развития современной техники.
В настоящее время система образования постоянно модернизируется и преображается, а значит, требует определенного системного подхода к усовершенствованию самой главенствующей роли педагога и изучения данного направления по формированию педагога новой формации.
Цели и задачи проекта:
-Определение стратегической роли педагога;
- Определение основных задач педагога новой формации;
- Определение основных знаний и умений, которыми должен обладать педагог новой формации;
- Определить качества, которыми должен обладать педагог новой формации.
Основная часть:
В модернизации образования, в реформировании образовательного процесса центральной фигурой является педагог - исследователь, педагог -лидер.
« Педагог новой формации - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации» (Н.А.Назарбаев, Президент РК.). Задачи, которые должен решать ПЕДАГОГ НОВОЙ ФОРМАЦИИ: 1. Учить новому мышлению, методам познания и самоорганизации. 2. Уметь научить студента и подвести практический итог своей деятельности. 3. Научить студента самостоятельно рассматривать явления целостно и в динамике. 4. Научить студента самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации.
Требования к ПЕДАГОГУ НОВОЙ ФОРМАЦИИ: Требования, предъявляемые обществом к педагогу новой формации, за последние годы существенно повысились. Учитель новой формации – это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале учитель должен ясно понимать саму ценность образования, быть адаптированным в своей среде, прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности. Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность студентов, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью. Компетентность педагога зависит от уровня сформированности трех групп компетенций, которыми должен владеть учитель новой формации:
предметно-ориентированные компетенции. Профессиональная деятельность педагога связана с конкретной предметной областью – педагогической реальностью. Объектом его профессиональной деятельности является целостный педагогический процесс, следовательно, педагог новой формации должен уметь действовать в системе «человек – человек» («педагог – студент»). Чрезвычайно важно, осознание педагогом роли гуманистических отношений в педагогическом процессе учебного заведения. Идейно-нравственная позиция педагога должна отражаться на методике его воспитательной работы, требующей наличия определенных профессиональных качеств личности, отвечающих целям его деятельности, и иного взгляда на ученика, вытекающего из современных теоретических исследований – школьник из объекта воздействия должен стать субъектом деятельности. Творческая направленность педагогической деятельности предусматривает, что педагог должен: 1) объективно оценивать свои возможности как педагога новой формации, знать свои слабые и сильные, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.); 2) овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения, в том числе – педагогического; 3) уметь ориентироваться в происходящих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства, суть которых заключается в том, что современное образование становится все более поликультурным, предполагающим широкую языковую подготовку учителя. Принципы непрерывного педагогического образования:
Принципами формирования педагога новой формации в Республике Казахстан - гуманистический, личностно-ориентированный характер образования; - фундаментальность – научное обоснование и высокое качество предметной, психолого-педагогической и общекультурной подготовки; - интегрированность – междисциплинарные связи, направленные на формирование целостной картины мира, создаваемые комплексом базовых дисциплин на основе взаимообогащения содержания и единства цели и требований; - универсальность – полнота набора дисциплин, обеспечивающих единство профессионального и общекультурного аспектов базовой подготовки будущих педагогов; - непрерывность и преемственность этапов и ступеней педагогического образования, обусловливающая преемственность уровней развития личности педагога; - гибкость и вариативность содержания и технологий образовательного процесса в системе непрерывного педагогического образования; - компенсированность – восполнение пробелов в базовом образовании; - адаптивность – развитие способности к адаптации педагога в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации; - развивающий характер образования – удовлетворение духовных запросов личности, потребностей её творческого роста; - демократизация – доступность непрерывного образования для каждого педагога; - интеграция формальных и неформальных образовательных структур традиционного и нового типа; - всеобщность – включенность всех поколений и всех социальных групп в различные структуры и уровни образования. Система непрерывного педагогического образования: Непрерывное образование представляет собой процесс постоянного развития способностей (общих и специальных) и потребностей (профессионально-познавательных, духовных) педагога как субъекта профессиональной деятельности на протяжении всей его жизнедеятельности. В соответствии с этим система непрерывного образования есть совокупность путей, способов и средств развития личности, деятельности педагога, преемственных, согласованных образовательных программ в сети взаимодействующих между собой учебных заведений среднего, послесреднего, высшего и послевузовского образования, системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Система непрерывного педагогического образования должна быть многоуровневой, направленной на обеспечение многоступенчатости по вертикали и альтернативности по горизонтали, динамичности, гибкости подготовки, ее фундаментальности и универсальности. Подготовка кадров в системе непрерывного педагогического образования станет адресной, ориентированной на конкретные запросы образовательных организаций всех типов, субъектов рынка образовательных услуг при сохранении свободы выбора личностью образовательной траектории, усилении практической направленности обучения. В условиях перехода на новую модель образования, ориентированного на результат, особую актуальность приобретает подготовка педагога по нескольким специальностям. В этой связи, вузовская и послевузовская подготовка учителя должна предусматривать возможность получения дополнительной специальности и осуществляться только на базе высших учебных заведений
ПЕДАГОГУ НОВОЙ ФОРМАЦИИ необходимо следовать принципам:
Парадигма целостного динамического образования ПЕДАГОГА НОВОЙ ФОРМАЦИИ - необходимо уметь работать, используя психологические методики корректирующего типа; владеть методиками психологического моделирования и прогнозирования. ЗНАНИЯ, которыми необходимо владеть ПЕДАГОГУ НОВОЙ ФОРМАЦИИ: 1. знание основ научной теории, методологии; 2. хорошее знание предмета специализации; 3. энергии, которая позволит показать личную убежденность учителя и стимулировать творческий процесс познания.
УМЕНИЯ, которыми должен владеть ПЕДАГОГ НОВОЙ ФОРМАЦИИ:
1. УМЕТЬ ЛЮБИТЬ детей - важнейший компонент принципа гуманизма и важные качества воспитателя, педагога; безусловно принимать мир и человека. 2. УВАЖАТЬ СТУДЕНТА, ЧЕЛОВЕКА - видеть в каждом личность -необходимое качество педагога. 3. ВЕРИТЬ в СТУДЕНТА, ЧЕЛОВЕКА - залог успеха ОП, выражает оптимистическую линию гуманизма. 4. ЗНАТЬ СТУДЕНТА, ЧЕЛОВЕКА - без знания души личности воспитание является слепым; быть гуманным - значит быть человековедом. 5. ПОНИМАТЬ СТУДЕНТА, ЧЕЛОВЕКА - нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами. 6. БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ к ДУХОВНОМУ МИРУ и ПРИРОДЕ ЛИЧНОСТИ - каждая личность имеет свой неповторимый духовный мир, имеет свой опыт, привычки, взгляды. 7. БЕРЕЧЬ и РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА - без этого невозможно ни воспитание, ни самовоспитание. 8. СТАТЬ ДРУГОМ СТУДЕНТА, ЧЕЛОВЕКА - как соучастника ОП, который должен видеть в нем друга, чувствовать поддержку и помощь. /по В. А. Сухомлинскому/. 9. Уметь целостно мыслить. Педагог новой формации должен уметь трансформировать негативные проблемы, настроения, устремления в позитивные. Это - педагог - практический психолог. 10. ОРИЕНТАЦИЯ на КУЛЬТУРУ педагогического труда - ориентация на формирование целостного мировоззрения педагога. 11. НЕ НАВРЕДИТЬ здоровью, психике, стремлению к творчеству личности. 12. МОТИВИРОВАТЬ целостное восприятие мира личностью. 13. МОТИВИРОВАТЬ позитивный выбор студента в ситуациях заданности и неопределенности.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, которыми должен обладать ПЕДАГОГ НОВОЙ ФОРМАЦИИ: - ум и логика, рассудительность и проницательность, оригинальность и концептуальность; -знание дела и речевая развитость, любопытство и познавательность; - инициативность и гибкость, созидательность и творчество;
- честность, смелость и личностная целостность;
-самоуверенность и уравновешенность, независимость и. самостоятельность;
-настойчивость и упорство, энергичность и работоспособность, обязательность; УМЕНИЯ, которые необходимо приобрести
ПЕДАГОГУ НОВОЙ ФОРМАЦИИ: - умение заручаться поддержкой;
-умение завоевывать популярность и престиж;
-такт и дипломатичность;
-умение брать на себя риск и ответственность;
-умение организовать и убеждать;
-умение менять себя и быть надежным;
- умение шутить и понимать юмор;
-умение разбираться в людях.
Заключение: ПЕДАГОГ НОВОЙ ФОРМАЦИИ - это и ПЕДАГОГ - ЛИДЕР - современный гуманитарный этический лидер как реальный человек, живущий открыто в своем миропонимании и поведении в миру. Он заботится о благе коллег, своей моральной стабильности и мировоззренческой определенности, понятной для окружающих людей. Он выявляет и искореняет несправедливость. Лидер углубляет свое понимание добра и блага.
ПЕДАГОГ НОВОЙ ФОРМАЦИИ как ВЕЛИКИЙ ПЕДАГОГ; 1. окружен своими лучшими студентами: вечно сеит светлое, радостное, мажорное лето; 2. он улыбнется - радость и праздник в душах учеников; 3. не скрытен: эмоции для него — педагогическое средство; он свободен от предупреждений; 4. он постоянен и последователен во всех своих деяниях; он обладает высшим знанием и делает все хорошо. Он ничего не забывает, ничего не путает, никогда не ошибается; 5. он сам придумывает: создает и поддерживает особые условия, особую атмосферу, стимулирует учеников в работе;
6. он поддерживает коллег, и все вместе являются единым коллективом единомышленников.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://collegy.km.ru/
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}