kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: "Стили педагогического общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Стили педагогического общения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Стили педагогического общения"»

Доклад на тему: « Стили педагогического общения»

Подготовила учитель музыки 1 категории

СКО школы интерната YIII вида Копылова Е.Н.


Особое место в психологии занимает изучение стилей руководства в контексте администрация – сотрудники. Исследователи различают разные подходы к проблеме, количество стилей, выделяя их по разным основаниям. Одно из самых популярных в психологической науке описание стилей руководства принадлежит немецкому психологу Курту Левину. Он выделяет две стороны стилей руководства – содержание решений, предложенных руководителем (формальный аспект), и техника (способы) осуществления этих решений (содержательный аспект). Рассмотрим с этих позиций основные стили руководства

  • авторитарный,

  • демократический,

  • либеральный.

Также определим, как эти стили будут проявляться в руководстве педагогическим коллективом.

Авторитарный стиль

Лидер «всё знает сам» и не терпит возражений.

Своим подчинённым он представляет лишь минимум информации. Он никому не доверяет и может никого не ставить в известность о своих намерениях. Подчинённых он считает пешками, ему свойственно подавление или удаление сильных и оригинальных людей. Его окружает хор поддакивающих, при этом лучшим работником будет считаться тот, кто умеет отгадывать мысли шефа. В этой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. Некоторые работники многим ему обязаны, он не только пугает и наказывает, но и награждает.

Такая система не воспитывает самостоятельности, со всеми вопросами помощники, заместители бегут к «главному».

Если в коллективе руководитель – автократ, то он всех будоражит, создаёт кратковременную активность и часто оставляет после себя неразбериху, создаёт вокруг себя враждебную атмосферу.

Этот стиль руководства лежит в основе большинства конфликтов.

Демократический стиль

Предполагает взаимодействия на уровне «взрослый» - «взрослый.»

У руководителя и подчинённого возникает чувство доверия и взаимопонимания. Руководитель ведёт себя, как один из членов группы, каждый сотрудник может при нём свободно выражать свои мнения по разным вопросам. В зависимости от выполняемой задачи руководство может передаваться от одного участника к другому. Ответственность за неудачи руководитель разделяет с группой. Большинство проблем обсуждается коллективно. Стремление прислушиваться к мнению сотрудников по разным вопросам объясняется не тем, что он этого не понимает, а убеждением в том, что при обсуждении могут возникнуть нюансы, позволяющие лучше понять ситуацию и найти правильное решение.

Такая обстановка создаёт условия для самовыражения подчинённых, для развития их самостоятельности. Управление происходит без грубого нажима, опираясь на способности людей, уважение к их достоинству.

Либеральный стиль.

Характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Либерал предпринимает какие-нибудь действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремится уклониться от ответственности за решения.

Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять своё решение по одному и тому же вопросу. В организации, где руководитель – либерал, часто важные вопросы решаются без его участия. Во взаимоотношениях с подчинёнными либерал корректен и вежлив. Положительно реагирует на критику, не требователен к подчинённым и не любит контролировать их работу.

В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчинённым различного рода незаслуженные поощрения. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, неуверенные в прочности служебного положения.

Теперь рассмотрим эту же типологию применительно к педагогическому взаимодействию учителя с учениками

Авторитарный стиль педагогического общения

  • Лидер (учитель) – над детским коллективом, он единолично планирует работу и несёт единоличную ответственность;

  • Он постоянно проявляет неверие в силы учеников;

  • Указывает не только задание, но и способы выполнения, этапы, распределяет кто с кем работает;

  • Чаще использует приказной тон, замечания, выпады к одним, восхваление других учеников;

  • субъективная оценка личностей учеников (часты замечания не по поводу работы, а по поводу личности.

У авторитарных учителей заметно снижение мотивации деятельности учеников (при поэтапности не ясна конечная цель, смысл работы).Эмоциональный настрой учеников характеризует подавленность, и одновременно возникает вражда между учениками.

Демократический стиль педагогического общения характеризуется следующими чертами:

  • Лидер внутри коллектива практикует коллективное принятие решений и разделение ответственности;

  • Проявляет веру в учеников, в их силы;

  • Стимулируется самостоятельность в поиске решений задач, самоуправление учащихся;

  • Оцениваются факты, а не личности;

В результате развивается уверенность в себе, возрастает общительность, отмечается рост сплоченности и взаимопомощи в детском коллективе, доминирующий настрой – спокойствие, радость.

Либерально - попустительский стиль педагогического общения характеризуется:

  • Неопределённой позицией лидера, его самоустранение от ответственности;

  • Отсутствие чётких планов;

  • Неопределённость, непоследовательность в отношениях к ученикам;

  • непредсказуемость, нелогичность оценок.

При либеральном стиле общения в результате непоследовательности учителя у учеников фиксируются такие эмоциональные проявления, как гнев, злость.

Как показали эксперименты Курта Левина и многочисленные исследования, и с точки зрения учебных результатов, в классе наиболее предпочтителен демократический стиль. А наименее – либеральный. Результаты отечественных исследований много раз подтверждали эти выводы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему: "Стили педагогического общения"

Автор: Копылова Елена Николаевна

Дата: 29.01.2018

Номер свидетельства: 453399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад к семинару "Психологическая поддержка детей с нарушением интеллекта""
    ["seo_title"] => string(88) "doklad-k-sieminaru-psikhologhichieskaia-poddierzhka-dietiei-s-narushieniiem-intielliekta"
    ["file_id"] => string(6) "287452"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454492616"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Доклад на тему: Педагогические ситуации и их решения. "
    ["seo_title"] => string(64) "doklad-na-tiemu-piedaghoghichieskiie-situatsii-i-ikh-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "212974"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431960390"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Тема доклада : Педагогические ситуации и их решения. "
    ["seo_title"] => string(62) "tiema-doklada-piedaghoghichieskiie-situatsii-i-ikh-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "212976"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431960829"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Доклад. Развитие творчества через проект "
    ["seo_title"] => string(46) "doklad-razvitiie-tvorchiestva-chieriez-proiekt"
    ["file_id"] => string(6) "138301"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417525995"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Воспитание социальной нравственности в общении с ребенком в условиях семьи и в детском саду"
    ["seo_title"] => string(104) "vospitaniie-sotsial-noi-nravstviennosti-v-obshchienii-s-riebienkom-v-usloviiakh-siem-i-i-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "275201"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452529678"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства