Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Стили педагогического общения"»
Доклад на тему: « Стили педагогического общения»
Подготовила учитель музыки 1 категории
СКО школы интерната YIII вида Копылова Е.Н.
Особое место в психологии занимает изучение стилей руководства в контексте администрация – сотрудники. Исследователи различают разные подходы к проблеме, количество стилей, выделяя их по разным основаниям. Одно из самых популярных в психологической науке описание стилей руководства принадлежит немецкому психологу Курту Левину. Он выделяет две стороны стилей руководства – содержание решений, предложенных руководителем (формальный аспект), и техника (способы) осуществления этих решений (содержательный аспект). Рассмотрим с этих позиций основные стили руководства
авторитарный,
демократический,
либеральный.
Также определим, как эти стили будут проявляться в руководстве педагогическим коллективом.
Авторитарный стиль
Лидер «всё знает сам» и не терпит возражений.
Своим подчинённым он представляет лишь минимум информации. Он никому не доверяет и может никого не ставить в известность о своих намерениях. Подчинённых он считает пешками, ему свойственно подавление или удаление сильных и оригинальных людей. Его окружает хор поддакивающих, при этом лучшим работником будет считаться тот, кто умеет отгадывать мысли шефа. В этой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. Некоторые работники многим ему обязаны, он не только пугает и наказывает, но и награждает.
Такая система не воспитывает самостоятельности, со всеми вопросами помощники, заместители бегут к «главному».
Если в коллективе руководитель – автократ, то он всех будоражит, создаёт кратковременную активность и часто оставляет после себя неразбериху, создаёт вокруг себя враждебную атмосферу.
Этот стиль руководства лежит в основе большинства конфликтов.
Демократический стиль
Предполагает взаимодействия на уровне «взрослый» - «взрослый.»
У руководителя и подчинённого возникает чувство доверия и взаимопонимания. Руководитель ведёт себя, как один из членов группы, каждый сотрудник может при нём свободно выражать свои мнения по разным вопросам. В зависимости от выполняемой задачи руководство может передаваться от одного участника к другому. Ответственность за неудачи руководитель разделяет с группой. Большинство проблем обсуждается коллективно. Стремление прислушиваться к мнению сотрудников по разным вопросам объясняется не тем, что он этого не понимает, а убеждением в том, что при обсуждении могут возникнуть нюансы, позволяющие лучше понять ситуацию и найти правильное решение.
Такая обстановка создаёт условия для самовыражения подчинённых, для развития их самостоятельности. Управление происходит без грубого нажима, опираясь на способности людей, уважение к их достоинству.
Либеральный стиль.
Характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Либерал предпринимает какие-нибудь действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремится уклониться от ответственности за решения.
Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять своё решение по одному и тому же вопросу. В организации, где руководитель – либерал, часто важные вопросы решаются без его участия. Во взаимоотношениях с подчинёнными либерал корректен и вежлив. Положительно реагирует на критику, не требователен к подчинённым и не любит контролировать их работу.
В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчинённым различного рода незаслуженные поощрения. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, неуверенные в прочности служебного положения.
Теперь рассмотрим эту же типологию применительно к педагогическому взаимодействию учителя с учениками
Авторитарный стиль педагогического общения
Лидер (учитель) – над детским коллективом, он единолично планирует работу и несёт единоличную ответственность;
Он постоянно проявляет неверие в силы учеников;
Указывает не только задание, но и способы выполнения, этапы, распределяет кто с кем работает;
Чаще использует приказной тон, замечания, выпады к одним, восхваление других учеников;
субъективная оценка личностей учеников (часты замечания не по поводу работы, а по поводу личности.
У авторитарных учителей заметно снижение мотивации деятельности учеников (при поэтапности не ясна конечная цель, смысл работы).Эмоциональный настрой учеников характеризует подавленность, и одновременно возникает вражда между учениками.
Демократический стиль педагогического общения характеризуется следующими чертами:
Лидер внутри коллектива практикует коллективное принятие решений и разделение ответственности;
Проявляет веру в учеников, в их силы;
Стимулируется самостоятельность в поиске решений задач, самоуправление учащихся;
Оцениваются факты, а не личности;
В результате развивается уверенность в себе, возрастает общительность, отмечается рост сплоченности и взаимопомощи в детском коллективе, доминирующий настрой – спокойствие, радость.
Либерально - попустительский стиль педагогического общения характеризуется:
Неопределённой позицией лидера, его самоустранение от ответственности;
Отсутствие чётких планов;
Неопределённость, непоследовательность в отношениях к ученикам;
непредсказуемость, нелогичность оценок.
При либеральном стиле общения в результате непоследовательности учителя у учеников фиксируются такие эмоциональные проявления, как гнев, злость.
Как показали эксперименты Курта Левина и многочисленные исследования, и с точки зрения учебных результатов, в классе наиболее предпочтителен демократический стиль. А наименее – либеральный. Результаты отечественных исследований много раз подтверждали эти выводы.