Доклад к семинару "Психологическая поддержка детей с нарушением интеллекта"
Доклад к семинару "Психологическая поддержка детей с нарушением интеллекта"
Психологическая поддержка детей с нарушением интеллекта в детском саду.
Интеграция в обществе детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющий дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состояние адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в дошкольном возрасте – основное, в чем нуждаются дети, отстающие в развитии.
У детей с нарушением интеллекта, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.
В наши дни психологическая помощь детям с нарушением интеллекта рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка, формирования системы ценностных установок и ориентации, развития познавательных процессов, которые соответствуют психическим и физиологическим возможностям ребенка.
Важным звеном психологической помощи детям с нарушениями интеллекта является психологическая поддержка.
Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: во-первых, поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии и, во-вторых, поддержка самих детей.
Психологическую поддержку родителей рассматривается как система мер, направленных на:
Снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеваниями ребенка;
Укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
Формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;
Установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного подхода, что предусматривает участие не только психолога, но и всех других специалистов: врача - психиатра, социального работника, учителя – дефектолога, логопеда, воспитателя и т.д. однако главная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит психологу.Он тесно взаимодействует с воспитателями, специалистами и непосредственно с детьми и их родителями.Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания больного ребенка. Среди мероприятий, оказывающих поддерживающее влияние, можно выделить несколько основных:
Анкетирование, тесты, вопросники с помощью анкет мы получаем информацию о степени вовлеченность родителей в процесс воспитания детей, узнаем их пожелания и ожидания.
Родительские собрания семинары, Основная задача родительских собраний и семинаров – расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка. На семинарах повышается не только информированность родителей о ребенке, а главное - это изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам воспитания больного ребенка. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение своих проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатываются пути разрешения возникших проблем.
Лекции,в лекциях психолог сообщает родителям нужную психологическую информацию. Психолог обязан специально подобрать актуальные темы. Среди актуальных тем можно выделить: «Особенности психического и эмоционально-волевого развития детей с нарушениями интеллекта», «Особенности семейного воспитания. Стили семейного воспитания», «Психологический климат в семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии», «Проблемы интеграции детей с нарушениями интеллекта в обществе» и др. можно предложить темы психолого-педагогической, юридической, медицинской направленности. С этой целью привлекаются другие специалисты.
Дискуссии, групповая дискуссия является наиболее целесообразной формой родительских семинаров. Это прием направлен на организацию творческого подхода родителей к воспитанию ребенка. Психолог предлагает родителям обсудить определенные ситуации с поведенческими проблемами (например: ребенок аутист раскачивается и кричит в автобусе - как на это реагировать, или на детской площадке ребенок отнимает у других детей игрушки. Темы могут быть разными.
Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме их группового взаимодействия, а также и в процессе индивидуальных бесед с психологом о проблемах ребенка.Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, информационные стенды, папки-передвижки, консультации, через тетрадь взаимодействия, где они могут задать интересующие их вопросы о развитии ребенка.Участие в конкурсах детского сада, создание поделок вместе с детьми и. т. д.
Психологическую поддержку самих детей.
Психологическая поддержка детей как средство психологического воздействия требует от взрослых сосредоточенности на позитивных сторонах и преимуществах ребенка помочь ребенку поверить в себя и свои способности;поддерживает ребенка при неудачах. Вербально и невербально сообщать ребенку, что верите в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям необходимо изменить привычный стиль общения.
Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен использовать теслова и жесты, которые работают на развитие ребенка:
Поддерживать можно посредством:
• отдельных слов («как красиво у тебя получилось», «как аккуратно ты выполнил работу», « как прекрасно мы с тобой позанимались», «здорово»«молодец», ит.д);
• высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад твоей помощи», «Все идет прекрасно», ит.д)
• прикосновений (по гладить по плечу, по голове, дотронуться до руки, обнять его);
• выражение лица (улыбка, кивок, смех).
Для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Создавать в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.Опираться на сильные стороны ребенка.Принимать ребенка, какой он есть.
Организовывать жизнедеятельность детей, таким образом, чтоб у них
накапливался положительный опыт добрых чувств. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.Поддерживать ребенка при выполнении задания (помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться).
6. Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, и доверия ко взрослым.
7. Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.Проявлять эмоции во взаимоотношении с ребенком.
8. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
9. Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества сродителями воспитанников.
Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою «нужность».
Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит не только от уровня профессионализма психолога, а также от его личных качеств.
Таким образом, психологическая поддержка является важным звеном и в системе психологической помощи родителям детям с проблемами в развитии. Основная цель психологической поддержки – повышение сенситивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их психолого-педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового и индивидуального взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка. Необходимо, чтобы сам процесс психологической поддержки был непрерывным и комплексным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад к семинару "Психологическая поддержка детей с нарушением интеллекта"»
Психологическая поддержка детей с нарушением интеллекта
в детском саду.
Интеграция в обществе детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющий дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состояние адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в дошкольном возрасте – основное, в чем нуждаются дети, отстающие в развитии.
У детей с нарушением интеллекта, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.
В наши дни психологическая помощь детям с нарушением интеллекта рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка, формирования системы ценностных установок и ориентации, развития познавательных процессов, которые соответствуют психическим и физиологическим возможностям ребенка.
Система психологической помощи детям с нарушениями интеллекта состоит из следующих составляющих:
Психологическая помощь детям с нарушениями интеллекта
Психологическая поддержка
Психокоррекция
Психодиагностика
Психологическое консультирование, просвещение
Психологическое сопровождение
Блоки этой системы взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.
Остановимся подробнее на одном из блоков психологической помощи как психологическая поддержка.
Важным звеном психологической помощи детям с нарушениями интеллекта является психологическая поддержка.
Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: во-первых, поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии и, во-вторых, поддержка самих детей.
Психологическую поддержку родителей рассматривается как система мер, направленных на:
Снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеваниями ребенка;
Укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
Формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;
Установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного подхода, что предусматривает участие не только психолога, но и всех других специалистов: врача - психиатра, социального работника, учителя – дефектолога, логопеда, воспитателя и т.д. однако главная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит психологу.Он тесно взаимодействует с воспитателями, специалистами и непосредственно с детьми и их родителями.Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания больного ребенка. Среди мероприятий, оказывающих поддерживающее влияние, можно выделить несколько основных:
Анкетирование, тесты, вопросники с помощью анкет мы получаем информацию о степени вовлеченность родителей в процесс воспитания детей, узнаем их пожелания и ожидания.
Родительские собрания семинары, Основная задача родительских собраний и семинаров – расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка. На семинарах повышается не только информированность родителей о ребенке, а главное - это изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам воспитания больного ребенка. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение своих проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатываются пути разрешения возникших проблем.
Лекции,в лекциях психолог сообщает родителям нужную психологическую информацию. Психолог обязан специально подобрать актуальные темы. Среди актуальных тем можно выделить: «Особенности психического и эмоционально-волевого развития детей с нарушениями интеллекта», «Особенности семейного воспитания. Стили семейного воспитания», «Психологический климат в семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии», «Проблемы интеграции детей с нарушениями интеллекта в обществе» и др. можно предложить темы психолого-педагогической, юридической, медицинской направленности. С этой целью привлекаются другие специалисты.
Дискуссии, групповая дискуссия является наиболее целесообразной формой родительских семинаров. Цель дискуссии – совместное вырабатывание оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, повышение мотивации родителей, их вовлеченности в решение обсуждаемых проблем, по «трудным ситуациям». Это прием направлен на организацию творческого подхода родителей к воспитанию ребенка. Психолог предлагает родителям обсудить определенные ситуации с поведенческими проблемами (например: ребенок аутист раскачивается и кричит в автобусе - как на это реагировать, или на детской площадке ребенок отнимает у других детей игрушки. Темы могут быть разными.
Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме их группового взаимодействия, а также и в процессе индивидуальных бесед с психологом о проблемах ребенка.Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, информационные стенды, папки-передвижки, консультации, через тетрадь взаимодействия, где они могут задать интересующие их вопросы о развитии ребенка.Участие в конкурсах детского сада, создание поделок вместе с детьми и. т. д.
Психологическую поддержку самих детей.
Психологическая поддержка детей как средство психологического воздействия требует от взрослых сосредоточенности на позитивных сторонах и преимуществах ребенка помочь ребенку поверить в себя и свои способности;поддерживает ребенка при неудачах. Вербально и невербально сообщать ребенку, что верите в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям необходимо изменить привычный стиль общения.
Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен использовать теслова и жесты, которые работают на развитие ребенка:
Поддерживать можно посредством:
• отдельных слов («как красиво у тебя получилось», «как аккуратно ты выполнил работу», « как прекрасно мы с тобой позанимались», «здорово»«молодец», ит.д);
• высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад твоей помощи», «Все идет прекрасно», ит.д)
• прикосновений (по гладить по плечу, по голове, дотронуться до руки, обнять его);
• выражение лица (улыбка, кивок, смех).
Для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Создавать в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.Опираться на сильные стороны ребенка.Принимать ребенка, какой он есть.
Организовывать жизнедеятельность детей, таким образом, чтоб у них
накапливался положительный опыт добрых чувств. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.Поддерживать ребенка при выполнении задания (помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться).
Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, и доверия ко взрослым.
Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.Проявлять эмоции во взаимоотношении с ребенком.
8. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
9. Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с
родителями воспитанников.
Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою «нужность».
Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит не только от уровня профессионализма психолога, а также от его личных качеств.
Таким образом, психологическая поддержка является важным звеном и в системе психологической помощи родителям детям с проблемами в развитии. Основная цель психологической поддержки – повышение сенситивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их психолого-педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового и индивидуального взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка. Необходимо, чтобы сам процесс психологической поддержки был непрерывным и комплексным.