kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад к семинару "Психологическая поддержка детей с нарушением интеллекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая поддержка детей  с нарушением интеллекта в детском саду.

Интеграция в обществе детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющий дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состояние адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в дошкольном возрасте – основное, в чем нуждаются дети, отстающие в развитии.

У детей с нарушением интеллекта, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.

В наши дни психологическая помощь детям с нарушением интеллекта  рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка, формирования системы ценностных установок и ориентации, развития познавательных процессов, которые соответствуют психическим и физиологическим возможностям ребенка.

Важным звеном психологической помощи детям с нарушениями интеллекта является психологическая поддержка.

Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: во-первых, поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии и, во-вторых, поддержка самих детей.

Психологическую поддержку родителей  рассматривается как система мер, направленных на:

  • Снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеваниями ребенка;
  • Укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
  • Формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;
  • Установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного подхода, что предусматривает участие не только психолога, но и всех других специалистов: врача - психиатра, социального работника, учителя – дефектолога, логопеда, воспитателя и т.д. однако главная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит психологу.Он тесно взаимодействует с воспитателями, специалистами и непосредственно с детьми и их родителями.Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую  поддержку родителей, в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания больного ребенка. Среди мероприятий, оказывающих поддерживающее влияние, можно выделить несколько основных:

  • Анкетирование, тесты, вопросники  с помощью анкет мы получаем информацию о степени вовлеченность родителей в процесс воспитания детей, узнаем их пожелания и ожидания.
  • Родительские собрания семинары, Основная задача родительских собраний и семинаров – расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка. На семинарах повышается не только информированность родителей о ребенке, а главное  - это изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам воспитания больного ребенка. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение своих проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатываются пути разрешения возникших проблем.
  • Лекции,в лекциях психолог сообщает родителям нужную психологическую информацию. Психолог обязан специально подобрать актуальные темы. Среди актуальных тем можно выделить: «Особенности психического и эмоционально-волевого развития детей с нарушениями интеллекта», «Особенности семейного воспитания. Стили семейного воспитания», «Психологический климат в семьях, имеющих детей  с нарушениями в развитии», «Проблемы интеграции детей с нарушениями интеллекта в обществе» и др. можно предложить темы психолого-педагогической, юридической, медицинской направленности. С этой целью привлекаются другие специалисты.
  • Дискуссии, групповая дискуссия является наиболее целесообразной формой родительских семинаров.  Это прием направлен  на организацию творческого подхода родителей к воспитанию ребенка. Психолог предлагает родителям обсудить определенные ситуации с поведенческими проблемами (например: ребенок аутист раскачивается и кричит в автобусе -  как на это реагировать, или на детской площадке ребенок  отнимает у других детей игрушки. Темы могут быть разными.

Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме их группового взаимодействия, а также и в процессе индивидуальных бесед с психологом о проблемах  ребенка.Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, информационные стенды, папки-передвижки, консультации, через тетрадь взаимодействия, где они могут задать интересующие их вопросы о развитии ребенка.Участие в конкурсах детского сада, создание поделок вместе с детьми и. т. д.

Психологическую поддержку самих детей.

Психологическая поддержка детей как средство психологического воздействия требует от взрослых сосредоточенности на позитивных сторонах и преимуществах ребенка помочь ребенку поверить в себя и свои способности;поддерживает ребенка при неудачах. Вербально и невербально сообщать ребенку, что верите в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям необходимо изменить привычный стиль общения.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен использовать теслова и жесты, которые работают на развитие ребенка:

Поддерживать можно посредством:

•      отдельных слов («как красиво у тебя получилось», «как аккуратно ты выполнил работу», « как прекрасно мы с тобой позанимались», «здорово»«молодец», ит.д);

•      высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад твоей помощи», «Все идет прекрасно», ит.д)

•      прикосновений (по гладить по плечу, по голове,  дотронуться до руки, обнять его);

•      выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  1. Создавать в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
  2. Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.Опираться на сильные стороны ребенка.Принимать ребенка, какой он есть.
  3. Организовывать жизнедеятельность детей, таким образом, чтоб у них

накапливался положительный опыт добрых чувств. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

  1. Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
  2. В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.Поддерживать ребенка при выполнении задания (помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться).

6.  Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, и доверия ко взрослым.

7.  Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.Проявлять эмоции во взаимоотношении с ребенком.

8.     Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

9.    Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества сродителями воспитанников.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою «нужность».

Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит не только от уровня профессионализма психолога, а также от его личных качеств.

Таким образом, психологическая поддержка является важным звеном и в системе психологической  помощи родителям  детям с проблемами в развитии. Основная  цель психологической поддержки – повышение  сенситивности родителей к проблемам  детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью  ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о  потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их психолого-педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового и индивидуального взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка. Необходимо, чтобы сам процесс психологической поддержки был непрерывным и комплексным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад к семинару "Психологическая поддержка детей с нарушением интеллекта"»

Психологическая поддержка детей с нарушением интеллекта

в детском саду.



Интеграция в обществе детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющий дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состояние адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в дошкольном возрасте – основное, в чем нуждаются дети, отстающие в развитии.

У детей с нарушением интеллекта, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.

В наши дни психологическая помощь детям с нарушением интеллекта рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка, формирования системы ценностных установок и ориентации, развития познавательных процессов, которые соответствуют психическим и физиологическим возможностям ребенка.

Система психологической помощи детям с нарушениями интеллекта состоит из следующих составляющих:


Психологическая помощь детям с нарушениями интеллекта







Психологическая поддержка

Психокоррекция

Психодиагностика


Психологическое консультирование, просвещение



Психологическое сопровождение





















Блоки этой системы взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.

Остановимся подробнее на одном из блоков психологической помощи как психологическая поддержка.

Важным звеном психологической помощи детям с нарушениями интеллекта является психологическая поддержка.

Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: во-первых, поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии и, во-вторых, поддержка самих детей.

Психологическую поддержку родителей рассматривается как система мер, направленных на:

  • Снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеваниями ребенка;

  • Укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

  • Формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;

  • Установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного подхода, что предусматривает участие не только психолога, но и всех других специалистов: врача - психиатра, социального работника, учителя – дефектолога, логопеда, воспитателя и т.д. однако главная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит психологу.Он тесно взаимодействует с воспитателями, специалистами и непосредственно с детьми и их родителями.Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания больного ребенка. Среди мероприятий, оказывающих поддерживающее влияние, можно выделить несколько основных:

  • Анкетирование, тесты, вопросники с помощью анкет мы получаем информацию о степени вовлеченность родителей в процесс воспитания детей, узнаем их пожелания и ожидания.

  • Родительские собрания семинары, Основная задача родительских собраний и семинаров – расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка. На семинарах повышается не только информированность родителей о ребенке, а главное - это изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам воспитания больного ребенка. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение своих проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатываются пути разрешения возникших проблем.

  • Лекции,в лекциях психолог сообщает родителям нужную психологическую информацию. Психолог обязан специально подобрать актуальные темы. Среди актуальных тем можно выделить: «Особенности психического и эмоционально-волевого развития детей с нарушениями интеллекта», «Особенности семейного воспитания. Стили семейного воспитания», «Психологический климат в семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии», «Проблемы интеграции детей с нарушениями интеллекта в обществе» и др. можно предложить темы психолого-педагогической, юридической, медицинской направленности. С этой целью привлекаются другие специалисты.

  • Дискуссии, групповая дискуссия является наиболее целесообразной формой родительских семинаров. Цель дискуссии – совместное вырабатывание оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, повышение мотивации родителей, их вовлеченности в решение обсуждаемых проблем, по «трудным ситуациям». Это прием направлен на организацию творческого подхода родителей к воспитанию ребенка. Психолог предлагает родителям обсудить определенные ситуации с поведенческими проблемами (например: ребенок аутист раскачивается и кричит в автобусе - как на это реагировать, или на детской площадке ребенок отнимает у других детей игрушки. Темы могут быть разными.

Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме их группового взаимодействия, а также и в процессе индивидуальных бесед с психологом о проблемах ребенка.Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, информационные стенды, папки-передвижки, консультации, через тетрадь взаимодействия, где они могут задать интересующие их вопросы о развитии ребенка.Участие в конкурсах детского сада, создание поделок вместе с детьми и. т. д.

Психологическую поддержку самих детей.

Психологическая поддержка детей как средство психологического воздействия требует от взрослых сосредоточенности на позитивных сторонах и преимуществах ребенка помочь ребенку поверить в себя и свои способности;поддерживает ребенка при неудачах. Вербально и невербально сообщать ребенку, что верите в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям необходимо изменить привычный стиль общения.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен использовать теслова и жесты, которые работают на развитие ребенка:

Поддерживать можно посредством:

• отдельных слов («как красиво у тебя получилось», «как аккуратно ты выполнил работу», « как прекрасно мы с тобой позанимались», «здорово»«молодец», ит.д);

• высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад твоей помощи», «Все идет прекрасно», ит.д)

• прикосновений (по гладить по плечу, по голове, дотронуться до руки, обнять его);

• выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  1. Создавать в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.

  2. Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.Опираться на сильные стороны ребенка.Принимать ребенка, какой он есть.

  3. Организовывать жизнедеятельность детей, таким образом, чтоб у них

накапливался положительный опыт добрых чувств. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

  1. Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.

  2. В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.Поддерживать ребенка при выполнении задания (помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться).

  3. Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, и доверия ко взрослым.

  4. Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.Проявлять эмоции во взаимоотношении с ребенком.

8. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

9. Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с

родителями воспитанников.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою «нужность».

Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит не только от уровня профессионализма психолога, а также от его личных качеств.

Таким образом, психологическая поддержка является важным звеном и в системе психологической помощи родителям детям с проблемами в развитии. Основная цель психологической поддержки – повышение сенситивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их психолого-педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового и индивидуального взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка. Необходимо, чтобы сам процесс психологической поддержки был непрерывным и комплексным.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад к семинару "Психологическая поддержка детей с нарушением интеллекта"

Автор: Акишева Нагима Ермековна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Внедрение  инклюзивного обучения в школах"
    ["seo_title"] => string(50) "vniedrieniie-inkliuzivnogho-obuchieniia-v-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "306401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458124312"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства