Доклад "Развитие индивидуальности в процессе воспитания"
Доклад "Развитие индивидуальности в процессе воспитания"
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная. диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, христианская, педагогика сотрудничества.Сегодня мы будем говорить о гуманистической педагогике, целью которой является воспитание личности разносторонне и гармонично развитой, самостоятельной, деятельной, занимающейся самообразованием и самовоспитанием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие индивидуальности в процессе воспитания" »
Педагог должен увидеть ребенка таким, какой он есть “внутри себя”, каким знает себя '‘только он сам”.
Е.Ю. Сазонов
Индивидуализация воспитательного процесса.
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная. диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, христианская, педагогика сотрудничества.
Сегодня мы будем говорить о гуманистической педагогике, целью которой является воспитание личности разносторонне и гармонично развитой, самостоятельной, деятельной, занимающейся самообразованием и самовоспитанием. По окончании школы мы хотим видеть ученика, владеющего базовой культурой, включающей духовно- нравственную, познавательную, эстетическую, физическую и культуру труда.
Для воспитания такой личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого школьника.
Каждый школьник развивается в обществе, коллективе. В формировании коллектива каждая личность играет важную роль, но в то же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. Формируя коллектив, мы можем выпустить из поля зрения отдельную личность, если не будем реализовывать в своей практике индивидуальный подход.
Индивидуальный подход включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а так же условий его жизнедеятельности.
Весь процесс воспитания должен строиться дифференцированно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития, физических умений, умственных способностей ребёнка, а так же от характера влияния на него окружения.
Индивидуализация - это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.
Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает:
во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей;
во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
в-третьих, поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению.
Необходимость индивидуализации воспитания обусловлена тем. что
у учащихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика,
создаёт предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребёнка,
обладает возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.
Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребёнка «быть самим собой».
В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а груг пы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями:
учитываются лишь известные особенности и их комплексы, которые важны с точки зрения воспитания (например свойства характера или темперамента);
иногда, мы учитываем некоторые свойства и состояния, если это важно для данного конкретного ученика (например, талант, состояние здоровья),
индивидуализация реализуется не во всём объёме воспитательной деятельности, а эпизодически или в каком либо виде воспитательной работы и интегрирована с неиндивидуальной работой.
Из всех существующих вариантов индивидуализации можно выделить три основных:
дифференциация воспитания, то есть группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для проведения воспитательной работы.
внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация воспитательной работы.
прохождение курса в индивидуально различном темпе: акселерация или ретардация.
Важно поставить индивидуальную работу с детьми на научную основу, использовать
практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуализации воспитания зависите педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника. Всё это требует не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе
В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:
установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель- ученик-класс»,
уважение самооценки личности ученика.
вовлечение ученика во все виды деятельности для выявление его способностей и качеств характера.
постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности.
создание психологической почвы и стимулирования самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов:
I. этап: приступая к индивидуальной работе, классный руководитель изучает научно методические основы личностно-ориентированного воспитания, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого ребёнка;
II этап: воспитатель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой. спортивной, творческой. Использование психолого-педагогической диагностики помогает изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременные (поступки и действия, психические состояния ребёнка), а так же эффективность воспитательного процесса.
Для успешного формирования личности школьника учитель, как правило, изучает и учитывает в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (темперамент проявляется в индивидуальных особенностях человека, его основных чертах)
Темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере, активности, работоспособности, коммуникативности и поведении. Но картина поведения зависит не только от особенностей типа темперамента, но и состояний нервной деятельности, от непосредственно складывающихся обстоятельств педагогических воздействий.
Изучение учащихся на основе дифференцированного подхода позволяет выделить группы учащихся и по другим сходным принципам: возрасту, полу, интересам, успеваемости и т.п.
В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудных подростков и др. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а так же своей системы методов педагогического воздействия.
Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности.
Одной из главных составляющих личностного похода в учебно-воспитательном процессе являются следующие принципы: самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, субъектности, индивидуальности.
С точки зрения Е.Н. Степанова, “создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
В условиях переходного периода очень важно проанализировать опыт, накопленный нашим образованием с учетом задач всеобуча. Следует признать, что советская школа, формировавшая носителей определенных общественных ценностей и идеалов, все же обеспечивала предметную дифференциацию, гак как ориентировала своих выпускников на поступление в ВУЗ.
В чем новизна этих проблем в настоящее время? По мнению И.С. Якиманской о том, что это - “создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности”.
Отсюда следует:
дифференцированное обучение не цель, а средство развития индивидуальности: проектирование его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями:
только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения.
Следовательно, исходный пункт в организации такого обучения - раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого ученика в развитии. Именно дифференцированные формы обучения создают благоприятные условия для этого.
Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди спегиалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения: массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику; все дети должны получать одинаковые “порции’’ учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся.
Учителя, работающие творчески, систематически изучают особенности учащихся и обеспечивают индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируют объем и сложность заданий, регулярно осуществляют помощь слабоуспевающим в учебе, тщательно контролируют выполнение домашних заданий, умеют держать одновременно в поле зрения сильных, средних и слабых по уровню учебной подготовленности учащихся.
В представлениях учащихся образование не может и не должно выглядеть только как процесс поглощения, пережевывания знаний. Это еще и проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто органически целое, неделимое. Учитель с этих позиций не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, не только умеющий вести за собой, но и обладающий способностью сопереживать, сострадать успехам и неудачам.
Полагаю, что тогда образование приобретает главный социальный смысл - формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Без такого подхода личностно ориентированное образование невозможно.
Говоря о принципе субъектности в обучении. Е.Н. Степанов подчеркивает: “педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с учащимися”. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.
В каком случае возможно достижение акого результата? Где учащиеся должны взять информацию? Такой источник - жизненный (витагенный) опыт ребенка, как бы мал он ни был. Говоря языком науки необходимо актуализировать (востребовать) витагенный опыт учащихся.
Речь идет не о простом соединении школьных знаний с окружающей природой, не о простой реализации принципа наглядности в обучении. Важно не только актуализировать жизненный опыт ребенка, но помогать его обогащению, своего рода "капитализировать” нарастающую массу информации подобно тому, как в банке к сумме вклада приращиваются проценты. А новые проценты исчисляются с учетом этого приращения [1]. Особую роль в индивидуальной поддержке учителя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных '"вкладов” в решение общих задач. Важно поддержать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, познавательный интерес. Нeменее важно поддержать ученика в его стремлении преодолеть самого себя.
Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. С точки зрения И М. Подласого, “’педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем. чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности” [3].
В то же время саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности процесса обучения Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально- творческого подхода, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость or осознания собственного ростa и развития, от достижения поставленных целей. Основное назначение индивидуально - творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.
Жизнь подсказывает, образование, прежде всего процесс формирования собственного образа. Это процесс ответа на вопросы « Кто Я?'», “Какой Я?». Не случайно “Я" прописано с большой буквы. Образование средство актуализации собственного "Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению. Отбрасывает, борется с тем, что тормозит.