К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
От того насколько хорошо ученики усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей Родины.
Знакомство обучающихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления обучающихся о зле.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Правовое воспитание в начальной школе» »
Доклад на тему:
«Правовое воспитание в начальной школе»,
подготовленный учителем начальных классов Иконниковой Т.А.
К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
От того насколько хорошо ученики усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей Родины.
Знакомство обучающихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления обучающихся о зле.
Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий.
Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности.
Сегодня школа обязана обучать правовой культуре, как обучающихся, так и родителей. Учитель должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью.
Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями.
В начальных классах, в октябре месяце были проведены классные часы по правовому воспитанию, основной целью, которой являлось: познакомить учащихся младших классов с основными знаниями о правах человека, воспитывать у них уважительное отношение к праву,
а так же классные часы, беседы по ПДД, целью которой являлось то, чтобы дети не нарушали ПДД и понимали, что они несут ответственность за свою жизнь и за жизнь окружающих их людей.
В первых классах на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию учителя познакомили детей с понятиями «гражданин», «государство», «государственные символы: герб, флаг, гимн».
На таких мероприятиях дети почувствовали, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. Так же первоклассникам очень нравится работать по книге «Ваши права».
Данная книга является оригинальным изложением Всеобщей декларации
прав человека и используется в качестве учебного пособия. Своеобразность подачи материалов в этой книге позволяет в лёгкой, интересной и занимательной форме познакомить детей с основными правами и свободами, научить применять их в жизни.
Во 2-м и 3 –их классах на классном часе «Права и обязанности маленького гражданина через различные виды работ детям были разъяснены понятия «права»; «обязанности». В конце мероприятия дети пришли к выводу, что главная задача школьников - старательно учиться.
Так же просмотрели фильм «Конвенция о правах ребёнка» и правила безопасности детей в общественных местах.
Интерес у обучающихся 4 класса вызывают наглядно-информационные формы работы:
- выставки детских работ по теме «Улыбка мамочки моей, «Мы с папой моим большие друзья», фотоальбом «Счастливое мгновенье»,
- и конкурс рисунков на тему: «Права человека – глазами ребёнка».
Прием рисования используется учителем с целью развития наблюдательности, навыков совместной работы, воображения, чувства сопереживания в отношении людей на картинках и для того, чтобы лучше узнать своих одноклассников.
Еженедельно в 4 классе работает кружок «Юный инспектор движения», кружок посещают 19 человек. В процессе проведения данного мероприятия используются игровые ситуации, познавательные задания, беседы, викторины и олимпиадные работы, которые дети выполняют с большим интересом.
Систематическая работа с обучающимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию, приучает их добросовестно выполнять общественные поручения.
Без любви к своей стране и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные качества личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному селу, городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка.
Решая проблемные ситуации, школьники уясняют, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми.
Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе и на улице.
Работа по гражданско-правовому воспитанию младших школьников через урочную и внеурочную деятельность помогает воспитывать ученика, который:
владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям;
настойчив в преодолении трудностей;
способен к сознательному управлению своим поведением;
уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
И в заключении хотелось бы отметить, что не так важна форма плана и
количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить их, терпеть.
Это значит, что мы должны всё время узнавать их, наблюдать, изучать
специально и в ежедневном непосредственном общении.
Любить значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия.
А терпеть – означает не спешить видеть их сразу такими замечательными,
какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать… и всходы будут.