«Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»
«Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»
С 1 апреля 2020 года в связи с пандемией коронавируса, недопущением его распространения школы, СПО и высшие учебные заведения, перешли на дистанционный режим обучения.
Задачи доклада:
рассмотреть историю дистанционного обучения;
разобрать понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение»;
рассмотреть нормативно-правовой аспект организации дистанционного обучения;
проанализировать преимущества и недостатки применения дистанционных образовательных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»»
«Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»
«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим».
Диккенс Ч.
С 1 апреля 2020 года в связи с пандемией коронавируса, недопущением его распространения школы, СПО и высшие учебные заведения, перешли на дистанционный режим обучения.
Задачи доклада:
рассмотреть историю дистанционного обучения;
разобрать понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение»;
рассмотреть нормативно-правовой аспект организации дистанционного обучения;
проанализировать преимущества и недостатки применения дистанционных образовательных технологий.
«Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования». Конечно это не было тем дистанционным обучением, которое мы знаем сегодня. Пройдя в своём развитии несколько этапов, в начале двадцать первого века оно совершает огромный прорыв. Это прежде всего связано с тем, что становятся широко доступны персональные компьютеры и глобальная сеть Интернет. Следовательно, появилась «возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира».
В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. И если сначала дистанционное обучение получило распространение в высших учебных заведениях, то на данный момент дистанционные образовательные технологии всё активнее внедряются в школах, в том числе АКТИВНО используются и при организации учебного процесса в начальных классах.
Технический прогресс не стоит на месте, а развивается большими темпами, поэтому не исключено, что уже в ближайшие годы дистанционное обучение поднимется на новый, кардинально отличающийся от существующего сейчас, уровень.
В подтверждении вышесказанного - Проект «Цифровая образовательная среда», который уже стартовал в Челябинской области.
Данный проект подразумевает оснащение школ компьютерами, программным обеспечением, высокоскоростным интернетом. Это не означает, что дети будут учиться в дистанте, они будут обучаться в очном режиме с использованием дистанционных технологий.
За 5 лет (2018 – 2023 гг.) - цифровая среда будет создана во всех школах страны, но Челябинская область и ещё 13 регионов идём в первой волне, потому как в прошлом году выиграли соответствующие федеральные гранты.
Как таковое, ДО для нас, педагогов, не было чем-то СОВСЕМ новым, т.к. к основным областям применения дистанционного обучения можно отнести:
повышение квалификации педагогических кадров;
профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов;
репетиторство;
дополнительное образование по интересам.
Информативно-правовая база
Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании».
Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
В соответствии со статьёй 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.
Федеральный закон от 08.06.2020 N 164-ФЗ "О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (о дистанте)
Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 4 апреля 2014 года.
Понятие дистанционного обучения
Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение».
В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводятся следующие определения.
Дистанционное обучение – это «взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».
«Интерактивность» - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога, это прежде всего диалоговое обучение.
В федеральном законе от 29 декабря 2012 года «Об образовании Российской Федерации» (статья 16) «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
При ЭО обязательное применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей, т.е. использование в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником. В отличие от электронного обучения применение дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) предполагает именно взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Например, применение исключительно ЭО охватывает ситуацию, когда обучающийся самостоятельно без участия педагогических работников осваивает материал, путем работы и взаимодействия в электронной информационно-образовательной среде. Примером такого обучения может быть освоение массовых открытых онлайн курсов, в которых контакт с педагогическими работниками конкретного обучающегося может быть полностью исключен, но восполнен за счет общения с сообществом обучающихся в электронной информационнообразовательной среде.
Организация взаимодействия между обучающимися и преподавателями
Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия обучающегося и преподавателя. Наиболее широкое распространение в нашей школе получили следующие:
- АИС «Сетевой город»;
- Электронная почта;
- Viber;
- WhatsApp;
- ВКонтакте;
- образовательные платформы;
- различные чаты, блоги, форумы, видеоконференций и т.д.
Вопрос 1. Напишите образовательную платформу, которую использовали Вы при дистанционной работе с обучающимися.
Вопрос 2. Укажите «+» данной платформы.
При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.
Например (Приложение 1. Бинарное задание: история - информатика). Данное задание вызвало у обучающихся большой интерес. Ученики выполнили его качественно и быстро.
Вопрос 3. Раскройте свои интересные идеи, к которым прибегали ВЫ, чтобы повысить мотивацию обучающихся к учебному процессу.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Преимущества
Недостатки
Персонификация обучения. Обучающийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.
Нехватка личного общения.
Традиционное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент оффлайн-обучения — личное общение.
Д истанционное обучение
предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения.
Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего преподавателей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.
Возможность использовать
неограниченное количество источников получения информации. Средства новых информационных технологий обеспечивают обучающихся разнообразными современными средствами обучения.
Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома» и учебного заведения, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей страны.
Использование
в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними.
Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а обучающихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме.
Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует продуктивному обучению», снятию эмоционального напряжения.
Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно.
Доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме.
Отсутствие положительных «побочных эффектов»
То, что дистанционное обучение дает учащемуся конкретный набор знаний, можно считать не только плюсом, но и минусом. Обучаясь удаленно, ученик лишает себя многих положительных «побочных эффектов» академического образования.
«Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии».
Коварные обстоятельства.
К примеру, в самый неподходящий момент может отключиться свет или выйти из строя компьютер. А интернет может оборваться прямо во время важного онлайн-семинара, и ученик ничего с этим не сможете поделать.
Доступность.
Обучаясь дистанционно, вы можете получать знания, находясь в любой точке земного шара. Учиться можно везде (дома, в путешествии, в кафе, на даче), где только есть интернет. Вы можете получать образование в любом вузе мира. Такая доступность — главное преимущество дистанционного обучения.
Отсутствие физической активности.
Ухудшение зрения.
Высокая утомляемость.
Малоподвижный образ жизни.
Как видите, дистанционное обучение в школе имеет плюсы и минусы. Плюсов много. Но и недостатков тоже хватает. Рекомендуется использовать такую форму, если ребенок лучше занимается самостоятельно (предрасположен к самообразованию), а также, когда нет возможности посещать уроки в школе.
Дистанционное обучение неизбежно заставит сражаться ученика с самым суровым противником — собственной ленью.
Министр образования Челябинской области назвал фейком информацию о переходе школьников на дистантhttps://74.ru/text/education/69339916/
Приложение 1
Добрый день, уважаемые обучающиеся! Приближается великая дата – День Победы! Поэтому предлагаем отойти от курса История России XVIII в. и окунуться в события 75-летней давности.
Задание: выполнить презентацию по одной из предложенных тем, посвященных Великой Отечественной Войне.
За данную работу будет 2 оценки: одна по истории (содержание), одна по информатике (оформление и эффекты).
1. Цель и задачи работы
1.1. Формирование гражданских и нравственных ориентиров, патриотического сознания школьников на примерах героической истории нашей Родины.
1.2. Воспитание уважения и гордости за наших участников ВОВ.
1.3. Расширение исторических знаний и представлений.
1.4. Развитие творческих способностей.
2. Темы:
2.1. «Стояли, как солдаты, города-герои».
2.2. 900 дней мужества. Блокада и ее герои.
2.3. Великие битвы Великой Отечественной.
2.4. Войной изломанное детство.
2.5. Герои давно отгремевшей войны.
2.6. «Война в судьбе моей семьи».
2.7. «И тыл был фронтом...» (Челябинская область в годы войны).
3. Критерии оценки работы
3.1. Самостоятельность и выразительность работы;
3.2. Соответствие с основными требованиями к оформлению презентации;
3.3. Презентация должна содержать 10 -12 слайдов.
3.4. Фон должен соответствовать теме презентации
3.5.Содержание слайдов должно соответствовать теме презентации;
3.6. Оригинальность, нестандартность, новизна в подаче материала;
3.7. Творческий подход;
3.8. Наличие титульного листа (титульный лист: 1 слайд и последний слайд);
3.9. Наличие списка литературы
3.10. Текста на слайде не должно быть много, кроме того, необходимо использовать иллюстрации и фото;
3.11. На слайдах необходимо использовать эффекты анимации;
3.12. Допускается использование гиперссылок как внутри презентации, так на внешние источники информации.
Образец титульного слайда
1. Работу (презентация) выполняем по 09.05.2020 г. (включительно)
2. Работу оправляем на электронные почты СВОИХ учителей: (указаны адреса)
3. В теме письма пишем: свой класс_фамилию_название.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(189) "«Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в дополнительном образовании»"
["seo_title"] => string(80) "distantsionnoe_obuchenie_kak_odna_iz_form_organizatsii_uchebnogo_protsessa_v_dop"
["file_id"] => string(6) "572121"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1612267273"
}
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(254) "" Активные методы обучения в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»"
["seo_title"] => string(80) "aktivnye_metody_obucheniia_v_usloviiakh_raboty_s_detmi_invalidami_na_domu_s_ispo"
["file_id"] => string(6) "646812"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1709677136"
}
}