kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Демонстрация: приемы и методика организации в начальной школе на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение наглядных методов обучения на уроках окружающего мира является обязательным условием их эффективности. Без реализации принципа наглядности педагог не сможет сформировать правильные научные понятия и представления об окружающей действительности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Демонстрация: приемы и методика организации в начальной школе на уроках окружающего мира»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»








Доклад

«Демонстрация: приемы и методика организации в начальной школе на уроках окружающего мира»






Исполнитель:

Панфилова К.,

студентка 3 «Б» группы









Камышлов, 2016

Наглядные пособия должны использоваться на всех уроках по изучению окружающего мира, но это не означает, что все занятия проводятся с применением наглядных методов обучения. Наглядность может служить иллюстрацией к рассказу учителя, но источником знаний в этом случае все же остается слово учителя.

Применение наглядных методов обучения на уроках окружающего мира является обязательным условием их эффективности. Без реализации принципа наглядности педагог не сможет сформировать правильные научные понятия и представления об окружающей действительности.

Демонстрация – это совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов, их моделей или изображений или соответствующее объяснение их признаков.

Методические требования к фронтальной демонстрации наглядных пособий:

  • демонстрируемый объект должен быть виден всему классу. Таблицы и картины вывешиваются на доску, предметные пособия размещают на демонстрационном столике. При необходимости создают специальный фон освещения. Небольшие объекты проносятся по классу, чтобы все ученики имели возможность их рассмотреть. Недопустимо во время демонстрации пускать объект по рядам, одновременно проводя беседу с детьми. Мелкие объекты и рисунки могут быть показаны с помощью проекционных приборов.

  • пособие должно находиться перед глазами детей только во время демонстрации. В противном случае внимание учащихся будет рассеяно. Удобно пользоваться шторками на доске, откидными и магнитными досками.

  • не следует показывать много пособий одновременно. Объем внимания младших школьников – 3 – 4 объекта.

  • в элементарном курсе лучше избегать микроскопа и слишком сложных препаратов и рисунков. Ученик обращает внимание прежде всего на то, что ему бросается в глаза. В микроскоп он главным образом видит светлый кружок и воздушные пузырьки.

  • с помощью вопросов внимание детей направляется на главные, существенные признаки демонстрируемого пособия.

Среди наглядных методов, применяемых на уроках окружающего мира, можно выделить следующие: демонстрация натуральных объектов, демонстрация изображений, демонстрация опытов.

Демонстрация натуральных объектов. Натуральные объекты – это объекты, являющиеся частью природы. Это могут быть минералы, растения или их части. Данные метод направлен на формирование научных представлений, основанных на восприятии объектов природы. Успешно может применяться как на уроках, так и на экскурсиях. К примеру при изучении темы «Полезные ископаемые» представления о минералах у детей можно сформировать только продемонстрировав данные минералы, для чего в школах есть специальные коллекции.

Вопросы и задания составляются учителем заранее. Их можно задавать устно или записать на доске. Часто детям дается план описания природного объекта. Например, при демонстрации чучела или изображения животного учитель просит описать его по плану: (К какой группе относится это животное (насекомое, пресмыкающиеся, птица, млекопитающее)? Размеры и окраска тела. Особенности внешнего строения. Способ передвижения. Образ жизни: чем питается животное, где селится, как спасается от врагов, как приспособилось к жизни зимой?)

Ответы на два последних вопроса дети находят в учебнике. Во время беседы выделяются черты приспособленности животного к условиям существования.

После демонстрации наглядных пособий делаются обобщения и выводы. Необходимо связать представления и понятия, которые вырабатываются на уроке, с уже сформированными.

При индивидуальной и групповой демонстрации раздаточный материал может быть у каждого ребенка или у группы (пары) учащихся. Вопросы и задания учителя помогают в описании имеющихся у них объектов. Например, во время работы с гербарными экземплярами растений леса и степи учитель просит рассмотреть корень, стебель, листья у ковыля, полыни и выделить их отличительные особенности. Сравнить травянистые растения леса и степи и сделать вывод, как растения степи приспособились к условиям жизни.

Демонстрация изображений объектов и явлений. Метод, связанный с применением наглядных и технических средств. Как правило, демонстрируются (в учебных фильмах, мультипликационных фильмах) те объекты и явления, которые трудно или невозможно увидеть детям в ближайшем окружении. Например, в начальной школе дети получают первые знания о солнечной системе. На подобном уроке уместным будет демонстрация соответствующей таблицы, презентации или фильма.

Младшие школьники лучше воспринимают динамические пособия, чем статические, поэтому на уроках рекомендуется чаще использовать динамические рисунки на доске, меловые схемы, учебные фильмы.

Методические требования к демонстрации учебных фильмов:

  • содержание фильма должно быть связано с темой урока;

  • фильм просматривается учителем до урока, выбираются фрагменты для показа на уроке, составляются вопросы к беседе по содержанию фильма;

  • определяется время и место фильма на уроке. В зависимости от дидактических задач урока фильм может быть показан отдельными фрагментами на различных этапах урока;

  • до просмотра перед детьми ставится познавательная задача, которая должна быть решена в процессе анализа содержания фильма.

  • в ряде случаев учитель может заранее познакомить учащихся с натуральными объектами, которые будут демонстрироваться в фильме. Например, перед просмотром фильма «Размножение растений: этапы развития растения из семени» проводится практическая работа с проростками семян бобовых культур или подсолнечника (которые дети увидят в фильме);

  • при необходимости сосредоточить внимание учащихся на отдельных кадрах.

Значение экранных пособий на уроке естествознания велико. При продолжительности демонстрации 8 – 12 мин. учебные фильмы несут в 3 – 5 раз больше информации по сравнению с другими пособиями.

Демонстрация опытов. Применяется в том случае, когда данный опыт не могут провести учащиеся (например, опыты с нагреванием при изучении свойств воды). В этом случае, опыт демонстрирует педагог, дети проводят наблюдения.

На уроках естествознания невозможно обойтись без демонстрации опытов и их результатов. Учитель показывает такие опыты с природными объектами, которые дети не могут провести сами ввиду их сложности или опасности. Это опыты, связанные с нагреванием или требующие использования химических реактивов.

При подготовке демонстрационного опыта учитель должен: выполнить следующие условия:

  • проверить наличие оборудования и его техническое состояние;

  • определить количество и качество веществ, которые будут использованы в опыте;

  • провести опыт заранее, чтобы устранить неполадки и определить его продолжительность;

  • составить вопросы, задания и комментарии к просмотру опыта учащимися.

Во время проведения демонстрационного опыта необходимо соблюдать следующие условия:

  • перед проведением опыта учитель ставит познавательную задачу;

  • опыт проводится на предметном столике;

  • необходимо строго соблюдать правила техники безопасности;

  • оборудование собирается на глазах у детей. При этом учитель дает название и объясняет назначение каждого прибора;

  • во время демонстрации опыта учитель комментирует свои действия. Учащимся задаются вопросы: «Что вы наблюдаете? Почему это происходит? Какое свойство природного тела (или явление) было установлено в результате опыта?»;

  • после проведения опыта анализируются полученные результаты, делаются обобщения и выводы. Проводится беседа по вопросам: «Какое свойство природного тела (или явление) изучалось посредством опыта?», «Какое оборудование использовалось? Какое назначение имеет каждый (назвать конкретно) прибор?», «Как протекало явление? Почему?», «Когда и где можно наблюдать такое явление в природе или в жизни?».

Например, изучение круговорота воды. Учитель демонстрирует опыт по испарению и конденсации воды. Дети наблюдают и рассказывают, что при нагревании вода испаряется, поднимается вверх и, соприкасаясь с холодной поверхностью, вновь превращается в жидкость. Капельки воды под собственной тяжестью отрываются и вновь падают в сосуд с водой. Учитель вместе с классом выясняет, что в природе можно наблюдать подобное явление во время дождя. Источником тепла для испарения воды с поверхности Земли является Солнце. Чтобы выяснить, как происходит охлаждение пара, учитель вывешивает таблицу, на которой изображены горы со снежными вершинами. Ученики узнают, что с поднятием на высоту температура воздуха понижается. Выясняется, что высоко над поверхностью земли пар охлаждается, превращаясь в капельки воды или кристаллики льда, из которых состоят облака. Из облаков вода возвращается на Землю в виде дождя и снега. Так происходит круговорот воды в природе. Учитель или ученики могут смоделировать этот процесс на магнитной доске. Данный урок проводится наглядными методами, так как источником знаний детей служат демонстрация опыта и таблицы, моделирование круговорота воды в природе. Выводы и обобщения дети делают самостоятельно под руководством учителя.

Их роль заключается в том, чтобы обеспечить всестороннее образное восприятие, дать опору для мышления.

Список литературы:

1. Методы обучения естествознанию https://sites.google.com/site/estestvoznanie20102011/metodika-prepodavania-estestvoznania-v-nacalnoj-skole/metody-obucenia (Дата обращения: 08.04.2016)

2. Методика преподавания естествознания http://www.universalinternetlibrary.ru/book/53732/chitat_knigu.shtml#t55 (Дата обращения: 08.04.2016)

3. Наглядные методы обучения на уроках окружающего мира http://koi.tspu.ru/koi_books/semenova/3-3.htm (Дата обращения: 08.04.2016)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Панфилова Ксения Александровна

Дата: 30.05.2016

Номер свидетельства: 331452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Самообразование учителя"
    ["seo_title"] => string(27) "samoobrazovaniie-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "297271"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456159209"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "программа для 4 класса  "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(100) "proghramma-dlia-4-klassa-razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106349"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403000595"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ""Развитие логического мышления учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(75) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106355"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403000969"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока развития речи по теме "Сочинение-описание по заданному плану "Краски осени" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-sochinieniie-opisaniie-po-zadannomu-planu-kraski-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "137568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370374"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая тема: «Использование мультимедийных презентаций на уроках географии» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-tiema-ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-priezientatsii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "220655"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434726725"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства