Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в наши дни. Агрессивных детей становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган»- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Агрессия - (от латинского «нападение, приступ»)- это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам, наносящее физический вред объектам нападения, а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т. п.)
Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в наши дни. Агрессивных детей становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган»- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома. Наблюдая агрессивных детей и работая с ними, я пришла к выводу, полностью совпадающему с мнением австралийского психотерапевта В. Оклендер: «Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды, у него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует иным способом. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий к его выживанию».
1. Причины детской агрессивности
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый-это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.
Во вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. В третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.
Существуют два вида агрессии - «доброкачественная» и «злокачественная». Первая проявляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость, бывает спонтанной и связана со структурой личности.
Анализируя агрессивность, американские психологи вывели следующие критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени.
2.Диагностические критерии для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
1 .Чаще других теряют контроль над собой.
2.Спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3.Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
Чаще винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
Завистливы и мнительны.
Часто сердятся и прибегают к дракам.
3.Диагностические критерии для детей среднего и старшего школьного возраста.
Угрожают другим людям.
Инициируют драки.
Используют в драке предметы, которые могут ранить.
Жестоки по отношению к людям и животным.
Намеренно портят имущество.
Шантажируют, вымогают.
Убегают из дома.
8. Пропускают уроки без причины.
4.Характерологические особенности агрессивных детей
Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
Винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
11.Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
12.Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
5.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье
Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. Большое значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье оказывают следующие факторы семейного воспитания:
Реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка.
Характер отношений между родителями и детьми в целом.
Уровень семейной гармонии или дисгармонии.
Характер отношений с родными братьями и сестрами.
Также установлено, что если у детей:
-плохие отношения с одним или обоими родителями
-или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными
-или они ощущают безразличие к своим чувствам, а также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью, то они с большей долей вероятности будут втянуты в преступную деятельность, будут ополчаться на других детей, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Вывод:
Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста. А в основе гнева лежит боль, унижение, обида, страх, которые в свою очередь возникают от неудовлетворенной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.
Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.
Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им:
В таких семьях разрушены эмоциальные привязанности между родителями и детьми. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения.
Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, равнодушны по отношению к ним. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу
Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:
-физические наказания
-угрозы
-лишение привилегий
отсутствие поощрений
частые изоляции детей
сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.
6.Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах неправильного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.
В заключении, хочется сказать, что агрессивный ребенок – это опасный ребенок, как для общества, так и для страны в целом. Поэтому необходимо любить своего ребенка ежедневно, ежеминутно, дарить ему тепло и ласку уже с самого детства и тогда процент агрессивности уменьшится.
Литература:
Профилактика детской агрессивности. Теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа: М. Ю. Михайлина — Санкт-Петербург, Учитель, 2014 г