kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детская агрессивность как следствие деДетская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания.структивного семейного воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание о детской агрессивности. В статье рассматриваются причины детской агрессивности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детская агрессивность как следствие деДетская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания.структивного семейного воспитания.»

Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания.

Нередко нам кажется, что мы были другими, испытывали другие трудности и, главное, наши интересы были лучше, нравственнее и чище тех, что беспокоят умы современных подростков. Если при этом вспомнить статистику детской преступности, то и вовсе становится не по себе. Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Разговор пойдёт о детской агрессивности. Давайте разберёмся с тем, что следует понимать под словами «агрессия». «агрессивность». Следствием агрессивного поведения, как правило, является вред, причинённый предмету (предметам), человеку (группе людей). Агрессия может быть физической (кого-то ударили) и вербальной (словесное нанесение обиды без физического воздействия). В психологическом аспекте есть два типа агрессии, которые, соответственно, получили названия инструментальная и враждебная. Инструментальную агрессию можно наблюдать, например, в кругу малышей, когда кто-нибудь из них хватает понравившуюся ему чужую игрушку и не желает с ней расстаться. У детей старшего возраста чаще проявляется враждебная агрессия, в основе которой лежит желание причинить боль или обиду. Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать о них чрезвычайно важно. Рассмотрим наиболее распространённые причины.

  1. Неприятие детей родителями. Нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к появлению у них ребёнка, но ввиду невозможности аборта по медицинским показаниям, ребёнок на свет всё-таки появляется. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он это чувствует, так как «считывает» информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми способами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

  2. Безразличие или враждебность со стороны родителей. Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним.

  3. Разрушение эмоциональных связей в семье. К повышенной агрессивности ребёнка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребёнком, так и между самими родителями. Когда супруги живут в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает дремлющий вулкан, извержения которого можно ожидать в любую минуту. Эмоционально-психологическая атмосфера в такой семье становится для ребёнка настоящим испытанием. Особенно если родители используют его как аргумент в споре между собой. Часто, ребёнок, в меру своих сил, пытается примирить родителей, но в результате сам попадает под горячую руку. В конце концов, ребёнок либо живёт в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, дабы извлечь из неё как можно ольше выгоды для себя.

  4. Неуважение к личности ребёнка. Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями- всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребёнке. Неуважение к личности ребёнка, публичные пренебрежительные высказывания в его адрес порождают у него глубокие и серьёзные комплексы, вызывают неуверенность в себе и в своих силах.

  5. Чрезмерный контроль или полное его отсутствие. Чрезмерный контроль над поведением ребёнка, и его собственный чрезмерный контроль над собой так же вредны, как и полное отсутствие такового. Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии может быть характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всём управлять своим ребёнком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя возможности быть собой.

  6. Избыток и недостаток внимания со стороны родителей. Когда в семье ребёнку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такое часто встречается в семьях, где все, как говорится, и «мамки и няньки» . Родители приучают малыша к мысли, что он небесное создание. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против всех. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии: «Не купили мне игрушку- я на пол упаду и уду орать вам назло до посинения, не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу.» Другая природа возникновения агрессии у детей, родители которых вечно заняты. Их агрессия- это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Восприятие мира взрослыми очень отличаются от детского. То, что родителям представляется пустяком, ребёнку может показаться катастрофой. Взрослых иногда забавляют такие переживания ребёнка ввиду их явного, на взгляд взрослого, несоответствия масштабу события, иногда мы не верим им, считая, что они притворяются или балуются. Бывает, что мы не обращаем внимания на страдания детей, на настоящую душевную боль , но при этом придаёт огромное значение тому, что для них является важным. В результате у ребёнка может сложится ощущение или даже убеждение в том, что взрослые совершенно не способны его понять. Не способны понять – значит, не способны и помочь. Ребёнка охватывает чувства одиночества и беспомощности. Результат- неадекватные, агрессивные реакции.

  7. Запрет на физическую активность. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровацированы установками или запретами взрослых. Представьте, что поведение живого и активного ребёнка, жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребёнок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то зарядку предстоит наблюдать родителям. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно. Если и вы попытаетесь поставить ребёнка по стойке «смирно», он скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой истерикой.

  8. Отказ в праве на личную свободу. Как только ребёнок начинает осознавать своё «я», он делит мир на «своих» и «чужих», соответственно и окружающие предметы очень четко разделяются им на свои и чужие. Начиная с этого момента, ему требуется своё место под солнцем и уверенность в неприкасаемости всего того, что принадлежит именно ему. Если у родителей есть возможность, нужно выделить ребёнку отдельную комнату или персональный уголок в общей комнате с помощью шкафа или ширмы. Важно, чтобы родители никогда не брали вещи ребёнка, так как его реакция на нарушение внешних и внутренних границ будет, скорее всего, достаточно бурной. Многие родители ошибочно полагают, что у ребёнка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребёнку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать решения и отвечать за них.

  9. Недовольство собой. Ещё одна причина агрессивности- недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения со стороны родителей, приводящим к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребёнка жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а так. Самое жестокое наказание не наносит ребёнку такого непоправимого вреда, как его отсутствие любви к себе и поощрения. Если ребёнок не любит себя, то он не любит и других. В этом случае агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично. Есть ещё несколько причин детской агрессии.

  10. Повышенная раздражительность.

  11. Чувство вины.

  12. Плохое самочувствие, переутомление.

  13. Влияние продуктов питания.

  14. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

  15. Социально-биологические. Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Согласно бытующим в нашем обществе стереотипам, особенно укрепившимся за последние 10-15 лет, мужчина должен быть грубым и агрессивным, т. е. «крутым». Неагрессивные дети в школе уже воспринимаются как редкость. Родители настраивают своих детей на то, чтобы те давали сдачу, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями в значимой для себя группе, среди одноклассников или друзей по уличным играм. Повышенная агрессивность ,может быть обусловлена также биологическими , половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивная реакция детей связана с установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения в обществе, способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо когда в семье финансовое благополучие. Но если там всё измеряется количеством денег, дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителю. По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей оказывается нежелание родителей разобраться в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру. При работе с психологом такие дети говорят о том, что чувствуют себя в семье одинокими, никчемными, ненужными, о плохом настроении с одним или обоими родителями, отсутствии поддержки и заинтересованности их жизнью. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя. Общение ребёнка с родителями имеет большое значение. Возможность высказать наиболее наболевшее- первый шаг к преодолению агрессивного поведения. Ребёнок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому, что ему требуется помощь. Агрессивность – это прежде всего способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежат обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворённости базисной потребности в любви, и чувства нужности другому человеку. Простой просмотр мультфильмов и обсуждение поведения героев могут стать определённой терапией. Мама, готовя ужин, может попросить ребёнка принести карандаш, пластилин и предложить нарисовать что-либо, обсудить это. По ходу действия она может как бы невзначай спросить его о том, как он вёл себя в той или иной ситуации, что и как делал. Если ребёнка обидели или что-то не понравилось, можно попросить его изобразить это с помощью любых средств. И самое главное – побеседовать. Специалисты считают, что агрессивное поведение- своеобразный крик ребёнка о помощи, о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций. Выплёскивая их, он таким образом борется за своё психологическое выживание.

Рекомендации родителям.



  1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

  2. Учите детей брать ответственность за свои поступки на себя, не сваливать свою вину на других.

  3. Развивайте у агрессивных детей чувство сочувствия к другим.

  4. Учите детей различать свои чувства, понимать их и анализировать.

  5. Расширяйте его представления о том, какими ещё способами он может самоутверждаться.

  6. Учите ребёнка выплёскивать гнев приемлемыми способами.

  7. Умейте понять и любить своего ребёнка таким, какой он есть.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Гордеева Наталья Николаевна

Дата: 18.02.2021

Номер свидетельства: 573517


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства