Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход в начальной школе»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8 города Макеевки»
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
УЧИТЕЛЬ : КМИТЕВИЧ Т.Н.
2018-2019 уч. год
Вашему вниманию предлагаю опыт проведения учебных занятий в деятельностной парадигме.
- Каждый урок нужно красиво начать, с рифмы или пословицы. Это этап мотивации к учебной деятельности.
- методы начала урока;
- методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
- методы презентации учебного материала;
- методы организации самостоятельной работы:
- методы релаксации;
- методы подведения итогов.
Рассмотрим подробнее использование АМО на разных этапах образовательного мероприятия.
І. Метод начала урока.
Его цель – настроить учащихся на продуктивную работу. Такие методы, как «Здороваемся глазами», «Галерея портретов», «Мой цветок», «Поздоровайся локтями» помогут вам эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой, хорошую атмосферу на уроке. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников..
Метод "Здороваемся глазами"
Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель – встреча друг с другом, приветствие, знакомство. .
Подготовка: Следует ученикам выйти к доске, образовать круг, чтобы ученики могли свободно передвигаться.
Дети складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны.
За 2 мин ученики должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто, назвав своё имя, и коснувшись друг друга локтями.
Примечание: эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьёзными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
ІІ. Метод выяснения целей, ожиданий и опасений.
Это такие методы, как «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий, опасений и постановку целей обучения.
Можно использовать метод «Фруктовый сад». Заранее готовятся два больших плаката с нарисованными на них деревьями (яблоня и лимонное дерево), учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. На «плодах» ребята записывают свои ожидания и опасения и прикрепляют на ветки деревьев. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Метод «Солнышко и туча»
Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Метод «Что у меня на сердце»
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения.
Метод «Поляна снежинок.
- У вас на партах лежат снежинки белые и голубые (цветочки и тучки). Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку, Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку.
Этот метод побуждает учащихся к самооценке.
ІІІ. Методы презентации учебного материала.
- Итак, определимся с понятием «активные методы обучения».
- Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».
Работа в группах.
ІV. Методы релаксации.
Не стоит забывать и о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Активные методы релаксации позволяют сделать это, не выходя из класса.
Метод «Постройся по росту».
Цель: встряхнуться, расслабиться, восстановить энергию.
Проведение: Дети по команде учителя выходят к доске и строятся по росту.
Метод активной релаксации «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем.
V. Методы подведения итогов.
Метод «Написание санквейна»
На этапе обобщения знаний используем приём синквейн. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам .Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова ВОДА.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Такой синквейн, можно составить со словами - ВОДА, РОДИНА, ЗИМА, ОСЕНЬ.
Метод «Шесть шляп»
Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами.
1. Белая шляпа - статистическая (событие, факты). Только то, что говорит автор.
2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). Всё хорошее, даже в отрицательном герое.
3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы). Как можно помочь, что сделать, как поступить.