Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в школе»
Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в школе
Содержание
1.Введение
2.Принципы реализации системно-деятельностного
подхода в начальной школе
3.Особенности использования игровых технологий
на уроках математики в начальной школе
4.Литература
Введение
В последние десятилетия в жизни нашего государства произошли существенные социальные и экономические перемены. Россия переходит от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Стремительное технологическое развитие, динамично меняющиеся в современном мире реальности, культурное разнообразие начинают опережать способности человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, прогнозировать перспективы. В этих условиях требуются новые подходы к подготовке активного думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала нового образовательного стандарта.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Итак, деятельностный подход в образовании даёт возможность «взращивать семена знаний» на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии. Учитель на уроке вместе с детьми учится, развивается, ставит себя на место ученика, старается понять его состояние, его чувства, его мысли. Именно такое сотрудничество ученика и учителя, сотрудничество, в ходе которого происходят дискуссии, совершаются хотя бы маленькие открытия, и делает процесс обучения действительно интересным, творческим, развивающим.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Эмоциональная направленность состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Организуя это, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. Эта схема представляет собой опорный сигнал-алгоритм, который в адаптированном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности, построенной в методологической версии теории деятельности.
В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:
- успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;
- сохранение и совершенствование на протяжении всего начального - образования достижений дошкольного периода развития;
- развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья и. т. д
Любая игра - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4
Принципы реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
В основе системно-деятельностного подхода лежит принцип развивающего обучения, который сформулирован Л.С.Выготским еще в 30-е годы прошлого столетия. Великий учёный считал, что дети способны не просто повторять за учителем заученный урок, они способны на большее. Дети должны мыслить на перспективу, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». В статье «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте», Л.С Выготский изложил основные теории соотношения обучения и развития, сформулировал гипотезу о характере этого отношения. В 60-90 годы благодаря исследовательским усилиям научно-практического коллектива Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова эта теория превратилась в развёрнутую теорию развивающего обучения.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году. Но ещё в 1926 году Л.С. Выготский в своей книге «Педагогическая психология» говорил о том, что в педагогике жизнь «раскрывается как система творчества…Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом к чему-то новому» [5,с.671].Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребёнка от привычного и устоявшегося к чему-то новому, необычному, пока ещё не оценённому. Именно деятельностный подход предполагает открытие перед ребёнком всех возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и обоснованный выбор той или иной возможности в достижении цели (или нахождение им новых возможностей, не предусмотренных опытом ребёнка и его социальной среды). Иными словами, установки на творчество.
В.В.Давыдов писал, что «нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно измениться. Цель развивающего образования как раз и состоит в том, чтобы его углубить и расширить».
В наше время системно-деятельностный подход положен в основу разработки Концепции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, приоритетным направлением, которых является «реализация развивающего потенциала общего среднего образования… формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Всё это достигается учащимися путём сознательного, активного освоения социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Курс математики в системе развивающего обучения построен на основах, принципиально отличающихся от существующих ранее в практике. Он ставит целью «формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии), поэтому он ориентирован главным образом на формирование научных (математических) понятий, а не только на выработку практических знаний и умений».[7,с.288]
Как пишет В.В.Давыдов, «психическое развитие человека – это, прежде всего, становление его деятельности, сознания и, конечно, всех «обслуживающих»[8,с.544]их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т.д.) . Безусловно, развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Из курса дидактики мы знаем, что деятельность эта может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны между собой, но в зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие детей.
Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает её, запоминает, воспроизводит. Основная цель такой деятельности – формирование у детей знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции в психолого-педагогической литературе принято называть логическими приёмами мышления [10.с.287].
Включение этих операций в процесс усвоения математического содержания – одно из важных условий построения развивающего обучения, поскольку продуктивная (творческая) деятельность оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций. Как пишет И.С.Якиманская «…организация развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приёмами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но даёт существенные сдвиги в умственном развитии ребёнка. Овладев этими приёмами, ученики становятся более самостоятельными в решении учебных задач, могут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний». [9.с.67].
Принцип обучения деятельности – в соответствии с технологией проблемного диалога учащиеся на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учащимися; у детей развивается умение ставить цель своей деятельности, умение планировать работу по осуществлению задуманного и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом. В качестве важнейшего элемента деятельности выступает выполнение продуктивных заданий, готовые варианты выполнения которых не могут быть найдены в учебнике, а должны быть получены в результате умственных действий по анализу и синтезу информации из учебника.
Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации,от совместной учебно-познавательной деятельности - к самостоятельной деятельности. Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на развитие умений переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера; работа над проектами и жизненными задачами, требующая осознанного владения организационными, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Необходимо отметить, что именно деятельностный подход в обучении является концептуальной основой нового образовательного стандарта.
Современные социальные условия требуют воспитания активного человека, мотивированного достижением успеха и умеющего самостоятельно строить свою жизнь. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителя поощрения и порицания. Особое знание приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и
их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Приемы, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода в начальной школе и способствующие актуализации у детей младшего школьного возраста потребности, связанной с результатом их учебной деятельности [1.с 56]:
• Создание интриги, загадочности ситуации - это формирование условий, вызывающих непроизвольный интерес. Добиться данного эффекта можно различными способами: необычно оформить группу, предложить детям интересную тему для беседы, ввести игровые моменты, пригласить на занятие гостей, смоделировать какую-либо ситуацию, другими словами, можно использовать все то, что привлекает непроизвольное внимание детей.
• Эмоциональное “заражение” учащихся - это передача положительного отношения к деятельности, радостного настроения, уверенности в успехе (по механизму подражания). Поведение педагога, желающего создать у детей положительный эмоциональный настрой, должно отвечать ряду требований. Во-первых, его речь должна быть достаточно яркой и эмоциональной, но не слишком громкой и многословной, чтобы не вызвать чрезмерного возбуждения. Во-вторых, педагогу необходимо подчеркнуть все достоинства будущего результата, чтобы он стал по-настоящему привлекательным для воспитанников и связанным с их потребностями. В-третьих, поведение педагога должно отличаться высокой энергетикой, артистизмом, побуждать детей к деятельности, заставлять добиваться результата. Возникающее при этом состояние эмоционального подъема, воодушевления, вдохновения вызывает у детей желание непременно приступить к работе.
• Возвращение к предыдущему опыту учащихся - это установление связи между ранее переживаемыми ребенком положительными эмоциями по поводу достигнутого результата и новым предметом деятельности. Данный прием особенно эффективен, когда задача кажется учащимся чрезмерно сложной, когда они не уверены в своих силах.
• Разъяснение общественной и личной значимости изучаемой темы
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе.
В своей педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей.Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. На мой взгляд, они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.
Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.
Занимательность– это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их зданий, способностей и интересов.
Активность учащихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности.
С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:
1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.
3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.
4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.
5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.
Приведем примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.
При обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.
Например:
·Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое?
·Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года?
·Два отца и два сына съели три апельсина. По скольку съел каждый из них?
В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.
Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например:
1). 3 кг яблок стоят a р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?
2). За 4 ч автомат закрывает c банок. За сколько времени он накроет d банок?
3). b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?
4). После того как Таня прочитала x страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?
Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).
Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.
Хочу поделиться своим опытом по организации работы на уроках математики, направленной на формирование навыков устного счёта, повышение познавательного интереса к уроку математики при помощи упражнений, включающего в себя различные по содержанию и сложности задания по формированию навыка устного счёта на разных этапах урока математики в 1 классе.
Учитывая особенности класса, возрастные особенности первоклассников и содержание программного курса математики провожу целенаправленную работу по проведению устного счёта на уроках математики. Подобранные упражнения для устного счёта состоят из различных по содержанию и сложности заданий, направленных не только на формирование вычислительных навыков, но и на активное развитие мыслительных операций.
Поэтому в устный счёт входят упражнения, обеспечивающие:
1) формирование вычислительных навыков и усвоение определённых вычислительных приёмов;
2) развитие математической речи (умения читать выражения, объяснять и аргументировать ход решения и др.);
3) формирование умения решать задачи;
4) расширение представления о геометрических фигурах;
5) знакомство с логическими задачами.
Упражнения для устного счёта предъявлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, таблиц для заполнения на разных этапах урока математики.
Кроме этого, упражнения для устного счёта предлагаю первоклассникам так, чтобы они способствовали развитию различных анализаторов, т. е. воспринимались детьми либо зрительно, либо на слух, либо зрительно и на слух.
Примеры заданий, используемых на разных этапах урока.
1)Этап повторения и закрепления изученного материала (тренировочные упражнения).
Эта работа проводится практически на каждом уроке, но в структуре урока как отдельный этап выделяется не всегда. Предлагаемые упражнения позволяют решать сразу несколько задач: установление связей нового материала с ранее изученным материалом,
Цели и задачи урока
Содержание упражнений
Цель:
- повторить состав чисел в пределах 5.
Задачи:
- совершенствование навыков устного счёта;
- развитие логического мышления, внимания, речи учащихся.
1) Ритмический счёт через 2. (дети в парах хлопают в ладоши – хлопок (1), прикосновение друг к другу ладонями (говорят «два»), хлопок (3), прикасаются – говорят «четыре» и т.д.).
2) Вычисли. Какое выражение лишнее и почему?
3 + 2 5 – 1
2 + 2 3 + 1
1 + 4 2 + 3
(5-1 – разность, а в остальных сумма; 2+2 – одинаковые числа)
3) Послушай задачу.
Пять лодок было у причала,
Волна их весело качала.
Три лодки взяли рыбаки,
Чтоб переплыть простор реки.
А сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала? (2)
Какие числа упоминались в тексте? (5, 3)
Какие выражения можно составить из этих чисел?
2 + 3 = 5 5 – 2 = 3
3 + 2 = 5 5 – 3 = 2
Цель:
- повторить нумерацию чисел 1-8.
Задачи:
- совершенствование навыков устного счёта;
- развитие математической речи, умения комментировать свои действия;
-развивать
математическую зоркость.
1) Слушаем стихи и отвечаем на вопросы:
- Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4)
- Запиши выражения, в которых разность равна 4.
(8-4, 9-5, 10-6, 5-1, 7-3, 4-0)
- У Сашки в кармашке
Конфеты в бумажке.
Он дал по конфете Свете и Пете,
Ирине, Галине, Марине и Нине.
И сам съел конфету. А больше нету!
Сколько было конфет? (7)
- Запиши выражения, в которых сумма равна 7.
(0+7, 1+6, 2+5, 3+4)
- Я добавлю выражение 5+2. Вы согласны?
(есть выражение 2+5, слагаемые как и у Вас, значит оно не подходит)
Цель:
- закрепить знание таблицы сложения.
Задачи:
- повторение нумерации чисел в пределах 20;
- закрепление приёмов устных вычислений;
- развитие логического мышления.
1)Игра «Хлопки» (учитель читает числа или показывает их, дети делают один хлопок – если число однозначное, два хлопка – если число двузначное).
4, 7, 11, 18, 7, 0, 20, 14.
- Запиши двузначные числа в порядке возрастания.
(11, 14, 18, 20)
- Какое число можно назвать лишним?
(11 – состоит из одинаковых цифр, 20 – в числе 2 десятка и 0 единиц)
2)Вычисли. Какое выражение лишнее и почему?
10 + 4 7+10 4+6
5 + 10 10+9 6+10
(лишнее 4+6, сумма равна 10, а в остальных выражениях сумма больше 10)
2)Вычисли. Расположи полученные ответы в порядке убывания.
5+6 (11) 9+4 (13) 6+9 (15)
7+7 (14) 8+4 (12) 8+9 (17)
(17, 15, 14, 13, 12, 11)
Что интересного заметили в полученном числовом ряду?
(пропущено число 16)
Какое выражение с этим ответом можно добавить?
(8+8, 7+9)
2)Этап актуализации знаний и постановка проблемы.
Актуализация – это перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого состояния в явное, действующее. Этот этап урока помогает расширить, углубить знания учащихся при помощи ранее усвоенного учебного материала и по-новому применить прежние знания, а также самостоятельно сформулировать вопрос, ответ на который они будут искать на уроке.
Цель и задачи урока
Содержание упражнений
Цель:познакомить с двумя способами прибавления и вычитания числа 2.
Задачи:
- развитие навыков устного счёта;
- формирование знания состава числа 5;
- развитие внимания, математической интуиции.
1) Математический диктант:
- К 3 прибавили 1, запиши результат. (4)
- Из 5 вычли 1, чему равен результат? (4)
- 3 меньше задуманного числа на 2, какое число задумали?(5)
- Я задумала число, вычла из него 1 и получила 4. Какое число я задумала? (5)
- Какое число больше 1 на 4? (5)
- Что интересного заметил в записанных ответах? Как можно продолжить этот ряд чисел? (На доске:4, 4, 5, 5, 5….6,6,6,6)
2) На ветке сидели 3 воробья. К ним прилетел 1 воробей, а потом ещё 1 воробей. Сколько всего воробьёв сидят на ветке? (3+1+1=5 – учитель выставляетвыражение на доске)
- Расскажи, как ты считал. (3+1=4 – получили следующее число и 4+1=5 – получили следующее число).
- На ветке сидели 3 воробья, к ним прилетели ещё 2 воробья. Сколько воробьёв стало на ветке? (3+2=5 –выражение выставляется на доску)
- Сравни значения этих выражений. (Ониравны.)
- Почему? (Дети высказываютсвои предположения.)
- Можно сказать, что 3+1+1=3+2? (Да, к 3прибавляли 2, но по-разному.) (на доске запись равенства)
- Как думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Детивысказываются.)
Цель:тренировать у детей способность к счёту в пределах 10.
Задачи:
- совершенствование навыков устных вычислений;
- развитие логического мышления, математической интуиции.
1)Продолжи ряд чисел ещё на три числа:
11, 12, 13, …, …, …(14, 15, 16)
2)Вычисли, дополни столбик ещё одним выражением.
3 + 3 + 1 = 4 + 2 – 2 =
3 + 3 + 2 = 5 + 2 – 2 =
3 + 3 + 3 = 6 + 2 – 2 =
3 + 3 +4 = 10 7 + 2 – 2 = 7
- Что интересного заметил при решении?
(дети высказываются)
3) Сравни выражения, не считая. Объясни свой выбор.
2 + 3 … 4 – 1 2 – 1 … 1 + 1
3 – 2 … 5 – 2 5 – 2 … 5 – 4
Цель:формировать знание нумерации чисел в пределах 20.
Задачи:
- совершенствование навыков устных вычислений;
- развитие логического мышления, внимания, математической речи.
1)Прямой и обратный счёт от заданного числа.
Сосчитай от 9 до 16, от 5 до 12, от 6 до 19, от 12 до 4, от 18 до 8.
2)Назови число, в котором 1 десяток и 3 единицы, 1 десяток и 6 единиц, 1 десяток 1 единица, 2 десятка.
3)Вместо «*» поставь цифру так, чтобы получились верные равенства или неравенства:
*4 = 14 1* 1* *8 = 1*
1* *0 10
4)Выбери такие пары чисел, сумма которых будет равна 15.
2, 11, 7, 10, 1, 4, 13, 5, 8, 6, 14
5)Игра «Нумерация».
Послушай число, вместе с соседом прохлопай его в ладоши (один хлопает столько раз, сколько в числе десятков, другой – сколько в числе единиц). Через три числа поменяйтесь.
15, 11, 14, 16, 19, 13
3) Этап объяснения нового материала – совместное «открытие» знаний. При изучении нового материала деятельность учащихся организуется так, чтобы они самостоятельно «открывали» новые для них знания. Содержание учебного материала даётся как система задач для учащихся. Учитель предлагает упражнения, подводящие к решению поставленной проблемы. Они содержат инструкции вида: «Подумай…», «Сравни…», «Сделай вывод».
Цели и задачи урока
Содержание упражнений
Цель:
- познакомитьс числом и цифрой 8, составом числа 8.
Задачи:
- изучение состава числа 8;
- тренировка счёта в пределах 8;
- развитие внимания, речи, логического мышления.
1)Порядковый счёт от 1 до 20 (прямой и обратный).
Прочитай числа. Что заметил интересного?
5 3 1 2 7 4 6
(числа перепутаны)
Расставь числа в порядке возрастания.
2)Отгадайте загадку:
Ты со мною не знаком.
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног
Кто, скажи, я - …(осьминог).
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк! (паук)
Чем похожи обе загадки?(есть число 8)
Определите тему урока.
(дети высказываются)
Где в ряду чисел место числа 8?
(после 7)
Как получить число 8?(7 + 1)
Какая цифра обозначает число восемь?
Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки –
Получаются … (очки).
Цель:
- познакомить с числом и цифрой 9, составом числа 9.
Задачи:
- закрепление навыков счёта, умения сравнивать числа, находить взаимосвязь между целым и частью,
- развитие логического мышления, памяти, внимания, речи.
1.Счёт в пределах 20(прямой и обратный, начиная с любого числа).
2.Назови число, предшествующее 6. (5) Насколько предыдущее число меньше последующего? (на 1)
3.Какое числостоит между 1 и 3?(2) 6 и 8? (7)
4.Назовитесоседей числа 8. (7 и 9)
5.Найди значение выражений:
8-5 4+4
3+2 7-1
Полученные результаты расставь в порядке возрастания(3, 5, 6, 8).6.Попробуй найти закономерность. (+2, +1) Продолжи ряд на три числа.
7.Рассмотриотрезок. Что заметили?
|_________________________|______|
8 1
(отрезок состоит из двух частей: 8 и 1, весь отрезок нам неизвестен)
Как найти целое?(Нужно сложитьчасти.)
Какое выражение получится? (8+1)
Что мы нашли?(целое) Чему оно равно? (9)
Как по-другомуназвать целое 9? (сумма)
Как по-другомуназвать числа 8 и 1? (части, слагаемые)
Цель:
- сформировать умения составлять выражения.
Задачи:
- отработать знание состава числа 7;
- продолжение формирования умения сравнивать, находить взаимосвязь между частью и целым;
- развитие математической речи, памяти, внимания.
1)Какое число стоит не на своём месте? Обоснуй свой ответ.
1 2 3 4 7 5 6 8 9 10
(число 7 должно быть после числа 6 и перед числом 8)
Как можно получить число 7? Назови все варианты.
(1 +6, 2+5, 3+4, 0+7, 8-1, 9-2, 10-3)
Запиши равенство 2+5 =7.
Какие ещё равенства с этими числами можно составить? Запиши.
2 + 5 = 7 7 – 2 = 5
5 + 2 = 77 – 5 = 2
Назови части и целое.
Что означают равенства в первом столбике?(числа сложили, 2 увеличили на 5, 5 увеличили на 2)
Равенства во втором столбике?(тамотнимали, вычитали, 7 уменьшили на 2, а потом 7 уменьшили на 5)
2)Послушай задачу.
В хоре семь кузнечиков песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов –
Сколько в хоре голосов? (2)
Каким действием узнали? (вычитанием)
Почему?(потеряли, значит стало меньше, нужен знак «минус»)
Как запишем решение задачи?7 – 5=2 (к.)
Папа слон слону – сынишке
Подарил четыре книжки.
Их слонёнок прочитал
И своим друзьям раздал.
Книгу дал он бегемоту,
Две – морскому кашалоту.
Сколько книг осталось у слонёнка?(1)
Как запишем решение этой задачи?
4 – 1 – 2 = 1 (к.)
3)Придумай задачу к выражению 3 + 4.
(дети высказываются)
Оптимальное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными, поддерживает процесс преподавания на возможно более высоком научном уровне.
Литература
1.Аргинская И.И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений//Педагогический университет. «Первое сентября». 2005. №22.
2.Аргинская И.И. Методическое пособие к урокам математики в начальной школе. М.: Центр общего развития, 2000. 108с.
3.Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010.
4.Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков//Начальная школа. 1995. №11. с. 38-43.
5.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика – Пресс, 1996 . 671с.
6.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004. 288с.
7.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544с
8.Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников//Вопросы психологии. 1994. №2. с.64-77.
9.Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.
10.Первушина Е.В. Способности ребёнка. Как выявить и проявить? СПб.: Изд-во «Вектор», 2007. 287с.
11.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256с.
12.ФГОС: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
13.ФГОС: Начальное общее образование. М.: Просвещение, 2010
14.БобровскаяТ.П. Урок математики в системе развивающего обучения. //Начальная школа. 2010. №12 С.25.
15.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: Академия развития, 1997. 237с.