kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Безотметочное оценивание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Действующая традиционная система оценки знаний школьников не устраивает многих. Прежде всего, самих учителей. Они часто оказываются в растерянности, какую оценку поставить за ответ или письменную работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Безотметочное оценивание»







Доклад



«Безотметочная система обучения

в начальной школе»















Педагог-психолог

МБОУ «СОШ №16»

Степанова Н.В.

Любая инновация в образовании связана с множеством ожиданий, зачастую неоправданных, которые, будучи нереализованными, заставляют педагогов, администрацию школы и родителей разочарованно вздыхать и отказываться от новшества. Такая судьба может постичь и безотметочное обучение, если сегодня, на этапе внедрения, не определить круг решаемых проблем.

Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся с трудом совмещается с требованиями модернизации образования. Главную причину этого большинство специалистов видят в использовании 5-ти бальной шкалы оценок.

Действующая традиционная система оценки знаний школьников не устраивает многих. Прежде всего, самих учителей. Они часто оказываются в растерянности, какую оценку поставить за ответ или письменную работу. Отсюда «плюсы» и «минусы», которые часто сопровождают «3», «4» и «5».

А ученики умоляют, бегая за учителем: «Поставьте мне 5-, пожалуйста», или добиваются 3- взамен 2+.

По словам Ш.А.Амонашвили, впервые заговорившем о безотметочном обучении: «Для одних детей отметка Баба Яга, а для других - добрая фея».

В первые дни учебного года дети с желанием идут в школу, хотят учиться, но через некоторое время это желание у них пропадает. По целому ряду объективных и субъективных причин (способности, уровень подготовки, здоровье, психологические особенности) дети по- разному усваивают материал, соответственно, имеют разную успеваемость.

Механизм, который использовала массовая школа, незамысловат. Учитель ведет себя как феодал: не решил задачу – 2, написал диктант с ошибками – 3. Ребенок в это время совершенно беспомощен, он не может сам себе помочь, сам себя научить. Как реакция у него возникает полное нежелание учиться.

Для маленьких школьников «5» означает не только «Я хорошо пишу», а еще «Я хороший. Меня любят». «2» означает «Меня не любят, я плохой». Тем самым с помощью отметки закладывается ложная основа самооценки. Ребенок перестает думать о содержании обучения, а начинает в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки. Для «слабых» учеников отметка травматична потому, что фиксирует их неуспешность в классе и создает эмоциональное напряжение в отношениях с родителями. Для «сильных» учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус, становится главной задачей учебы.

Всем известно, что пятибалльная или какая-либо другая количественная шкала оценок является травмирующим элементом начального обучения. Можно лишь еще раз указать отрицательные эффекты отметки:

  • искажение отношений ученика с учителем, родителями, а главное, с самим собой

  • повышение тревожности детей

  • снижение учебной мотивации

  • невозможность отслеживать динамику успешности

  • формирование ложной основы детской самооценки

Главная проблема отметочного обучения заключается в том, что при этой системе учитель делает акцент на недостатках, тогда как при безотметочной системе на первый план выходят успехи ученика.

Многие могут возразить, что в соответствии с приказом Министерства образования мы и так не ставим детям в 1-классе отметок. Но практика говорит о том, что все эти солнышки, звездочки, флажки – аналоги тех же отметок.

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. Переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы вызывает неоднозначное отношение детей, родителей, учителей.

Десятилетиями сложившаяся система дает свои результаты, – дети идут в школу за пятерками. Родители, со своей стороны, хотят видеть результат учебы своего чада и, желательно, без всякой философии, а в материальном выражении, т.е. в баллах. Посмотрели табель или дневник – вывод: шоколад или угол. Легко и удобно. Поэтому родителям следует напоминать:

-А вам нравиться, когда вас сравнивают с другими?

-Что вы имели по географии в 7-м классе в 3 четверти? Как это отразилось на вашей жизни?

Большинство родителей и учителей считают, что совсем отказаться от отметок нельзя: если ребенка никак не поощрять, то у него исчезает мотивация.

Чем же заменить существующие отметки?

Руководствуясь Информационным письмом Министерства образования от 03. 06. 2003 №13-51-1220-13 можно использовать вместо отметок следующие приемы:

  • текущую оценку достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек» (этот инструмент используется при самооценке в психологической диагностике);

  • текущие оценки, фиксирующие продвижение школьников в освоении всех умений, можно заносить в специальный «Лист достижений», освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков, или, например, закрашивая клеточку – полностью или частично

  • словарные диктанты можно оценивать в баллах

  • проверочные работы по программе «Школа 2100» обрабатываются при помощи электронных приложении, в которых указываются не только результаты конкретного ученика, но и его место в классе и по России

  • все эти результаты собираются в «Папку достижений», имеющуюся у каждого ученика

  • творческие работы, которые не подлежат оцениванию, могут храниться в «Портфеле достижений ученика».

Конечно, применение всех описанных форм требует от учителя не только массы сил и времени (оформление, работа с родителями), но и искренней веры в саму идею безотметочного обучения. Учитель не может не осознать: безотметочное обучение – путь к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.



Положительные стороны безотметочного обучения:


сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, формирование у младших школьников желания и умения учиться, самостоятельности в учебной деятельности без ущерба для здоровья;


  • у выпускника не должно ухудшиться здоровье;

  • он будет инициативен в познавательной деятельности, владеть основами умения учиться;

  • у него будут знания, умения и навыки, которые позволят ему продолжить обучение в средней школе;

не причинять вреда эмоциональному здоровью ребёнка и, более эффективно формировать знания и навыки;

правильная организация системы безотметочного оценивания не только не вредит обучению ребенка, но и решает задачи его личностного развития;

новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности.

Основная цель такого обучения – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

Для этого необходим:

- профессиональный рост учителя;

 формирование иного взгляда родителей на оценку и успехи своих детей.

Обязательным условием успеха является установление новых взаимоотношений между ребенком и учителем, одноклассниками, родителями, а также формирование самооценки учащихся и рефлексивной деятельности учителя.

Рекомендации:

в первую очередь оценка должна быть проявлением чуткости, доброжелательности;

важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, сомнение, совет, поддержку и сотрудничество. Иногда помогает просто улыбка, кивок головой, выражение удивления, огорчения или беседа наедине – все это стимулирует, подбадривает ребят;

ребенку необходимо сопереживание учителя, оказание помощи в преодолении трудностей и неудач;

при оценивании устных и письменных работ ребенка необходимо в эмоциональной форме сформулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь лучше меня»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать»; «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так...»; «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!» Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний;

важным компонентом является анализ хода и результатов учебной деятельности учащихся, но не только учителем, как это принято в традиционной системе обучения, а совместно с учениками, развивая у них умение видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления;

сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи;

детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий;

при организации взаимопроверки нужно сориентировать учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, положительное, с уважением воспринимать успехи своего товарища и радоваться им. Для этого мы используем жетоны разного цвета, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку. При подведении итогов дети дарят голубой – самому вежливому (кому хочется сказать сегодня спасибо); зеленый – самому активному на уроке; фиолетовый – самому старательному. Для того чтобы у детей не закрепилось восприятие друг друга относительно определенного критерия и цвета как носителя смысловой характеристики, формулировка критерия оценки и цвет меняются на каждом уроке;

при коллективной форме оценивания необходимо помочь детям увидеть успехи товарища (хорошо считает, выразительно читает, аккуратно пишет и т.д.) и, конечно, высказать пожелания и замечания (например, советуем выучить таблицу и завтра ее рассказать);

одним из приемов оценивания младшим школьником процесса собственной учебной деятельности и ее результатов является «Древо творчества». У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце дня или урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно работать.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Безотметочное оценивание

Автор: Степанова Наталья Васильевна

Дата: 24.08.2016

Номер свидетельства: 340519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ "
    ["seo_title"] => string(142) "biezotmietochnoie-otsienivaniie-uchiebnykh-dostizhienii-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-12-lietnieie-obrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "141475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418130593"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Система работы по  безотметочному оцениванию достижений уч-ся в условиях  ФГОС(из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(105) "sistiema-raboty-po-biezotmietochnomu-otsienivaniiu-dostizhienii-uch-sia-v-usloviiakh-fgos-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "121928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414090850"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "«Методы и приемы безотметочного оценивания в 1 классе для детей с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietody_i_priiemy_biezotmietochnogho_otsienivaniia_v_1_klassie_dlia_dietiei_s_ov"
    ["file_id"] => string(6) "358444"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479039252"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Безотметочное обучение как ведущий принцип формирующего оценивания в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(108) "biezotmietochnoie-obuchieniie-kak-viedushchii-printsip-formiruiushchiegho-otsienivaniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "234603"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443467656"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Безотметочное оценивание учебных достижений. "
    ["seo_title"] => string(55) "biezotmietochnoie-otsienivaniie-uchiebnykh-dostizhienii"
    ["file_id"] => string(6) "149477"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420208076"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства