Анализ работы МО учителей биологии, географии, химии
Анализ работы МО учителей биологии, географии, химии
Анализ работы методического объединения учителей может быть использован в качестве шаблона в конце учебного года и планировании работы МО в следующем учебном году. В анализе отражены цели и задачи работы МО, пронализированы результаты учебной и внеурочной работы по предметам, проанализирована работа за год каждого педагога МО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4. Изучение методик, методов, технологий обучения, развития, воспитания.
5. Работа с учебными программами.
6. Работа по формированию, изучению, обобщению и распространению опыта работы учителей.
Задачи на 2010 – 2011 учебный год:
Начать работу над темой «Развитие интеллектуальных способностей личности в процессе обучения предметам естественного цикла» с целью повышения эффективности школьного урока на всех этапах обучения с применением информационных технологий, организация работы педагогов по развитию индивидуальных умений учащихся, способности к собственному продвижению по учебным предметам, развития творческого потенциала учителя.
Усилить работу по взаимодействию учителей МО с целью повышения эффективности внеклассной работы: проводить интегрированные уроки и предметные мероприятия, активизировать взаимопосещение уроков, проводить больше открытых уроков.
Систематизировать работу по подготовке учащихся, имеющих высокую мотивацию, к олимпиадам.
Вести планомерную работу по подготовке выпускников к итоговой аттестации
по предметам естественного цикла.
Выявлять и привлекать к исследовательской деятельности большее количество учащихся.
Привести методическое обеспечение кабинета географии в соответствие с современными требованиями.
Реализация поставленных задач:
учителя МО, выполняя поставленные перед ними задачи, расширяли и углубляли все виды урочной и внеурочной деятельности в направлении развития интеллектуальных способностей личности учащихся через формирование положительной мотивации и познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла (Казьмина Е.А., Тюменева Н.С. , Петриченкова А.А. – проектная деятельность учащихся по разным темам программы, использование при проведении уроков учебных дисков «Кирилл и Мефодий», Петриченкова А.А. и Тюменева Н.С. используют в обучении биологии учебные диски, соответствующие УМК Пономаревой И.Н.; создание учителями и учащимися мультимедийных презентаций; для проверки уровня знаний учащихся активно применяются созданные ранее «Банки тестов» по основным темам программы по химии и биологии; Домашенко Л.В.– работа учащихся с различными источниками информации при подготовке сообщений, часто использует нетрадиционные формы уроков).
Планомерную работу по подготовке выпускников к итоговой аттестации по предметам естественного цикла педагоги МО осуществляют через элективные и факультативные курсы (химия – 11класс – Химия без проблем- учитель Казьмина Е.А.; «Химия элементов» в 9а – Золотухина А.А.; биология – 9 класс – Готовимся к ГИА; 11класс – Репетитор по биологии). Учителя химии Золотухина А.А. и Петриченкова А.А. ведут в 7-х классах пропедевтический курс «Введение в химию», что значительно облегчает изучение химии учащимся в 8-ом классе. Учителя географии Домашенко Л.В., Тюменева Н.С. при выборе программ ориентировались на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач, показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества»). Тюменева Н.С. в 10-11-х классах обучение биологии в 2009-2010 учебном году осуществляла по учебнику Биология. 10-11 классы. Андреева Н.Д., издательство «Мнемозина», 2009г.
Опытническую деятельность учащихся развивали Тюменева Н.С. в рамках школьного кружка «Цветовод», в работе которого принимали участие учащиеся 7-8 классов, в 7-х классах Петриченкова А.А. вела факультатив по биологии «Основы медицинских знаний».
Велась работа по организации исследовательской деятельности учащихся: Петриченкова А.А. с учащимися 7-х классов заняла 3 место на областной научно-практической конференции-конкурсе «Молодые исследователи природы» с работой «Антропометрические показатели подростка».
Материалы предметной декады учителей МО химии, биологии, географии
Тема: «Использование ИКТ в обучении предметам естественного цикла».
22.11. – 04.12.2010г.
Мероприятие
Класс
Ответственный
Уроки-презентации в начальной школе «Познакомьтесь, это химия».
4-е кл.
Учителя химии
Золотухина А.А.
Казьмина Е.А.
Урок-исследование по природоведению «Живое под микроскопом».
5а кл.
Учитель
Петриченкова А.А.
Викторина «Зеленая аптека».
6-е классы
Учитель
Петриченкова А.А.
Школьные предметные олимпиады по химии, биологии, географии
6-11 классы
Учителя МО
Демонстрация фильма «Формула любви»
10-11 классы
Учителя
Золотухина А.А.
Казьмина Е.А.
Викторина «Хочешь познать мир – изучай географию».
7-е классы
Учитель
Домашенко Л.В.
Урок-викторина «Путешествие по Африке»
7 б класс
Учитель
Домашенко Л.В.
Межрегиональный конкурс по географии «Осенний марафон»
В рамках предметной декады были проведены все запланированные мероприятия, в том числе и предметные олимпиады, в которых приняли участие 52 учащихся 8-11классов. Победители вошли в состав школьных команд и приняли участие в городских предметных олимпиадах. Призовых мест нет. Кроме муниципальных олимпиад было организовано массовое участие учащихся школы в Межрегиональном турнире «Осенний марафон» по географии и биологии (учитель Тюменева Н.С.) и Всероссийском конкурсе «Человек и природа» (учитель Петриченкова А.А.). Учащиеся школы получили Диплом победителя в номинации «Заморское чудо» областной выставки «Юннат» ОГОУ «Эколого-биологический центр»; приняли участие в осеннем научно-практическом семинаре Астраханского Областного географического общества.
В соответствии с графиком учителя посещали уроки коллег.
На заседаниях МО были рассмотрены следующие методические темы:
1.Методика работы с тестами;
2.Алгоритм проведения мастер-класса;
3.Работа учителя с детьми, имеющими повышенные способности;
4.Структура экзаменационной работы. Содержание КИМа. Демоверсии ГИА и ЕГЭ.
на Педагогическом Совете: Домашенко Л.В., Тюменева Н.С.
Приняли участие в городских семинарах:
Тюменева Н.С. представила свой опыт по теме «Межпредметные связи и интегративные методы обучения» в рамках курсовой подготовки учителей области на базе АИПКП; «Анализ ЕГЭ по биологии», «Роль интерактивного оборудования в естественно-научном образовании».
Тюменева Н.С. и Петриченкова А.А. прошли дистанционное обучение в рамках сетевого сообщества «Открытый класс».
С целью обмена опытом и повышения эффективности образовательного процесса проведены:
а) интегрированные уроки:
Петриченкова А.А.- Орлова Т.В. (природоведение – математика) - «Роль живых организмов» 5а класс
Дмитриева Е.В. – Калмыкова Е.В. (география – физика) – «Природа физических явлений» 7в класс
Казьмина Е.А. – Орлова Т.В. (химия – математика) – «Применение вычислительных навыков при решении задач по химии» 7а класс
б) нестандартные уроки:
Домашенко Л.В. Урок-викторина по географии «Путешествие по Африке» 7б класс
Тюменева Н.С. урок-путешествие по биологии в 8бклассе «Внутри организма человека»
Тюменева Н.С. урок-игра по географии в 6а классе «Обобщение по теме «Литосфера»»
Тюменева Н.С. урок-конференция по биологии в 10а классе «Охрана природы»
Петриченкова А.А. урок-исследование по природоведению в 5а классе «Живое под микроскопом».
Программный материал был пройден по всем предметам цикла за счет уплотнения программы. Причинами отставаний были городские субботники, перенос праздничных дней, карантин, прохождение педагогами квалификационных курсов, длительная болезнь учителя химии Золотухиной А.А. и отсутствие замены по предмету.
Продолжена работа по методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса:
кабинет биологии: пополнение банка тестов, педагогами приобретены обучающие диски по соответствующей программе; установлена интерактивная доска.
кабинет химии: пополнение банка тестов; установлены демонстрационный экран и проектор.
кабинет географии: работа не проводилась.
Недостатки в работе привели к появлению следующих проблем:
к исследовательской деятельности привлечено небольшое количество учащихся;
низкая эффективность внеклассной работы;
отсутствие результативности городских предметных олимпиад;
низкое качество обучения.
Задачи МО на 2011-2012 учебный год:
Продолжить работу над темой «Развитие интеллектуальных способностей личности в процессе обучения предметам естественного цикла» с целью повышения эффективности школьного урока на всех этапах обучения с применением информационных технологий, организация работы педагогов по развитию индивидуальных умений учащихся, способности к собственному продвижению по учебным предметам, развития творческого потенциала учителя.
Усилить работу по взаимодействию учителей МО с целью повышения эффективности внеклассной работы: проводить интегрированные уроки и предметные мероприятия, активизировать взаимопосещение уроков, проводить больше открытых уроков.
Систематизировать работу по подготовке учащихся, имеющих высокую мотивацию, к олимпиадам.
Продолжить планомерную работу по подготовке выпускников к итоговой аттестации по предметам естественного цикла.
Выявлять и привлекать к исследовательской деятельности большее количество учащихся.
Привести методическое обеспечение кабинета географии в соответствие с современными требованиями.
Состояние преподавания и качество знаний обучающихся в динамике. Причины наиболее высоких и наиболее низких показателей. Результативность работы учителей химии по параллелям за 2010-2011 учебный год
Класс
Количество учащихся
Оценки
Результаты работы
5
4
3
2
по классу
по параллели
КО
КК
КО
КК
7а
29
1
11
15
2
93,1
41
96,6
41
7б
30
2
10
18
0
100
40
8а
31
2
9
20
0
100
35
98,8
31
8б
32
0
16
16
0
100
50
8в
21
1
3
16
1
95,2
19
8г
22
0
4
18
0
100
18
9а
31
2
8
21
0
100
32
100
22
9б
25
0
3
22
0
100
12
10а
19
1
1
17
0
100
11
100
11
11а
26
1
10
15
0
100
42
100
42
Всего по предмету
266
10
75
178
3
98,8
32
Учителя химии Золотухина А.А., Казьмина Е.А., Петриченкова А.А. формировали творческие способности и познавательный интерес у учащихся к предмету. Уделяя основное внимание современным требованиям к образовательному процессу, использовали преподавание проведевтического курса химии в 7-х классах, постоянно вели диагностику полученных результатов и их коррекцию.
Педагоги высокого мастерства, обеспечивают усвоение учебного материала большинством учащихся, в системе используют разноуровневые тестовые задания из созданного в кабинете химии «Банка тестов по химии».
Использование современных технологий, создание на уроке комфортных условий обучения способствовали прочному усвоению ЗУН, формированию положительной мотивации, развитию познавательного интереса. Педагоги добились 98,8% обученности по предмету. Это ниже на 1,2%, чем в предыдущем году. Объяснить это можно тем, что ведущий преподаватель химии Золотухина А.А. находилась на больничном листе большую часть года. Её уроки не заменялись всю 2 четверть.
Низкие результаты коэффициента качества в 8в классе, 8г классе, 9б классе и 10а классе, где обучаются дети с различными проблемами в учебе и поведении, с низким познавательным интересом. В 7а классе, несмотря на 93,1% обученности, качество высокое - 41%.
Сравнительный анализ показателей по предмету показывает, что коэффициент качества по сравнению с 2009-2010 уч.годом повысился на 6%.
Анализ результативности работы отдельных педагогов показывает, что у Золотухиной А.А. наблюдается повышение КК – на 6%; Казьмина Е.А. – КО понизился на 1,3%, КК повысился на 15%. У Петриченковой А.А. по всем показателям повышение результатов: КО на 10%; КК на 10%, СОК на 4%.
Результативность работы учителей географии по параллелям за 2010-2011 учебный год
Класс
Количество учащихся
Оценки
Результаты работы
5
4
3
2
по классу
по параллели
КО
КК
КО
КК
6а
24
4
9
11
0
100
54
100
55
6б
29
2
16
11
0
100
62
6в
21
2
8
11
0
100
48
7а
30
1
12
17
0
100
43
100
33
7б
30
0
13
17
0
100
43
7в
26
0
3
23
0
100
12
8а
31
2
10
19
0
100
39
100
36
8б
32
1
16
15
0
100
53
8в
21
1
7
13
0
100
38
8г
22
1
2
19
0
100
14
9а
31
1
5
25
0
100
19
100
18
9б
25
0
4
21
0
100
16
10а
19
1
3
15
0
100
21
100
21
11а
26
0
13
13
0
100
50
100
50
Всего по предмету
367
16
121
230
0
100
37
Учителя географии Домашенко Л.В., Тюменева Н.С., Дмитриева Е.В. использовали в работе элементы развивающих технологий, нетрадиционные формы уроков для формирования у учащихся адекватной современному уровню географических знаний картины мира, который вооружает учеников умением самостоятельно работать с источниками географической информации.
Высокий профессионализм, знание детской психологии и применение этих знаний на практике позволили учителю географии Домашенко Л.В.повысить результыты работы: КО – на 2%.
Тюменева Н.С. преподавала географию в 6-х и 8-х классах. Результаты работы: КО – 100%, КК – снизился на 10%. Это объясняется результатами обучения учащихся 8г класса, где есть дети инклюзивного типа обучения.
В целом по предмету «география» результаты изменились незначительно: по-прежнему КО – 100%, КК снизился на 4%. Такое снижение объясняется низким качеством обучения в 7в, 8г, 9а,б классах, где обучаются дети с низкой учебной мотивацией.
Результативность работы учителей природоведения по параллелям за 2010-2011 учебный год
Класс
Количество учащихся
Оценки
Результаты работы
5
4
3
2
по классу
по параллели
КО
КК
КО
КК
5а
23
3
16
4
0
100
83
100
63
5б
28
4
19
5
0
100
82
5в
26
3
12
11
0
100
58
5г
26
2
9
15
0
100
42
5д
25
0
13
12
0
100
52
Всего по предмету
128
12
69
47
0
100
63
Следует отметить, что и в этом учебном году состояние преподавания природоведения остается стабильно высоким: КО - 100%, КК повысился на 3% и составил 63%. У учащихся 5-х классов высокая мотивация к обучению, стабильный контроль со стороны родителей, заинтересованность в получении хороших оценок и, конечно же, творческая работа учителя Петриченковой А.А. и большой педагогический опыт учителя Домашенко Л.В. способствовали достижению таких результатов. Кроме этого, для обучения учащихся 5б класса Домашенко Л.В. использовала программу Образовательной системы «Школа 2100»: КО - 100%, КК - 82%.
Результативность работы учителей биологии по параллелям за 2010-2011 учебный год
Класс
Количество учащихся
Оценки
Результаты работы
5
4
3
2
по классу
по параллели
КО
КК
КО
КК
6а
24
0
11
13
0
100
46
98,4
51
6б
29
0
17
12
0
100
59
6в
21
0
10
10
1
95,2
48
7а
30
2
11
17
0
100
43
100
35
7б
30
0
14
16
0
100
47
7в
26
0
4
22
0
100
15
8а
31
2
9
20
0
100
35
100
30
8б
32
0
15
17
0
100
47
8в
21
1
5
15
0
100
29
8г
22
0
2
20
0
100
9
9а
31
1
13
17
0
100
45
100
33
9б
25
0
5
20
0
100
20
10а
19
3
8
8
0
100
58
100
58
11а
26
1
14
11
0
100
58
100
58
Всего по предмету
367
10
138
218
1
99,7
40
Учителя биологии Тюменева Н.С., Петриченкова А.А., Казьмина Е.А., учитывая особенность предмета, где пересекаются философия, этика, эстетика, усилили практическую направленность предмета, используют интегрированную программу биологии и экологии, включают элементы краеведения. На своих уроках они широко применяли инновационные технологии, осуществляли личностно-ориентированный подход. Этому немало способствовало материально-техническое обеспечение кабинетов химии и биологии.
Если сравнивать показатели работы отдельных педагогов, то Петриченкова А.А. улучшила их: КО повысился на 5,3%, КК – на 7% (за счет высоких показателей в 6-х, 7а, б классах). В 8г классе КК составляет всего 9%. Это объясняется наличием учащихся с инклюзивным типом обучения и низким контролем за успеваемостью со стороны родителей. Результаты работы Тюменевой Н.С. остались на прежнем уровне: КО - 100%, КК - 44%. КК у Казьминой Е.А. снизился на 18%. Она обучала биологии учащихся 8в класса, где у учащихся низкая мотивация к обучению.
В целом по предмету: КО понизился на 0,3% (за счет низкого КО в 6в классе, где 1 ученик оставлен на повторный год), КК повысился на 5%.
Результативность работы учителей экономики по параллелям за 2010-2011 учебный год
Класс
Количество учащихся
Оценки
Результаты работы
5
4
3
2
по классу
по параллели
КО
КК
КО
КК
8а
31
4
14
13
0
100
58
100
35
8б
32
0
7
25
0
100
22
8в
21
0
5
16
0
100
24
8г
21
0
8
13
0
100
38
Всего по предмету
105
4
34
67
0
100
36
Обучение экономике осуществлялось в 8-х классах учителем Домашенко Л.В. Если сравнивать показатели с прошлогодними, то в этом учебном году КК значительно снизился: с 66% в прошлом году до 36% в нынешнем. Объективными причинами можно считать недопонимание восьмиклассниками значимости данного предмета, нежеланием воспринимать его как обязательный программный предмет. Поэтому они, в основном, освоили экономику на базовом уровне.
Анализ эффективности работы учителей МО в 2010-2011 уч.г. по сравнению с 2009-2010 уч.г
учитель
предмет
КО
КК
СОК
2009-2010уч.г
2010-2011уч.г.
2009-2010уч.г
2010-2011уч.г.
2009-2010уч.г
2010-2011уч.г.
Золотухина А.А.
химия
100
100
34
40
48
49
Казьмина Е.А.
химия
100
97,7
10
25
39
44
Казьмина Е.А.
биология
100
100
47
29
49
46
Тюменева Н.С.
биология
100
100
44
44
50
50
Тюменева Н.С.
география
100
100
54
44
55
51
Домашенко Л.В.
география
98
100
32
32
45
46
Домашенко Л.В.
экономика
97
100
52
36
51
48
Домашенко Л.В.
природо-ведение
100
59
Петриченкова А.А.
биология
94
99,3
31
38
44
47
Петриченкова А.А.
химия
90
100
8
18
37
41
Петриченкова А.А.
природо-ведение
100
100
49
70
53,5
60
Дмитриева Е.В.
география
100
12
39
Подробный анализ приведен в анализе отдельных предметов.
Сравнительный анализ показателей по предметам
предмет
КО
КК
СОК
2009-2010уч.г
2010-2011уч.г.
2009-2010уч.г
2010-2011уч.г.
2009-2010уч.г
2010-2011уч.г.
химия
100
98,8
26
32
45
46
биология
100
99,7
35
40
47
48
география
100
100
42
37
49
48
природо-ведение
100
100
60
63
54
57
экономика
100
100
65
36
51
48
Подробный анализ приведен в анализе отдельных предметов.
Анализ итоговой аттестации учащихся 11-х классов в формате ЕГЭ
предмет
учитель
класс
ФИ уч-ся
годовая оценка
минимальный балл
экзамен
результат
КО
КК
химия
Казьмина Е.А.
11
1.Федорова Анастасия
5
33
93
100
2.Калиев Нариман
4
33
65
биология
Тюменева Н.С.
11
1.Бугрова Майя
4
36
72
83,33
2.Кутепова Валентина
4
36
68
3.Рогова Елизавета
4
36
52
4.Федорова Анастасия
5
36
89
5.Червиченко Дмитрий
3
36
28
6.Эйвазова Гюнель
3
36
42
Анализируя итоги аттестации учащихся в формате ЕГЭ, отмечаем, что химию сдавали 2 ученика – оба успешно. Они подтвердили свои годовые оценки У Федоровой А. очень высокий балл – 93.
Биологию сдавали 6 человек, один из которых (Червиченко Д.) не преодолел минимальный порог в 36 баллов. Это объясняется тем, что он не посещал факультативные занятия, часто пропускал уроки, нестандартная семейная ситуация. Остальные учащиеся подтвердили свои годовые оценки. Высокий уровень готовности показали Федорова А. – 89 баллов, Бугрова М. – 72 балла, Кутепова В. – 68 баллов.
Всего из 26 учащихся 11а класса предметы естественного цикла выбрали 7 учащихся, что составляет 27%.