Аналитический отчет о прохождении практики в школе
Аналитический отчет о прохождении практики в школе
данный документ содержит полный расширенный аналитический отчет о прохождении практики в школе при проведении серии четырех последовательных уроков физики. отчет был оценен на оценку "хорошо". курсы второго(основного) уровня повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет о прохождении практики в школе »
Хатунцева Вероника Руслановна портфолио учителя отчет А
Группа 37 2 уровня
ФАО НЦПК «Өрлеу» РИПКСО
г.Алматы 21.11.2014г.
Тема: Как групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроках физики
1. Обоснование выбора темы для исследования в действии
О том, что существуют и имеют достаточно высокие показатели трех месячные курсы повышения квалификации педагогических работников Р К я узнала еще три года назад. Слышала много историй ,связанных с Программой курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан , с особенностями и сложностями. И вот спустя три года я сама оказалась слушателем этих курсов, смогла воочию убедится в справедливости того ,с чем я уже была знакома заочно.
В чем особенности моего обучения по данной программе?
Здесь с первого дня, с первого момента знакомства , момента встречи и в последствии я приобретала знания, умения и навыки не в «готовом виде» от тренера, а через взаимодействие и сотрудничество. Здесь же я узнала, что среда в которой я нахожусь, в которой я получаю новые знания через взаимодействие и сотрудничество является коллаборативной средой. Не буду скрывать , что в первые минуты какая-то доля недоумения и беспокойства присутствовала в моем эмоциональном и психологическом состоянии. Мне казалось, что тренер недостаточно времени тратит на объяснения материала , а только ставит перед нами одну задачу за другой. Почему именно так? В самом начале мне было непонятно. Но уже во второй половине первого дня я стала вникать в концептуальный подход ведения уровневых курсов и работать продуктивно для себя и на себя. Концептуальный подход ведения уровневых курсов включал в себя обучение через взаимодействие слушателей и тренера вместе, тесное сотрудничество друг с другом через диалоги , через групповую работу, через творческую деятельность направленную только на достижение одной единой цели. И здесь же я поняла то , что важно владеть навыком саморегуляции. Так как через саморегуляцию , самоконтроль можно достичь многое, ранее неизвестное. В процессе изучения Программы второго уровня для меня стало очевидным необходимость меняться практически полностью. Менять в своей практике методы и формы обучения учащихся на уроках физики. Все методы и подходы, которые я использовала ранее при обучении учащихся, в данный момент необходимо пересмотреть. Нужно обратить внимание на то, чтобы учащиеся научились учиться самостоятельно. И это будет возможно только тогда, когда я перестану быть управленцем на своем уроке, а стану только направлять и координировать деятельность своих учеников. Мне необходимо было полностью окунуться в суть программы курсов, изучить общее содержание программы второго уровня, познакомится с теоретическими основами Кембриджского подхода к процессам преподавания и обучения, распределить важные приоритеты в моей будущей педагогической деятельности.
На втором этапе обучения лежит практика. Во время которой мне необходимо было применить все знания полученные на первом этапе обучения «Лицом к лицу» на практике при проведении серии последовательных уроков в своей родной школе.
Курсы повышения квалификации по Программе не проходили , до меня , ни один из моих школьных коллег. Поэтому я на первом вводном занятии, рассказала об идеях семи модулей Программы второго уровня и её приоритетных направлениях. С целью ознакомления коллег с основными тенденциями изменения образовательной системы в мире и Казахстане и для того, чтобы настроить учителей на осмысление необходимости преобразования школьной практики, использовала следующие видео-ресурсы: Кен Робинсон «Новый взгляд на систему образования», фильм о ЦПМ, видеоролики «Почему дети не хотят учиться». В конце беседы провела анкетирование с целью выявления потребностей учителей в контексте идей семи модулей Программы второго уровня. Анализ анкеты показал , что учителя заинтересованы во внесении изменений в свою практическую деятельность и открытые ко всему новому, в чём я и была уверена. Для каждого учителя стало очевидным, что невозможно оставаться на прежних позициях мировоззрения. Необходимо отойти от традиционной подачи материала, когда ученик механически запоминал информацию , данную учителем на уроке , не умея использовать полученные знания на практике, в дальнейшей жизни. Учителю необходимо научиться по новому организовывать обучение и строить современный урок ,использую «три помощника учителя»- голову, руку, сердце (Шульман , 2007). Учитель должен задуматься над тем , как же вызвать интерес у учеников к своему предмету, раскрыть его потенциал и расширить его мировоззрение на окружающий мир, а для этого он в первую очередь должен создать свободную и непринуждённую атмосферу при обучении. По словам К. Роджерса «Облегчение и одновременно стимулирование процесса учения для учащегося является главной задачей учителя». ( Руководство для учителя второй (основной ) уровень 2014г)
Основной идеей Программы к процессам преподавания и обучения является системное внедрение семи модулей в обучение. Я и раньше применяла в своей практике отдельные из модулей : хорошо оснащённый мультимедийный кабинет позволяет мне активно использовать ИКТ; в своё время посетила краткосрочные курсы по развитию критического мышления, что позволяло мне на уроках использовать задания на развитие критического мышления. Однако при планировании уроков особого внимания не уделяла возрастным особенностям; проводя уроки, особый акцент ставила на работе с одаренными детьми, понятия не имела о ЗБР. Моё обучение на курсах убедило меня в том, что традиционные методы обучения не всегда являются эффективными в плане достижения результата и потому групповая работа способна в какой-то мере решить данную проблему, разнообразить формы работы, способствующие развитию речевых навыков, развивать логическое мышление , что является немаловажным на уроках естественно-математического цикла. Курсы по Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, позволили мне по другому посмотреть на методику преподавания, помогли освоить теоретические и практические знания по внедрению идей семи модулей в процесс обучения при работе в группах. А затем все эти знания применить на практике, на базе своей школы через уроки. Так как я считаю мало знать , нужно ещё и уметь…
Главная цель моей исследовательской работы заключается в исследовании факторов успешности и эффективности процесса работы в группах как возможность для проявления познавательной активности учащихся на уроках с личностно-ориентированной направленностью. Для достижения данной цели я поставила следующие задачи : - применяя приёмы группового обучения, активизировать деятельность учащихся на уроках -вызвать интерес учащихся к предмету «Физика»; - повысить уровень знаний учащихся;
- подтвердить исследование собранными материалами.
Изучив все идеи семи модулей Программы, я на практике попыталась ввести их. Конечно же, в таком объеме, как хотелось, не получилось, т.к. было ограничение по времени. Очень cложно сначала было по раздельности их рассматривать, но, оказалось, что эти идеи как одно целое – применяя одну невозможно не развивать и несколько других .Ведь сама работа в группе предполагает применение сразу многих аспектов Программы. Активное обучение рассматривается как свобода и активность, оригинальность и творческий подход, открытие, самостоятельность, критическое мышление, общение и совместная работа, действия соответственно ситуации, оценка своей работы и других.
2. Отчет о внесенных в практику изменениях и использованных методах сбора данных
Пpидя в школу на пpактику, я не иcпытала проблем в выборе класса для исследования. Это был мой родной класс, средний возраст учащихся в котором 14-15 лет. Исследование проводилось в 9 классе КГУ «Арзамасская средняя школа». Я являюсь классным руководителем этого класса и поэтому мне не составило труда в самом начале провести беседу учителями-предметниками , а затем анкетирование с учащимися класса. Анкетирование учащихся 9 класса показало, что интерес некоторых учащихся к изучения предмета снизился. Сильные ученики заскучали, так как вводный материал «Физики-9» ими хорошо усваивается скорее всего из-за того что вопросы «Кинематики» и «Динамики» уже изучались ими при изучении физики в 7 классе, а слабые – не успевая за темпом урока, теряют интерес из-за имеющихся пробелов в знаниях. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всём классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Поэтому я решила поменять подход в преподавании от традиционного к современному (интерактивному).
Таким образом, мною была выдвинута гипотеза исследования в действии: - Если объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговаривая роль каждого ученика группы в выполнении данного им задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы.
К возрастным особенностям учащихся 9 класса относится потеря интереса к учёбе и для поддержания устойчивого интереса к учению, подходят новые формы и методы в обучении. В классе преобладают мальчики, чем девочки. У девочек в этом возрасте появляются комплексы сделать, сказать что- то не так ,и это подавляет их активность. Мальчики же не стесняются совершать ошибки, принимать и проводить коррекцию . Из-за нехватки времени я не стала создавать для себя ненужные барьеры, но в будущем я, конечно же, применяя различные формы и методы 7 модулей Программы буду проводить работу по созданию психологической комфортности для всех обучающихся. Немаловажным является тот факт, что они спустя год обучения , будут работать над разделом «Динамика», то есть у них уже есть определённый запас знаний по теме «Силы в природе», «Сила», «Ускорение» и основной образовательной задачей будет расширение и закрепление имеющихся знаний, что позволит, используя модули Программы, активизировать деятельность учащихся, путём ввода новых форм и методов организации работы на уроке. Состав класса неоднороден: есть 1 одарённый ученик, 4 со средними способностями и 4 с низкой мотивацией, двое из которых имеют справки, эти дети требуют особого внимания. На прежних уроках в диалог вступали в основном средние и сильные, а пассивные дети старались оставаться в тени. На этих же 4 последовательных уроках картина изменилась в лучшую сторону. Здесь, конечно же, сработала «зона ближайшего развития»: дети подтягивали друг друга, чтобы группа была оценена как самая активная. В исследовании участвовали все дети девятого класса, но основное внимание было обращено на трех учеников, по-разному проявляющих познавательную активность на уроках физики.
Ученица А-: активная, добросовестная, работоспособная, интеллектуально развитая, всегда осмысливает свои действия, если сталкивается с проблемой, решить которую она не в силах, старается либо получить помощь от преподавателя, либо пытается дойти до истины с использованием информационных ресурсов. Умеет отстаивать свою точку зрения, первым предлагает пути решения проблемы. Пользуется уважением в классе. Является лидером .
Ученик В-: ответственный, внимательный, старательный. Хорошо развито математическое мышление. Может хорошо выполнить работу по образцу, нередко из-за невнимательности допускает логические ошибки, может легко изменить свою точку зрения. Уважает авторитеты, при подсказке с места от сильного ученика, сразу принимает этот ответ. Выражает свое мнение, но не часто, прошлый опыт использует редко.
Ученик С- . Мальчик с отставанием в развитии, очень не организован. Часто работает без осмысления, не осознавая, что и зачем он выполняет. На просьбу объяснить, зачем он делает именно это, Ризат не находит ответа, у него нет своих предложений. Слаб в логическом мышлении, иногда путает причину и следствие.
Во время проведения уроков я разными способами создавала малые группы (по три человека) сменного состава и занималась сбором аргументов в пользу происходящих изменений не только на когнитивный процесс , но и на процесс метапознания. Задания, применяемые на моих уроках, выполняли разные функции, но преследовали одну единую цель. Необходимо было прийти к тому чтобы мои ученики А,В и С научились работать по новому, научились сами получать знания, научились ценить и уважать мнение своего товарища, изменили свое отношение к изучаемому предмету, стать более активными. А самое главное то, что ко всему этому они должны были прийти через использованную на уроках групповую работу.
В рамках проведенных мною уроков были применены следующие формы , методы, подходы на разных этапах урока, направленных на максимальную включенность каждого учащегося в процесс познания. Так, одной из приоритетных и любимых форм можно считать : «Физическое дефиле» - знакомство с новым материалом и последующая защита в любой форме (постер, кластер, стихотворение, рисунок и т.д), «Черный ящик» разнообразные варианты вопросов складываются в черный ящик и дети вытягивают тот вопрос, который достанется, при правильном ответе ученик передает ход тому однокласснику, которого выберет, «Физическая разминка» на которой необходимо выбрать из известных литературных произведений слова или фразы описывающие разнообразные физические процессы, «Ромашка Блума» учащимся предлагалось ответить на вопросы согласно следующему типу: простой, уточняющий, практический, творческий, оценочный и интерпретационный, «Знаешь - действуй» решение задач ответом должен быль либо график либо рисунок, «Толстые и тонкие вопросы», парная и групповая работа, ИКТ. (приложение 1)
Во время выполнения, например, такого задания как «выделить из предложенного материала, утверждения, являющиеся самыми основными, раскрывающими новую тему», ученик, испытывающий трудности при обучении, после работы в группе, сам изъявил желание выступить в роли спикера группы. Он вышел к доске и с удовольствием защитил постер созданный всей группой. И пусть работа была общей, все же нужно было правильно и точно изложить материал и защитить его перед остальными ребятами, так чтобы всем было все понятно. Я считаю, таким образом, завлекая низко мотивированных детей в учебную деятельность можно добиться повышения качества и успеваемости класса в целом. Беседуя со сверстниками и обсуждая проблемы, дети научились критически размышлять, формировать умение выступать перед аудиторией, высказывать свою точку зрения. Кроме традиционной формы оценивания, на своих «новых» уроках, я старалась применять совокупность формативного и суммативного оценивания. А для большей эффективности разрабатывала критерии оценивания вместе с учащимися.
Проведение уроков предшествовало изучение теоретической литературы: Руководство для учителя, Х. И. Лийметс. Групповая работа на уроке. — М. 1975, /Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119.
Согласно цели моего исследования, я на протяжении всего периода практики проводила работу по изучению данной проблемы, дважды провела анкетирование учащихся, направленные на выявление мотивации к изучению физики , работая в группе, в паре, на рефлексию своей деятельности на уроке.
По результатам анкет учащихся видно, что они научились правильно воспринимать критику и формативное оценивание и более того, сами дают его. На вопрос понравилось ли тебе работать в группе, все дети дали утвердительный ответ. Во время беседы с учащимися о групповой работе , были следующие ответы:
Мне понравилась работа в группе. Я стала более уверена в своих силах, так как чувствовала поддержку группы. Зная о оценивании я могла корректировать свою работу. Для меня очень важно то, что я внесла свой вклад в общее дело.
Мне понравилось изучение нового материала в группе, тема была не очень сложной, поэтому мы смогли сами разобраться в ней нам лишь один раз , когда у нас возник вопрос о правильном изображении сил на графике. В своей группе я выступал в роли эксперта. Сначала я задумался над тем, как оценить каждого члена своей группы. Но познакомившись с критериями оценки, я понял, что мне не составит труда оценить каждого, потому что критерии были четкими. И еще я думаю, что групповая работа очень полезна при изучении новой темы лишь тогда, когда она очень сложная, потому что объяснения учителя все равно важны.
Мне понравились уроки. Мне нравится работать в группах, так я лучше усваиваю материал. Мне больше нравится добывать информацию самостоятельно. Еще работать в группе, когда защищаешь постер, мне приходилось объяснять понятый мною материал. Объясняя другим, я лучше все запоминаю. Я считаю, что когда мы сначала оцениваем себя, потом нас оценивают наши одноклассники, а потом учитель выставляет свою оценку, в этом случае оценка будет более объективной.
Благодаря групповой работе мы учимся слушать и слышать друг друга. Мы учимся быть уверенными в своих знаниях и умениях. Что самое важное.
если я что- то не знал, мне в группе объяснили
мы общались, обменивались мнениями, выслушивали друг друга
Также говорили о том, что дома легче стало готовиться к уроку, потому что многое запомнили на уроке.
Анализируя проведенные уроки, беседы с детьми я понимаю, что внесенные изменения, принесли свои положительные плоды.
На уроках я велa визуальное наблюдение за работой детей, при этом все три выбранных участника моего исследования и не подозревали этого, их поведение было естественным. Также простое наблюдение не требует определённых ресурсов. Правда, наблюдаемые нужные моменты необходимо фиксировать сразу, чтобы не забыть, что не всегда получалось возможным! Думаю, постоянное ведение дневника решило бы эту проблему.
Для того чтобы объективно и тщательно изучить процесс исследования, мне помогли фото и видеосъёмки. Они давали детальную и полную картину происходящего. Очень хорошо было бы, если бы на съёмку учащиеся не реагировали, не испытывали бы дискомфорт. Недостатками таких источников сбора данных являются также непрофессиональная съёмка, не качественная съёмка некоторых моментов. Конечно, фото удобно для фиксации определённых моментов, какого – то этапа работы, однако не даёт полную картину исследования.
Кроме этого на первых уроках из-за обильности планируемых стратегий, заданий и моего желания всё это внедрить в практику уроки не вмещались во временные рамки. В результате чего мною было принято решение использовать рационально время, более тщательно готовить задания и обдумывать каждый раз, что это задание мне даст, будет ли способствовать развитию познавательной активности учащихся?
3. Выводы и анализ
Просматривая свои планы до прохождения практики, я заметила, что на уроках объяснения нового материала я все же предпочитаю объяснять материал сама. Во время прохождения практики на уроках, где я применяла идеи семи модулей Программы, когда использовала групповую работу, активными участниками учебного процесса стали сами учащиеся. Я уже не предлагал им готовые знания, а предлагала им найти и переработать информацию самим, работая с текстом, с видеоматериалом, графиком, рисунком, задачей , они сами определяли важность той или иной информации. Изменилась моя роль (то чего я и хотела) , я стала консультантом, дети же были равноправными партнерами на уроке, эти изменения повысили восприятие материала учащимися.
На диаграмме видно как изменилась активность учителя и активность учащихся при переходе на новый уровень обучения.
Возросла активность учащихся после проведенных уроков с использованием групповой работы
Очень радует тот факт, что изменились мои отношения с детьми в классе. В этом классе у нас всегда были хорошие отношения, но после проведенных уроков, дети сами стали предлагать идеи чего бы они еще хотели, исчезла скованность, дети стали более открытыми, групповая работа способствует тому, что отношение в классе становятся более доброжелательными. Это отмечали и сами учащиеся уже после проведенных уроков в индивидуальных беседах.
Также учащиеся отметили, что им и в дальнейшем также хотелось бы участвовать в разработке критериев оценивания, потому что такая работа позволит им лучше понять, что же они должны знать после изучения темы, по завершению урока, какие знания они могут использовать, как потом можно будет добиться лучших результатов.
Наблюдая за оценками учащихся на стандартных уроках и на уроках «новых» можно сделать следующий вывод; накопляемость оценок и качество успеваемости по предмету физика в 9 классе за период с 29 сентября по 29 октября повысились.
На первых уроках при целеполагании я просто предлагала детям сформулировать цели урока, а затем на этапе рефлексии с помощью приема «Все в твоих руках», когда мы выяснили, добились ли мы целей урока, возникли определенные сложности. Поэтому в дальнейшем, я уже предлагала записывать цель урока в своих рабочих тетрадках. Такие записи, во первых позволили детям отследить, как они продвинулись вперед к этой цели, т.е. наметить план её достижения, во-вторых , на этапе рефлексии у учащихся уже не было сложностей с тем, чтобы определить, достигли ли они намеченной цели или нет. Я думаю, что этап целеполагания в дальнейшем должен также оцениваться. Потому что лишь тот ученик, который четко поставил перед собой цель, способен двигаться вперед.
Наблюдения за учащимися АВС
Тип данных
Данные собранные на ученицу (А)
Данные собранные на ученика (В)
Данные собранные на ученика (С)
Наблюдение во время групповой работы
Ученица с высоким уровнем знаний. На уроке активна. При работе в группе занимает положение лидера. Доминирует над всеми. Речь хорошо развита. Без стеснения высказывает свое мнение. Может анализировать и систематизировать материал предложенный учителем.
Ученик с хорошим уровнем знаний, во время групповой работы являлся экспертом, сначала выставлял оценки исходя из симпатий, но когда были предложены критерии оценки, стал более объективным. Обладает лидерскими способностями (они раскрылись во время проведения четвертого урока), но может уступить свою позицию, если чьи-то аргументы будут более вескими. Речь тактичная.
Ученик обладает слабым уровнем знаний. Тем не менее, в группе чувствует себя увереннее чем работая самостоятельно. Если возникают сложности при восприятии материала . обращается за помощью к одноклассникам. Когда на третьем уроке смог разобраться с предложенной информацией смог своими словами передать суть нового материала при защите постера у доски. Был очень доволен тем, что внес свой вклад в общее дело.
Анкетирование
Вопрос1 «Какие задания на уроке тебе больше всего нравится выполнять?»
- Люблю решать сложные задачи, в которых нужно находить различия.
Вопрос 2 « Можно ли о вас сказать , что вы имеете разносторонние интересы и постоянно находитесь в поиске нового интересного?»
- чувствую потребность знать больше чем в учебнике, поэтому интересуюсь многими вещами
Вопрос 3 « Удовлетворяют ли тебя твои знания?»
- у меня всегда есть желание знать как можно больше, поэтому свои знания считаю недостаточными
Ответы на эти же вопросы
- задания , которые заставляют думать
- приходится интересоваться чем-то новым потому что на этом настаивают родители и учителя
- иногда я испытываю желание знать больше по отдельным предметам , но есть присутствие лени.
Ответы на эти же вопросы
- задания простые, на которые я знаю всегда ответ
- ищу новое только там где мне интересно, но не по всем предметам
- мои знания меня удовлетворяют, но не удовлетворяют моих родных
Интервью – беседа
Во время интервью высказала идею о том, что только самооценка, взаимооценка, групповая оценка и оценка учителя могут объективно оценить уровень знаний учащихся. Для неё важен не только конечный результат , но и сам процесс работы для достижения целей.
Кроме этого сочинила короткое стихотворение о «новых» уроках.
(приложение)
Во время интервью предложил идеею о том, что гораздо лучше будет, если критерии оценки на уроках будут разрабатываться совместно с учащимися. Ему нравится оценивать других, но лишь в том случае , если он точно знает что именно необходимо оценить и каким образом это можно сделать. Думает, что на уроках лучше сочетать групповую и самостоятельную работу, но не забывать об учителе. Объяснения учителя, по его мнению, являются полезными и эффективными.
Беседуя с данным учеником, я выяснила, что ему бывает сложно оценить себя и чаще всего его оценка не совпадает с оценкой одноклассника или учителя. Он иногда не может определить уровень своих знаний, свой вклад в общее дело, свои проблемные зоны, предпочитает помощь со стороны учителя или со стороны одноклассника.
Работа с информацией
Любит самостоятельно добывать материал, если возникают вопросы при работе на уроке, пытается ответить на них самостоятельно, находя ответы в дополнительной литературе или через Интернет. Может с легкостью определить наиболее лучший и качественный источник информации, доказав при этом свой выбор.
Может воспользоваться предложенной информацией, но очень редко будет использовать дополнительные источники. Работа с большим объемом информации может вызвать затруднения. Может изложить фрагменты информации, являющиеся основными и задать вопросы на понимание и осмысление. Владеет приемом «Тонких и толстых вопросов».
Неуверенно работает с информацией. не может выделять главную мысль и объяснить какие моменты вызвали затруднение. Предпочитает работать только с теми источниками информации, которые предлагает учитель. Сам ничего найти не пытается.
Анализируя заполненную таблицу, я сделала вывод: ученику В необходимо давать задания, чтобы постоянно поддерживать его интерес; ученица А мотивированна на учебу и ей нужно давать больше самостоятельных заданий, в которых необходимо больше анализировать и делать выводы; для ученика С необходимы стимулирующие задания, которые позволят ему проявить себя хоть в чем-то. Нужно сказать что подобные наблюдения может сделать учитель только тогда , когда он работает по Программе курсов повышения квалификации второго уровня через групповую работу. Если же он говорит весь урок по старинке, то у него просто не будет времени записывать свои наблюдения. Используя на своих уроках деление на группы, у меня есть возможность наблюдать не только за тремя учащимися, но и держать в поле зрения каждого ученика в классе.
4. Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики
Тщательно изучив и проведя анализ своей работы, пришла к выводу, что находясь на практике я использовала семь модулей Программы, при этом стараясь на каждом уроке создавать положительный психологический климат, и развивать критическое мышление, и учить самостоятельно работать и т.д., но не всегда можно объять необъятное. И я пришла к выводу, что в связи с тем, что меняются принципы, приоритет в обучении, я тоже не должна бояться перемен и стремиться к самосовершенствованию. Поэтому у меня большие планы по обновлению своих уроков новыми подходами обучения учащихся физике .
Какие же изменения произошли в моем классе? Использование групповой формы работы способствовала тому , что на уроках ребята привыкали к сотрудничеству, в классе доброжелательная, дружеская атмосфера, что помогло ученикам увереннее чувствовать себя и активно работать во время урока, они стали свободно выражать свои мысли , у многих исчезло чувство страха перед ответами, они стали внимательно выслушивать ответы одноклассников , анализировать, делать выводы, слышать и слушать друг друга. Активизировалась деятельность учащихся на уроке, а главное стали лучше решать задачи и логически мыслить. Уроки с использованием новых подходов вызвали очень много положительных эмоций не только со стороны учащихся , но со стороны учителей присутствующих на моих занятиях. (приложение 2)
Подводя итоги своей практики, можно отметить следующие позитивные моменты и возникшие проблемы:
Позитивные моменты
Барьеры
Пути решения
Для учащихся
Сформированы навыки самооценивания, взаимооценивания. Это способствует тому, что учащиеся стали активнее проявлять себя на уроках.
Сформулированы навыки рефлексии.
Анализируя свою деятельность на уроках учащиеся приобретают навыки работы с различного рода информацией, все это способствует формированию у них информационной компетенции.
Только лишь субъективное оценивание
Определение лидера в группах, правильное распределение ролей
Разный уровень обучаемости
Четко разработанные критерии и комментарии учителя
Психологическая помощь и поддержка
Помощь в распределении индивидуальных действий
Для учителя
Если учащиеся способны рефлексировать свою деятельность, то это приводит к тому что они свободнее ориентируются в информационном пространстве. Возрастает их уровень уверенности в своих силах и как следствие повышается уровень коммуникативной культуры.
Изменились подходы в преподавании.
Изменилась роль учителя.
Сложно на первом этапе оценить работу в группе
Разный уровень восприятия материала разными учениками
Время урока ограниченно, очень сложно в рамках урока применить все стратегии 7 модулей.
Не всегда адекватная самооценка и взаимоценка учащихся
Разработать критерии оценки при групповой работе
Уделять особое место этапу рефлексии
Подбирать задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся
При планировании уроков продумывать вопросы используя таксономию Блума
Планировать уроки с учетом 7 модулей Программы
Несмотря на возникшие трудности в ходе проведения практики, я довольна теми изменениями, которые произошли со мной и моими родными учениками. Теперь они с радостью ходят на сложные уроки физики и с легкостью решают поставленные перед ними задачи. Исходя из высказанного можно сделать следующий вывод: невозможно использовать групповую форму работы без совокупности 7 модулей Программы взятых воедино. Иначе ничего не получиться, не будет положительных тенденций в работе.
В дальнейшей работе я планирую:
- ввести в систему моей ежедневной практики, групповую форму организации детей, поскольку необходимость работы в группе порой вызывала психологические затруднения у слабоуспевающих детей;
- учить детей конструктивной критике работ своих товарищей, поскольку для них была характерна порой боязнь обидеть друга объективной оценкой его деятельности;
- учить детей рационально грамотно распределять время при работе, поскольку мы столкнулись с проблемой его нехватки;
- уходить мне, как учителю от авторитарного стиля ведения уроков, выработанного десятилетиями к консультативно-демократическому;
- работать над накоплением дидактического материала , вернее систематизировать имеющийся с учётом внедрения семи модулей.
Я на правильном пути и постараюсь с него не свернуть!
Используемая литература:
Руководство для учителя . Второй (основной) уровень. Издание третье , 2014г.
Ресурсы первого этапа «Лицом к лицу»
Выводы и предложения: спасибо за работу, Вы действительно достигли цели исследования, конкретная доказательная база, но прошу обратить внимание на взаимодействие идей 7 модулей Программы.
Приложение 1
Фото 1 – групповая работа фото 2- Физическое дефиле
Фото 3 - Решение задач «Знаешь- действуй!», «Ромашка Блума»
Приложение 2
Сравнительный психологический анализ двух уроков физики психологом школы
9 класс
Цель посещения уроков- активность учащихся во время урока, взаимоотношения между учителем и учащимися, развитие психических процессов.
Анализируя деятельность учащихся на традиционном уроке физики можно отметить следующее:
1. В процессе урока были выделены трое учащихся: сильный ученик, средний, слабый.
2. Урок идет в оптимальном темпе, что дает учащимся больше сосредоточиться в учебном процессе
3. Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, дети демонстрировали уже
имеющиеся знания и умения
4. Учащиеся уверены в направляющей помощи со стороны учителя, поэтому практически отсутствует какая либо неуверенность в ответах.
В начале урока дети были менее активны, нежели после того, как перед ними поставили цели и задачи.
Учитель на уроке включается в многообразные связи с каждым отдельным учащимся, с классом в целом, с преподаваемым материалом.
Сильный ученик на протяжении всего урока отвечал и успевал дополнять ответы других.
Слабый ученик, в процессе урока перешел на стадию среднего, сам изъявляя желание отвечать и работать во время урока.
Ученик среднего уровня тоже был весьма активен.
Все они отвечали устно, выполняли письменные задания и задания у доски.
Тем самым ведется сочетание воздействия через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение).
Успех урока зависел не только от внешних факторов, но и от внутренних условий- индивидуально- психологических особенностей учеников.
Итог: сильный ученик подтвердил свой статус, был более активен, чем остальные. Ученик среднего уровня так же остался на уровне среднего ученика, имеет твердые знания. Ученик же слабый, проявил себя с положительной стороны, был более активным.
Анализируя деятельность учащихся на уроке с новыми формами обучения можно отметить следующее:
Урок проводился не ради самого урока, а ради того, чтобы воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы «пройти» какие то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности.
Центральным компонентом урока стала организация познавательной деятельности учащихся (мышления и воображения).
Работа в классе проводилась по нетрадиционному методу, методу работы группах. Работа в трех группах. В каждой из групп были выделены учащиеся.
Были так же выделены учащиеся с разным уровнем знания, все те же учащиеся, что и на традиционном уроке.
На протяжении всего урока использовались проблемные задания, была создана творческая атмосфера, что способствовала поиску нового, раскрепощению учащихся.
Отмечены учащиеся со слабым уровнем знания, они проявили себя, как активные учащиеся. И наоборот, учащиеся со средним уровнем знания- не показали все, на что были способны. Учащиеся с высоким уровнем подтвердили свой уровень.
\
Исходя из двух уроков можно отметить:
Ученики готовы к проблемным ситуациям, уверены в направляющей помощи со стороны учителя
Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех учеников
Смена видов деятельности способствовало сосредоточению внимания
Использовались внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания
Формируются навыки самоконтроля и самооценки мыслительной деятельности учащихся
Урок с новыми формами обучения раскрывает потенциал к обучению даже слабых учащихся. Вовлекая их в учебный процесс, тем самым развивая свои психические процессы.