kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуальные проблемы современного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает проблемы в современном казахстанском образовании и предлагает некоторые пути их разрешения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы современного образования»

Костанайская область

Карабалыкский район

ГУ «Карабалыкская средняя школа имени Абая Кунанбаева

Отдела образования Карабалыкского района»







Материал доклада НПК «Школа XXI века глазами молодого учителя» на тему:

«Актуальные проблемы современного образования».



Учитель истории: Гардер С.П.





Пос. Карабалык



Актуальные проблемы современного образования.

Есть вещи, знание которых не приносит пользы, а незнание их не приносит вреда. (Ибн Хальдун)

Актуальность исследования обусловлена тем, что качество казахстанского среднего образования среди стран мира по итогам Всемирного экономического форума на 2013-2014 год занимает достаточно низкую ступень -97 место из 148 возможных. Казахстан в этой категории опустился на 5 ступеней в сравнении с показателем прошлого года. Что же касается уровня Казахстана по конкурентоспособности, то здесь наоборот подъем вверх на одну ступень с 51 в прошлом году до 50 в нынешнем. Руководствуясь приведенными выше сведениями и планом Казахстана войти в первую 30-ку конкурентоспособных стран, нужно понимать, что план не будет выполнен, если не разобраться с проблемами казахстанского образования на всех ее уровнях – начиная с дошкольного образования и заканчивая образованием высшим.

Если оценить развитие основных компетенций у учащихся, можно сказать, что они развиты крайне слабо, а их значимость в современном обществе несоизмеримо выше значимости того информационного пласта, который должен приобрести каждый учащийся в процессе обучения.

Выбор темы обоснован несоответствием требований современного общества и государства к образованию с одной стороны и реальным положением в системе образования и ее результатами с другой.

Цель исследования состоит в выявлении проблем образования в Казахстане на современном этапе развития, установлении причинно-следственных связей между проблемами в образовании и проблемами в практической деятельности после образования, сравнении «лучшей» системы образования с казахстанской системой образования, а также в разработке некоторых тезисов в формировании образования, необходимого для становления современной поликультурной личности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • определить актуальные проблемы образования в Казахстане;

  • исследовать и проанализировать проблемы образования в Казахстане;

  • сравнить систему образования Финляндии, признанную лучшей в мире с казахстанской системой образования;

  • установить причинно следственные связи между проблемами в образовании и проблемами в обществе и государстве;

  • предложить варианты решения проблем современного казахстанского образования.

В исследовании применялись эмпирические и теоретические методы.

Теоритическая значимость исследования заключается в обоснованном представлении актуальных проблем образования,изучении проблем казахстанского образования, доказательствах необходимости решения этих проблем, а также в попытках предоставления путей их решения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в процессе подготовки и проведения реформы образования в качестве определения проблем в институте современного образования и практическом предоставлении вариантов решения выявленных проблем.

Итак, в данном исследовании будут рассмотрены две основные проблемы образования в Казахстане: первая – качество образования в сравнении с образованием передовых стран мира в этой отрасли; вторая – низкий уровень развития ключевых компетенций.

Первая проблема. Самой лучшей в мире системой образования согласно глобальному рейтингу стран, составленному EconomistIntelligenceUnit для медиахолдингаPearson признана Финляндия. Почему именно Финляндия мы не будем разбираться – в этом разобралась британская компания Pearson. Мы попробуем сравнить некоторые постулаты в системах образования Финляндии и Казахстана.

Первое. Все учителя в Финляндии должны иметь степень магистра, которая полностью субсидируется. На должность учителя происходит отбор из лучших студентов-выпускников. В Финляндии считается, что успеваемость или неуспеваемость каждого ученика определяется именно началом его образовательного пути! Поэтому для начальной школы финны отбирают самых квалифицированных преподавателей. Именно они должны работать в дошкольном секторе и в начальной школе. Так как в этот важный период становления можно многое испортить, испортить жизнь человека. В старшем звене можно тоже навредить, но сделать это уже не так легко. Вот почему малышам предлагают самое лучшее! А какая ситуация в казахстанской школе? В Казахстане для того, чтобы найти работу в школе достаточно получить звание бакалавра, а в некоторых случаях достаточно образования в колледже. В Казахстане на должность учителя не то что происходит отбор из лучших студентов-выпускников – у нас работают в школе те, кто сам решил встать на этот путь, причем таких не так много и увы это не самые лучшие выпускники. Теперь, что касается отношения к начальному образованию – в Казахстанской школе больше внимания уделяется именно средней школе, где основной упор ставится на выпускные классы, начальная же школа почему-то не ставится в приоритет. А вместе с окончанием учеником начальной школы неумолимо уходит бесценное время когда необходимо делать основной упор на развитие важнейшего качества ученика – стремление к приобретению новых знаний и умений.

Второе. Финны отказались от «деления» на спецклассы, спецшколы. Вместо дифференциации - интеграция. Все ребята ходят в общие школы: и слабые, и талантливые, и дети с особыми потребностями. Все учатся взаимодействовать, контактировать. В Казахстанской школе на настоящий момент существуют деление на спецклассы. В этих спецклассах обучаются дети с определенными психическими отклонениями.

Третье. В Финляндии ученики на уроках работают в группах, выполняя различные групповые проектные задания. Ученикам задают малый объем домашнего задания. По проводимым опросам финских детей было выявлено: большой объём домашнего задания выполняется в среднем за 15 минут, а малый – 5-10 минут. Что касается выставления оценок, то первые шесть лет их вообще не выставляют, вместо этого два раза в год проводят тест, и полученные баллы сообщаются лично родителям. Если провести параллель с системой образования в Казахстане, то ситуация получится прямо противоположная: на выполнение домашнего задания выделяется минимум час времени, в старшей школе 2-3 часа; оценки выставляются с первого же года обучения, причем если финские дети проявляют большой интерес и тягу к обучению, то у большинства казахстанских детей эта тяга исчезает как минимум в среднем звене, а как максимум в первом классе. Некоторые сдвиги происходят в плане групповой и проектной работы, хотя если сравнить с Финляндией, где групповая проектная работа – закономерность, в Казахстане – редкое эпизодическое явление.

Четвертое. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное. К данным фактам казахстанской системе образования необходимо повнимательнее присмотреться. Не секрет, что у некоторых учеников на уроке нет тетрадей или карандашей только потому, что его родители не могут этого приобрести или просто не хотят, а некоторые дети идут в школу некормлеными – это большая проблема, может быть в результате именно этих причин некоторые дети не находят себя в образовании.

На наш взгляд это те основные отличия, которые привели систему образования Финляндии на первое место в международном рейтинге, и те проблемы, которые не позволяют Казахстану быть на месте Финляндии в этом рейтинге. Проведенный сравнительный анализ показывает над чем нужно подумать Казахстану для подготовки проекта реформ в сфере образования и становления новой, универсальной, результативной, направленной на развитие основных компетенций учеников системы школьного образования.

Вторая проблема -низкий уровень развития ключевых компетенций. К ключевым компетенциям относятся: информационная, коммуникативная, кооперативная, проблемная. Значимость каждой из них трудно переоценить в современном быстроразвивающемся мире. Однако, советский опыт, основанный на знаниевом подходе и сохранившийся в современной казахстанской системе образования настолько перегружает образовательные программы, что на уроке просто не хватает времени на развитие ключевых компетенций. И на уроках приходится применять лишь некоторые элементы компетентностного развития. Причем, сейчас много разговоров ведется по этой проблеме, однако, нужно понимать, что невозможно перейти к компетентностно-ориетированному образованию при сохранении знаниевого подхода. В результате действующего подхода в Казахстане уже сейчас определились проблемы в обществе в результате некачественного образования – многие отличники образования, имеющие огромный багаж знаний во всех сферах жизни и деятельности не умеют правильно ею пользоваться, не могут применить свои знания в практической деятельности. Сейчас Казахстан испытывает большие трудности с наличием высококвалифицированных кадров практически во всех областях деятельности.

Исходя из всего вышеизложенного мы предлагаемварианты решения проблем современного казахстанского образования:

  • повысить социальный статус учителя, изучив опыт передовых государств в сфере образования;

  • к подготовке учителей подходить более основательно, по окончании обучения проводить два экзамена:

  • первый - включающий в себя задания по определению развития ключевых и педагогических компетенций;

  • второй - включающий в себя вопросы по определению уровня усвоенной информации в процессе обучения.

  • большое внимание уделить именно начальной школе. Проводить набор специалистов жестким отбором, при соблюдении четко выработанных норм и критериев;

  • изменить подходы в обучении на разных этапах обучения:

  • в начальной школе и среднем звене больше внимания уделить компетентностно-ориентированному подходу, в изучении предметов естественно-математического цикла, начиная со среднего звена, комбинировать компетентностный и знаниевый подходы;

  • в выпускных классах основной упор сделать на знаниевый подход, причем поиск и освоение информации должны проводиться самими учащимися при сотрудничестве и помощи учителя.

Эпиграфом к проведенному исследованию стали слова знаменитого философа средневековья Ибн Хальдуна: «Есть вещи, знание которых не приносит пользы, а незнание их не приносит вреда». По окончании исследования можно сделать следующий вывод: проблемы в системе казахстанского образования существуют и они достаточно острые, требующие детального рассмотрения и решения. И решения это необходимо принимать чем раньше тем лучше. Время не ждет – очередной учебный год уже начался, начался он точно так, как начинался и прошлый учебный год и учебный год пять лет назад. Меняются министры образования, меняются учебные программы, меняются учебники, однако самое главное остается неизменным – сама система, подход к образованию, дающий много информации, но не предполагающий практической деятельности учеников в процессе обучения. Причем большая часть этой информации, как сказал Ибн Хальдун, не приносит пользы.

В завершении и в подкреплении выводов исследования мы приведем слова бывшего президента Принстонского университета Джона Хиббена: «Образование - это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях».

Библиографический список.

  1. http://antipedagogika.com/luchshee-obrazovanie-v-mire/

  2. http://da.fi/55.html

  3. http://docfish.ru/documents/luchshie-izvestnye-vyrazhenie-vyskazyvanie-obrazovanii-best-well-known-education-adages

  4. http://mag.newsweek.com/2010/08/15/interactive-infographic-of-the-worlds-best-countries.html

  5. http://pipel.org/blog-pochemu-obrazovanie-v-finlyandii-luchshe

  6. http://tutcitat.net/citaty-ob-uchebe-i-obrazovanii/

  7. http://www.inosmi.ru/world/20121128/202728356.html

  8. http://www.kazpravda.kz/?p=6067

  9. http://www.kazpravda.kz/?p=6067

  10. http://www.kazpravda.kz/?p=8927

  11. http://www.liveinternet.ru/users/alenka-rt/post182540549/









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Актуальные проблемы современного образования

Автор: Гардер Сергей Петрович

Дата: 04.02.2018

Номер свидетельства: 454729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Актуальная  проблема  современного образования Казахстана "
    ["seo_title"] => string(62) "aktual-naia-probliema-sovriemiennogho-obrazovaniia-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "243469"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445749540"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Индивидуальное сообщение на тему «Актуальные проблемы современного образования при работе за компьютером»"
    ["seo_title"] => string(80) "individualnoe_soobshchenie_na_temu_aktualnye_problemy_sovremennogo_obrazovaniia_"
    ["file_id"] => string(6) "479804"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1538852185"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования "
    ["seo_title"] => string(82) "psikhologho-piedaghoghichieskiie-trudnosti-i-probliemy-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "125686"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415031918"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Проблема языкового образования в современном мире"
    ["seo_title"] => string(56) "probliema_iazykovogho_obrazovaniia_v_sovriemiennom_mirie"
    ["file_id"] => string(6) "472058"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528036800"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Гражданское образование через систему внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(67) "grazhdanskoieobrazovaniiechieriezsistiemuvnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "288763"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454673574"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства