Активные методы обучения на уроках информатики в 5 классе
Активные методы обучения на уроках информатики в 5 классе
В статье рассматривается: Что такое Активные методы обучения? И почему эти методы активные? Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения на уроках информатики в 5 классе»
Кедрова А.В.
учитель информатики
МАОУ «СОШ №14»
Реализация активных методов обучения
Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить.
А. Дистервег
Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Если целями школьного образования являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, то естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
Сделать образовательное мероприятие с одной стороны, эффективным, а с другой – увлекательным помогют активные методы обучения.
Что такое Активные методы обучения? И почему эти методы активные?
Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.
Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся из пассивных слушателей превратиться в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков сплоченных команд.
В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.
Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается до 10% того, что он слышит, до 50% того, что он видит, и 90% того, что он делает. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
АМ начала образовательного мероприятия
Игровые методики «Поздоровайся локтями», «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
АМ выяснения ожидания, опасения и постановку целей
методы «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы» «Поляна снежинок», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
АМ презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «инфо-угадайка», «интервьюирования различных персонажей» позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Метод «Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме.
Метод «Древо мудрости» - учитель пишет записки, в которых задает вопросы по тексту учебника, заворачивает и крепит скрепкой к дереву. Листочки разных цветов: желтые, зеленые, красные. Вопросы распределены по уровням сложности: желтые (уровень знания, понимания и применения); зеленые (уровень анализа и синтеза); красные (уровень оценки). В конце урока ученики по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно дома готовят ответ на вопрос.
АМ организации самостоятельной работы над новой темой
Важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия - не-согласия по цветам светофора), «Приоритеты», «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они - защищаются). Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка», «Творческая мастерская».
Метод «Творческая мастерская». К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. По истечении 20 – 25 минут каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.
АМ релаксации
Незабывайте о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно несколько минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – физминутки «Энергия - 1», «Роботы», «Постройся по росту», «Земля, воздух, огонь и вода»и др. позволят вам это сделать, не выходя из класса.
АМ подведения итоговурока
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
«Письмо самому себе» - ученикам предлагается написать письмо самому себе, в котором они должны описать чему научились на уроке, что из усвоенного и как они хотели бы реализовать на практике. После чего учащиеся обмениваются своими письмами. (Можно послать письма на e-mail адрес)
Приведенные здесь активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день методов игрообучения. Эти методы помогают обеспечить активную мыслительную и практическую деятельность учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями. Внимание ученика направлено именно на игровое действие, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом
Применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.
Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение существующей роли ученика в образовательном процессе. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей роли школьника, как послушного исполнителя, на его активное участие в образовательном процессе. Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.
Таким образом, использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
Использованная литература:
Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении /Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. – Спб., 2002.