kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптация обучающихся 5-х классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация адекватных условий развития, обучения и воспитания обучающихся пятого  класса в соответствии с их  образовательными потребностями согласно возрастными особенностями, индивидуальными возможностями, состояния соматического и нервно-психического здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация обучающихся 5-х классов.»

Тема консилиума «Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене».

Цель консилиума - организация адекватных условий развития, обучения и воспитания обучающихся пятого класса в соответствии с их образовательными потребностями согласно возрастными особенностями, индивидуальными возможностями, состояния соматического и нервно-психического здоровья.

Хотелось бы, чтобы то, что мы обсудим сегодня на было вам полезно и применялось в повседневной работе.

«Представьте себе ситуацию…» А многие коллеги реально оказались в такой ситуации.

Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе. Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте? (ответы педагогов).

Согласно Ф.Б. Березину, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды.



В настоящее время в психолого-педагогической литературе возрастает интерес к проблеме преемственности обучения при переходе учащихся из начального звена в среднее. Отмечается, что сам по себе этот возрастной период не несёт в себе какой-либо педагогической или психологической опасности. Его “проблемность” связана с тем, что на рубеже четвертого и пятого классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических, а не сугубо психологических проблем, а адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с психолого-педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью, недисциплинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности. Поэтому большое значение приобретает психологическое сопровождение данного периода .

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

В этом возрасте наблюдается.

  • восприимчивость к промахам учителей

  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем

  • отсутствие адаптации к неудачам

  • отсутствие адаптации к положению “худшего”

  • ярко выраженная эмоциональность

  • требовательность к соответствию слова делу

  • повышенный интерес к спорту

  • увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье

  • повышенная утомляемость

  • стремление обзавестись верным другом

  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе

  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе

  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского

  • отсутствие авторитета возраста

  • отвращение к необоснованным запретам.

В книге « О подростках» психолог А.И. Краковский пишет:



«В период обучения в 5 классе

  • упрямиться стали учащиеся в среднем в 6 раз чаще, чем наблюдалось в 4 классе;

  • в 10 раз возросло количество случаев противопоставления себя учителям;

  • в 7 раз увеличилось число ребят, в поведении которых проявилось стремление поступить вопреки чужой воле;

  • в 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками ;

  • в 5 раз чаще - своеволие;

  • в 42 раза больше стало недостаточно мотивированных поступков».

Новые условия, в которых оказались дети, предъявляют высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к гибкости (т.е. умению в новых условиях применить свои знания, свои личностные качества)

Переход из начальной школы в среднюю совпадают с концом детства – достаточно стабильным периодом. Большинство детей гордятся тем, что «уже не маленькие». Они осознают свое новое положение как шанс начать новую школьную жизнь.

НО !!! есть немало трудностей ,а именно:

  • непривычное расписание;

  • много новых кабинетов;

  • новые дети в классе;

  • новый классный руководитель;

  • проблемы со старшеклассниками;

  • возросший темп работы;

  • возросший объем работ в классе и д/з;

  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

  • ослабление или отсутствие контроля;

  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

темпу, особенностям речи учителей; 

  • несамостоятельность в работе с текстами;

  • низкий уровень развития речи;

  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;

  • своеобразие подросткового возраста. 



Состояние физического здоровья – предполагается, что пятиклассник должен уметь приспособиться к возрастающей учебной нагрузке без вреда своему здоровью и работать в едином темпе со всем классом на протяжении урока. Программа общеобразовательной школы рассчитана на обучающихся с 1–3 группами здоровья. В нашей школе обучаются дети со статусом ОВЗ. У многих наблюдаются сочетанные дефекты. Кроме нарушение зрения диагностируется и задержка психического развития, умственная отсталость.





  • ЗПР-особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующихся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов

Незрелость эмоционально-волевой сферы:

  1. преобладание игровых интересов над познавательными;

  2. эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость;

3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм;

4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.

Нарушения предпосылок интеллекта

1)недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии);

2)зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа;

3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов;

трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса;

4) нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти;

5) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.

Особые образовательные потребности таких обучающихся(ООП) заключаются.

  • в побуждении познавательной активности

  • в расширении кругозора

  • в формировании общеинтеллектуальных умений - УУД

  • в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности

  • в формировании и развитии целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности

  • в побуждении познавательной активности

  • в расширении кругозора

  • в формировании общеинтеллектуальных умений - УУД

  • в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности

в формировании и развитии целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности.



Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения коры головного мозга.

Критерии:

  • Клинический – тотальное органическое поражение коры головного мозга

  • Педагогический – низкая обучаемость

  • Психологический – нарушение познавательной деятельности

Восприятие умственно отсталых детей характеризуется

  • Замедленность – больше в 2-3 раза времени требуется.

  • Недифференцированность – слитность, похожее кажется одинаковым.

  • Узкий объем – 2-4 объекта.

  • Инактивность – трудности перестройки восприятия.

Внимание у/о детей. отличается

  • Низкий объем – 1-4 объекта.

  • Снижена устойчивость – незначительно, может быть устойчиво 10 минут, развивается в процессе обучения.

  • Трудности распределения – практически недоступно до 6 класса, к 8 – научаются.

  • Трудности переключения – в силу органического поражения.

Память

  • Низкий объем – 3-5 единиц.

  • Слабость запоминания – 40-45%, в процессе обучения продуктивность запоминания повышается.

  • Особенности воспроизведения – неполно, не избирательно, ошибки уподобления.

  • Особенности сохранения – непрочно, быстро забывают, специфические черты сглаживаются.

Мышление.



  • Анализ и синтез – бедны, мало элементов, уподобление.

  • Сравнение – по разным основаниям, случайным признакам, лучше различия, чем сходства.

  • Обобщение – по ситуации, трудно изменить принцип обобщения.

  • Мышление конкретное.

  • Не умеют действовать методом проб и ошибок, не переносят опыт, цель определяют, но не анализируют условий, не ищут средства,не выделяют временные, причинно-следственные и сюжетные связи, не видят причинно-следственных связей, путают причину и следствие.

  • Системное нарушение речи.

Эмоции, воля .



  • Воля – поведение нецеленаправленно, не умеют преодолевать препятствия, воля может быть контрастной.

  • Эмоции – трудности понимания эмоций, эмоциональная незрелость, крайние проявления чувств, преобладание низших чувств, эмоции непропорциональны внешнему воздействию, болезненные проявления чувств.

  • Самооценка – завышена, носит аффективный характер.

  • Уровень притязаний – долго не может установиться, кидаются из крайности в крайность.

  • Характер и привычки – зависят от воспитания и сопутствующих заболеваний.

Особые образовательные потребности.



  • Доступность содержания учебного материала.

  • Специфические методы и приемы.

  • Пропедевтический период.

  • Формирование системы доступных ЗУНов.

  • Постоянный контроль, конкретная помощь со стороны учителя.

  • Привитие интереса к учению, положительной мотивации.

  • Целенаправленное обучение приемам учебной деятельности.

  • Необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики.

  • Целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития.

  • Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации.

  • Трудовая и профессиональная подготовка.

  • Психологически комфортная среда.

  • Трудные задания снижают мотивацию.

  • В младших классах предпочитают заученные задания, в старших – новые.

  • Положительная оценка мотивирует, отрицательная нет (не стимулирует).

Если учитель нравится, то мотивация может быть высокой.



Решение ПМПк

  • Продолжить работу по изучению психофизических особенностей развития детей, обучающихся в 5 - х классах;

  • Своевременно выявлять детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала, определять характер и причины трудностей в каждом случае и находить пути оказания помощи школьникам.

  • Учебно-воспитательный процесс строить на ситуации успеха, опираясь на сильные стороны каждого ученика.

  • Осуществлять преемственность в предъявляемых к учащимся требованиях.

  • Оформить диагностические материалы и рекомендации ПМПК для использования их в работе педагогами школы.

  • Провести повторное заседание ПМПк по результатам работы с детьми группы «риска»



В своей деятельности вы сталкиваетесь с разными детьми это и агрессивные, и тревожные, застенчивые и упрямые и со всеми им вам приходиться находить общий язык и налаживать взаимоотношения.







Как вести себя с агрессивным ребенком?

1. Запрет лишь усугубят проблему.

2. Санкция должна соответствовать поступку.

3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания.

4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).

5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.

6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.

7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.

8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка.

9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка.

10. Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.

11. Дайте понять ребенку, что он любим.

Как вести себя с конфликтным ребенком?

1. Старайтесь объективно оценить ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).

2. Не обсуждайте проблему поведения при ребенке.

3. Объясните конструктивные способы разрешения споров.

4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением сорящихся.

5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребенка.

6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

Как вести себя с тревожным ребенком?

1. Выясните причину тревожности.

2. Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим во всем.

3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка.

4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка.

5. Если необходимо, обратиться с ребенком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющихся у ребенка проблеме.

6. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!

Как вести себя с застенчивым ребенком?

1. Не давите на ребенка собственным авторитетом.

2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.

3. Отмечайте успехи, пусть даже они и не значительные.

4. Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.

5. Говорите об ошибках в позитиве. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

6. Апеллируйте к мнению ребенка, спрашивайте у него совета.

7. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.

8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.

9. Наметьте совместный план действий с ребенком и другими взрослыми, близкими ребенку.

10. Не отвергайте ребенка и не разочаровывайтесь в нем, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребенок мог стать объектом насмешек.

Как вести себя с упрямым ребенком?

1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.

2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребенка жертвой собственных конфликтов.

3. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребенка? Ищите источник стресса. Поймите ребенка и проявите чуткость.

4. Переключите упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.

Как вести себя с невнимательным ребенком?

Нарушение внимания диагностируется, когда ребенок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.

1. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Как вести себя с инертным ребенком?

Для инертных учащихся главная проблема – трудности при включении в деятельность, поэтому им нельзя:

1. Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.

2. Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.

3. Их нельзя спрашивать в начале урока.

4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.

5. Для успешной деятельности инертного ребенка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Адаптация обучающихся 5-х классов.

Автор: Буфетова Виктория Владимировна

Дата: 17.07.2019

Номер свидетельства: 516838

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Профессиональное образование и социальная адаптация обучающихся  с нарушенным слухом "
    ["seo_title"] => string(100) "profiessional-noie-obrazovaniie-i-sotsial-naia-adaptatsiia-obuchaiushchikhsia-s-narushiennym-slukhom"
    ["file_id"] => string(6) "199756"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428645422"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Родительское собрание на тему: "Проблемы адаптации обучающихся 10 класса" "
    ["seo_title"] => string(83) "roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-probliemy-adaptatsii-obuchaiushchikhsia-10-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "244956"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446037045"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Самоуправление класса "Мой класс-мой выбор!" "
    ["seo_title"] => string(43) "samoupravlieniie-klassa-moi-klass-moi-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "178688"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424871279"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«Социальная адаптация учащихся СКОУ VIII вида  средствами обучения деловому письму»"
    ["seo_title"] => string(95) "sotsial-naia-adaptatsiia-uchashchikhsia-skou-viii-vida-sriedstvami-obuchieniia-dielovomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "292276"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455259646"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Роль учителя начальных классов в социальной адаптации обучающихся школы - интернат VIII вида. "
    ["seo_title"] => string(105) "rol-uchitielia-nachal-nykh-klassov-v-sotsial-noi-adaptatsii-obuchaiushchikhsia-shkoly-intiernat-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "177521"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424676488"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства