Роль учителя начальных классов в социальной адаптации обучающихся школы - интернат VIII вида.
Роль учителя начальных классов в социальной адаптации обучающихся школы - интернат VIII вида.
Один из факторов социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья – это развитие коммуникативных навыков, которые и развивает учитель начальных классов средствами уроков развития речи. Учитель начальных классов - учитель универсал. Презентация поможет педагогам школы VIII вида в организации уроков развития речи для обучающихся с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль учителя начальных классов в социальной адаптации обучающихся школы - интернат VIII вида. »
Роль учителяначальных классовв социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.
Социальная адаптация
Социальная адаптация – это активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе.
Социальная адаптация является основой для личного и социального благополучия любого человека.
Универсальные учебные знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации, обучающиеся начальных классов приобретают на уроках:
Обучения грамоте,
Чтения,
Русского языка,
Математики,
Развития речи.
Развитие коммуникативных навыков у школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами уроков развития речи как один из факторов социальной адаптации.
Роль коммуникативных навыков в социальной адаптации ребёнка.
Цель уроков развития речи:- формирование знаний, умений и навыков, способствующих развитию связной речи обучающихся, их социальной адаптации,- повышение уровня общего развития обучающихся,- всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни в социуме.
Особенности устной речи детей с ограниченными возможностями здоровья:
Недостаточная интонационная выразительность,
Однообразность в построении фраз,
Монотонность,
Ошибки в постановке ударения,
Необоснованные паузы,
Бедность словарного запаса,
Неумение обобщать.
Причины замедленного темпа овладения речью:
Общее моторное недоразвитие,
Недостаточная координация движения органов речи,
Слабое развитие фонематического слуха.
Недостатки речевого развития:
Влияют на социальную адаптацию,
На интеллектуальное развитие,
На эмоциональное состояние человека,
Появляется неуверенность в своих силах,
Возникают препятствия в общении с окружающими людьми,
Появляется застенчивость, нерешительность,
Возникает речевая замкнутость,
Проявляется отсутствие любознательности,
Происходит уменьшение интереса к окружающему миру.
Задача уроков развития речи:
создать условия для такого речевого развития учащихся, которое станет опорой в их дальнейшей социализации и откроет возможности для реализации приобретенных коммуникативных умений и навыков.
Методы и технологии достижения цели на уроках развития речи:
Интерактивные подходы,
Компьютерные технологии обучения,
Игровая технология,
Метод «Проектной деятельности»,
Словесные методы,
Практические методы, наблюдение.
Темы, изучаемые на уроках развития речи:
Человек. Личная гигиена. Режим дня.
Одежда и обувь. Правила ухода за ними.
Овощи. Фрукты.
Жилище. Правила ухода за жилищем.
Культура поведения.
Семья. Правила общения.
Транспорт. Правила дорожного движения.
Сезонные изменения в природе.
Дикие животные.
Домашние животные.
Перелётные и зимующие птицы.
Профессии и т.д.
Основные средства развития речи на уроках:
Экскурсия,
Сюжетно-ролевая игра,
Дидактическая игра,
Беседа,
Словарная работа,
Инсценировка,
Практическая работа,
Объяснительное чтение.
Для развития выразительной речи используются:
Ключевые слова,
Пословицы, поговорки, чистоговорки,
Сюжетные картинки,
Предметные картинки,
Стихи,
Загадки,
Рассказы и диалоги,
Упражнения и задания,
Инсценировки.
Словарная работа строится по плану:
Демонстрация ключевого слова,
Объяснение значения слова,
Запись слова в тетрадь,
Проговаривание слова индивидуально и фронтально,
Закрепление и уточнение значения слова в контексте,
Повторение слова в новой ситуации.
Диалог на уроке развития речи подразумевает:
выслушать и понять собеседника,
подумать над ответом,
вовремя дать ответ на вопрос,
постоянно следить за ходом мысли собеседника.
Игра – важное средство развития речи.
Проводится по следующим темам:
Личная гигиена. Режим дня.
Одежда и обувь. Правила ухода за ними.
Овощи. Фрукты.
Культура поведения.
Правила общения.
Транспорт. Правила дорожного движения.
Дикие животные.
Домашние животные.
Перелётные и зимующие птицы.
Профессии и т.д.
Учебные игры..
Привычная форма деятельности
Эффективное средство активизации внимания
Формы организации детейв процессе учебной игры на уроках развития речи.
Этапы урока:
Дидактические игры способствуют:
Развитию мыслительной деятельности,
Развитию памяти,
Развитию воображения,
Формированию практических умений,
Закреплению изученного материала.
Цель экскурсии:
Расширение знаний о каком-либо объекте,
Приобретение необходимого коммуникативного опыта,
Выполнение различных практических заданий,
Часть проектной деятельности.
Цели проектной деятельности, решаемые на уроках развития речи.
Научить обучающихся проводить наблюдения в области изучения окружающего мира;
Научить сравнивать, анализировать, делать выводы на основе проведённых наблюдений и полученных теоретических знаний с опорой на дидактическую игру;
Научить выполнять совместные творческие дела родителей и обучающихся, группы обучающихся одного возраста и разновозрастные группы.
Долгосрочный проект 4-а класса.
Долгосрочный проект рассчитан на перспективу
(1 год и более).
Реализация долгосрочного проекта требует пошагового контроля и коррекции со стороны учителя начальных классов.
Долгосрочный проект:
Шушков Ярослав
Руппель Роман
«Почему в моём дворе
мало птиц?»
Виды практических работ и упражнений:
Дополнение текста,
Изменение текста,
Соотнесение частей предложения,
Соотнесение предложения или слова с иллюстрацией,
Определение предметов по признакам и действиям,
Составление описаний,
Раскрашивание иллюстраций,
Создание картинок из деталей,
Анализ ситуаций и т. д.
Эффективность работы по развитию речи положительно сказывается на:
Уроках чтения, русского языка, математики и других в процессе учебной деятельности,
Внеурочной деятельности,
Общении в семье обучающегося,
Общении ребёнка в социуме.
Компетентность обучающегося с недостатками в развитии на уроках развития речи :
Знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода),
Знание элементарных правил дорожного движения и их соблюдение,
Знания о сезонных изменениях в природе, их влиянии на жизнь человека,
Знания о диких и домашних животных, птицах,
Первоначальные умения общения в совместных групповых и парных играх,
Эмоционально-положительное отношение к окружающим,
Развитие нравственных и волевых качеств, веры в свои силы и возможности,
Представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми,
Знания о профессиях людей, отличительных чертах и особенностях труда городских и сельских жителей.
Умениевосприниматьинформацию переданную собеседником средствами устной и письменной речи.
Показатели успешной адаптации человека в обществе:
Умениепередаватьинформацию посредством устной и письменной речи.