Взаимодействие семьи и школы по формированию духовного здоровья учащихся
Взаимодействие семьи и школы по формированию духовного здоровья учащихся
Проблема взаимодействия семьи и школы в воспитании гармонично развитой личности очень высока, так как новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является показателем ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие семьи и школы по формированию духовного здоровья учащихся »
Взаимодействие семьи и школы по формированию духовного здоровья школьников
Плотникова Галина Евгеньевна
Актуальность
Проблема взаимодействия семьи и школы в воспитании гармонично развитой личности очень высока, так как новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является показателем ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Здоровье
Под физическим здоровьемпонимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Психическое здоровьерассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Социальное здоровьепонимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Духовное здоровье человека- это система его мышления и отношение к окружающему миру.
Духовное здоровье
Оно зависит от :
умения строить свои взаимоотношения с другими людьми
способности анализировать обстановку
прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения
любопытство, увлеченность, умение узнать, что еще можно познать
Цели высшего уровня - это цели государственной образовательной политики
формирование физически здоровой, духовно-богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
разностороннее развитие детей, их познавательных интересов творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.
региональные социально-воспитательные цели
ориентация на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребёнка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.
цели как планируемые результаты развития личности школьника
включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм;
формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности; развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культурно-творческого процесса;
приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремёслам;
включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);
организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.
Профессиональные трудности педагога
трудности, связанные с адаптацией учительства к нынешним социально-экономическим условиям, а также неготовность значительной части учителей к такой адаптации;
отсутствие совпадения между профессионализмом, понимаемым в традиционном ключе (как триада: знания, умения, навыки) и новым содержанием образования с новыми стандартами качества знаний;
разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и возможностями свободной, творческой педагогической деятельности;
система социальной поддержки педагогических работников на государственном или региональном уровне не отвечает требованиям к соблюдению и защите учительских интересов.
Правила взаимодействия семьи и школы
Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей и др.;
консультант : консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, и др.;
защитник: защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям.
ПРИЧИНЫ
однодетность и малодетность (особенно в городских условиях) приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений;
жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;
основательно утрачены традиции народной педагогики;
если раньше в условиях деревни, где все люди знали друг друга, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась автономность общения детей и взрослого населения;
возникающие социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание.
Уровень удовлетворенности учащихся различными аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения
Факторы
Высокий уровень удовлетворенности (%)
1 - «установка на эмоциональное оценивание школы»
30,0
Средний уровень удовлетворенности (%)
2 - возможность удовлетворять потребности в самореализации, самостоятельности, защите
Низкий уровень удовлетворенности (%)
53,3
43,0
16,7
57,0
Уровень удовлетворенности родителей различными аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения
Факторы
Высокий уровень удовлетворенности (%)
1 - «установка на эмоциональное оценивание школы»
19,8
Средний уровень удовлетворенности (%)
Низкий уровень удовлетворенности (%)
56,7
23,5
Уровень удовлетворенности педагогов различными аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения
Показатели
Высокий уровень удовлетворенности (%)
организация труда
53
Средний уровень удовлетворенности (%)
возможность проявления и реализации проф. и др. личностных качеств педагога,
Низкий уровень удовлетворенности (%)
26
26
отношения с учителями и администрацией уч. заведения,
61
8
26
отношения с учащимися и их родителями
обеспечение деятельности педагога
65
-
34
4
34
35
-
57
8
Модель взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания
1 этап (формирующий)
Создание инициативной группы; наличие соответствующего материального и финансового обеспечения; подбор соответствующих педагогических технологий; создание условий для дальнейшей целенаправленной деятельности учителей; конкретизация цели совместной деятельности участников педагогического процесса; «конструирование» модели личности выпускника школы, определение основных идей, при реализации которых, может быть создана воспитательная система школы по интересам; диагностическое обследование состояния учебно-воспитательного процесса в школе; анализ ситуации в школе, определение проблем, решению которых должен быть отдан приоритет.
2 этап (создание клубной модели)
Реализация идей гуманизации и демократизации; целевое деятельностное, эмоциональное единство субъектов жизнедеятельности школы; гармонизация учебной и внеучебной деятельности в целостной воспитательном процессе; интеграция всех воспитательных сил: школы, семьи, в единый педагогический процесс; определение приоритетных видов деятельности, которые должны впоследствии стать системообразующими (познавательные и клубные); определение важнейших подходов к реализации концепции воспитательной системы школы по интересам (школы-клуба); выявление склонностей и способностей детей с последующей дифференциацией и индивидуализацией обучения
3 этап
(реализации клубной модели)
Создание набора блоков (клубных центров), реализация и управление:
- познавательный центр;
- художественно-эстетический;
- спортивно-туристический центр;
- центр клубных объединений прикладного характера;
- технический центр (кружки технического творчества);
- коммерческий центр (клубы коммерсантов, менеджеров, различные объединения школьников родителей и педагогов);
- центр семейных кружков и клубов;
- центр клубной работы в начальных классах.
Нравственные потребности ребенка
Отзывчивость , которую понимается, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивость - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
Нравственная установка , которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.
Способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни семейного окружения. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словами. Это ведёт к развтитию разочарования у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.
практико-ориентированная модель научно-методических условий, способствующих эффективному взаимодействию школы и семьи по воспитанию духовно-нравственных ценностей у школьников
создание социокультурной
среды в образовательном
пространстве с привлечением
родителей к ценностной
жизнедеятельности классного
и школьного сообщества:
компонент – социокультурная
духовная среда
изучение семей учащихся
с целью возрождения духовно-
нравственных семейных
ценностей с использованием
опыта народной педагогики:
компонент – школа
применение стратегии духовно-
нравственных и ценностных
здоровьесберегающих технологий
в учебно-воспитательном процессе с
привлечением семьи:
компонент –
ценностные технологии
информирование родителей о
ходе и результатах воспитания
и развития духовно
-нравственных ценностей
у учащихся с учетом
индивидуальной работы педагога:
компонент – информативность.
Воспитательная эффективность общешкольных ключевых дел
они охватывают различные сферы и виды деятельности школьников, воздействуют на сознание, чувства, поведение детей, предусматривают и учитывают многообразие интересов и потребностей детей, способствуют формированию различных качеств и отношений;
создается возможность для одновременного и добровольного участия в деле всех членов школьного коллектива (учащихся, педагогов, родителей);
возрастает познавательный уровень, общественная направленность деятельности школьников;
старшие и младшие, взрослые и дети строят свои отношения на основе сотрудничества, совместного планирования и анализа проводимых дел;
соблюдаются идеи творчества, коллективности, добровольности, свободного выбора видов и форм деятельности на всех этапах организации дела;
при проведении традиционных дел раздаются новые идеи, способы и формы организации деятельности детей;
используются элементы сюрпризности, неожиданности и эффективности, что создает атмосферу эмоционального единения участников дела.
инновационные формы совместной работы семьи и школы
Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и школы на уровнесоциального партнерства, который бы обеспечивал: • повышение степени участия родительской и более широкой общественности в управлении образованием, до уровня, обеспечивающего системный и постоянный общественный контроль выполнения школой социального и государственного заказов на образование; • дифференциацию взаимоотношений семьи и школы , в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, от воспитательных и экономических возможностей характерных групп родителей и обучающихся; • изменение юридических позиций (ролей, прав и обязанностей партнё-ров); • расширение возможностей выбора семьёй типа, характера и уровня основного образования и дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа); • качественные изменения психолого-педагогического просвещения населения , обеспечиваемые учетом образовательных потребностей и социальных особенностей характерных групп родителей; • повышение качества образования и степени удовлетворенности взаимоотношениями всех основных участников образовательного процесса.
инновационные формы совместной работы семьи и школы
повышения педагогической грамотности родителей, через различные формы работы : • изучение образовательных потребностей представителей различных социальных групп в психолого-педагогической подготовке; • использование традиционных фронтальных форм психолого-педагогического просвещения родителей; • организация дифференцированной психолого-педагогической подготовки родителей в соответствии с выявляемыми образовательными потребностями; • организационное и научно-методическое обеспечение дифференцированной психолого-педагогической подготовки родителей. • уровни психолого-педагогического просвещения родителей – ознакомительный, продуктивный, творческий.
инновационные формы совместной работы семьи и школы
Общественное управление школой: • школьная конференция; • управляющий совет • общешкольный родительский комитет • классные родительские комитеты • общественный штаб педобуча (родительская секция) • профильные родительские объединения • общественное экспертное сообщество • представители комиссии социальной защиты населения • совет представителей УДОД микрорайона • детская редакция раздела школьного сайта «Школа глазами детей» • родительская редакция раздела школьного сайта «Родительское слово» • учительская редакция раздела школьного сайта «Слово учителя»
инновационные формы совместной работы семьи и школы
Профильные родительские объединения
создаются на добровольных началах по инициативе Общественного совета, отдельных групп родителей или администрации. Их назначение – оперативная реакция на возникающие социально-образовательные проблемы и потребности семьи и школы , организация и стимулирование развертывания соответствующей педагогической работы. Например: «Инициативная группа (малый совет) по предупреждению девиантного материнства», «Группа социального контроля свободного времени учащихся», «Родители в информационном пространстве», «Редакция сайта "Родительское слово" и т.п.
инновационные формы совместной работы семьи и школы
Представители комиссии социальной защиты населения
действуют в рамках законодательных полномочий и привлекаются администрацией школы или органами общественного управления в случаях возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями прав детей, их родителей, а так же педагогов школы.
инновационные формы совместной работы семьи и школы
Совет представителей учреждений дополнительного образования детей микрорайона школы
обсуждает и решает вопросы координации работы школы и УДОД по обеспечению социального образовательного заказа населения микрорайона. Собирается по инициативе органов общественного управления, администрации школы и администрации МОУ УДОД. Разрабатывает и утверждает соответствующее Положение о совете представителей.
инновационные формы совместной работы семьи и школы
семейное чтение; клубная работа совместно с родителями «Читайка»; организация работы с «Дневником читателя», «Портфелем читателя»; внеклассная воспитательная работа; кружковая работа «Основы православной культуры» Экскурсии по Святым местам родного края Литературно – музыкальные композиции, конкурсы «Читающий класс», стихотворений, рисунков; Интегративность программ духовно-нравственного воспитания во все виды деятельности учащихся Осуществление комплексного культурно-просветительского влияния на семью (всеобуч родителей) проектная деятельность; разработка, внедрение в практику образовательных учреждений и семейного воспитания специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности в формировании ценностного отношения к семье и браку ; элективные курсы; тематические родительские собрания
семейное чтение; клубная работа совместно с родителями «Читайка»; организация работы с «Дневником читателя», «Портфелем читателя»; внеклассная воспитательная работа;
кружковая работа «Основы православной культуры» Экскурсии по Святым местам родного края
Литературно – музыкальные композиции, конкурсы «Читающий класс», стихотворений, рисунков;
Интегративность программ духовно-нравственного воспитания во все виды деятельности учащихся
Осуществление комплексного культурно-просветительского влияния на семью (всеобуч родителей)
проектная деятельность;
разработка, внедрение в практику образовательных учреждений и семейного воспитания специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности в формировании ценностного отношения к семье и браку ;