Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали его с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килапатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучения на активной основе, через целесообразную деятельность студента, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возможности технологии проектного обучения »
ГБПОУ «Кыштымский радиомеханический техникум»
Возможности технологии проектного обучения
Преподаватель математики Мелентьева Н.А.
«Нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах установившихся форм деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания.»
В.В. Давыдов
Историческая справка
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали его с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килапатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучения на активной основе, через целесообразную деятельность студента, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Но суть её остаётся прежней - стимулировать интересы ребят к определённым проблемам предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем показать практическое применение полученных знаний.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.
Под руководством русского педагога С.Т.Шатского в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продумано и последовательно внедрятся в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён.
С тех пор в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практики.
В настоящее время в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Что такое метод проектов?
Совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов.
Основной тезис метода проектов
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить»
Проектное обучение – педагогическая технология XXI века
Используя методику проектирования, мы решаем задачи развития самосознания личности, её самоопределения, самоутверждения в существующем социуме.
Основные требования к использованию методов проектов
Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
Самостоятельная деятельность студентов
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий
Классификация проектов
По типу доминирущей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, прикладные, информационые.
По предметно-содержательной деятельности: монопроект, межпредметный проект
По характеру контактов: внутренние, региональные, международные.
По количеству участников: личностные, парные, групповые.
По продолжительности выполнения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные(от месяца до нескольких месяцев)
Исследовательский проект
Деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Этапы исследования.
Выявление и постановка проблемы исследования;
Формулирование гипотезы;
Планирование и разработка исследовательских действий;
Сбор данных (накопление фактов,наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
Сопоставление данных и умозаключений, их проверка.
Подготовка и написания сообщения
Выступление с подготовленным сообщением
Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы
Выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две – три дисциплины, а также достаточно объёмные, продолжительные, общетехникумовские, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
Монопроекты
Проекты проводятся в рамках одной учебной дисциплины. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы.
Виды монопроектов
Литературно – творческие
Естественно научные
Экологические
Языковые (лингвистические)
Культуроведческие
Спортивные
Географические
Исторические
Ролево-игровой проект
Структура намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
Информационные проекты
При выполнении этих проектов предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, её анализ и обобщение. В силу того, что она может быть равноуровневой, целесообразно разделить коллектив на исследовательские группы:
Проводит социологические исследования
Занимается изучением материалов средств массовой информации
Входит во взаимодействие с компетентными специалистами для получения взвешенной, аналитической информации.
Прикладные проекты
Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников.
Примеры:
документ, созданный на основе полученных результатов исследования;
программы действий, рекомендаций направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, обществе);
проект закона;
словарь;
учебное пособие.
Структура работы над проектом
Подготовка студентов к
работе над проектом
Изучение законодательной и
нормативной базы
Социологические опросы разных
групп населения
Выбор проблемы
Анализ материалов СМИ
Сбор информации
Встречи, интервью с
компетентными специалистами
Разработка собственного варианта решения проблемы
Структура работы над проектом
Реализация плана действий
Презентация
Рефлексия
Информационная карта проекта
Название проект
Автор(ы) проекта
Группа
Научный руководитель проекта
Консультанты
График работы над проектом
Краткое описание (аннотация к проекту)
Вид проекта (исследовательский, прикладной, информационный, ролевой)
Жанр проекта (альбом, выставка, буклет, стенд, другое)
Предполагаемый иллюстрированный ряд к проекту
Оценка содержания проекта (отзыв)
Оценка оформления проекта (отзыв)
Оценка презентации проекта
Требования к описанию проекта
Название
Актуальность
Цель
Задачи
Замысел
Формы реализации
Ресурсы
Результат
Календарный план
На защите проект может быть представлен в виде:
Компьютерной презентации
Буклета
Раздаточного материала
В другой форме
Критерии оценки разработанного проекта
значимость и актуальность выдвинутых проблем
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики
полнота, содержательность и внутренняя согласованность частей представленного проекта
реалистичность проекта
умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты