kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения для развития исследовательских навыков у обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для сопровождения выступления на методическом семинаре по теме "Исследовательские методы во внеурочной деятельности".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития исследовательских навыков у обучающихся»

Упражнения  для развития исследовательских навыков  у обучающихся учитель биологии А. О. Кириченко

Упражнения для развития исследовательских навыков у обучающихся

учитель биологии

А. О. Кириченко

Содержание   Развитие умений видеть проблемы 1 2 Развитие умений выдвигать гипотезы 3 Развитие умений задавать вопросы 4 Развитие умений давать определения  понятиям Развитие умений классифицировать 5

Содержание

  Развитие умений видеть проблемы

1

2

Развитие умений выдвигать гипотезы

3

Развитие умений задавать вопросы

4

Развитие умений давать определения

понятиям

Развитие умений классифицировать

5

Развитие умений видеть проблемы Упражнение «Изменение точки зрения на объект» «Берега реки Алтата, протекающей через поселок Дергачи, завалены мусором… » Что сказали бы по этому поводу глава администрации, депутат, врач – эпидемиолог, житель поселка, ребенок, который каждый день проходит по мосту через эту речку, директор нашей школы, пожилой человек, полиэтиленовый пакет, который лежит в груде мусора, бродячая собака, птица, лягушка и др.

Развитие умений видеть проблемы

Упражнение

«Изменение точки зрения на объект»

«Берега реки Алтата, протекающей через поселок Дергачи, завалены мусором… »

Что сказали бы по этому поводу глава администрации, депутат, врач – эпидемиолог, житель поселка, ребенок, который каждый день проходит по мосту через эту речку, директор нашей школы, пожилой человек, полиэтиленовый пакет, который лежит в груде мусора, бродячая собака, птица, лягушка и др.

Примеры других упражнений

Примеры других упражнений

  • Задание “Посмотри на мир чужими глазами” (неоконченный рассказ)
  • Задание “Составь рассказ, используя данную концовку” ( “…Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания”)
  • Задание “Сколько значений у предмета” (Предлагается какой-нибудь хорошо знакомый детям предмет (карандаш, кирпич, мел, коробка…) Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета)
  • Задание “Тема одна – сюжетов много” (например, осень)
Развитие умений выдвигать  гипотезы   Задание “Найди причину события”  Назови пять самых правдоподобных причин того, почему дует ветер (Почему течет ручей? Почему весной тает снег? и т.п.). Каждый ответ обязательно начни со слов:    Может быть;  Предположим;  Допустим;    Возможно;  Что если...  Назови так же пять самых фантастических (неправдоподобных) причин этих событий.

Развитие умений выдвигать гипотезы

  • Задание “Найди причину события”

Назови пять самых правдоподобных причин того, почему дует ветер (Почему течет ручей? Почему весной тает снег? и т.п.).

Каждый ответ обязательно начни со слов:

 Может быть;  Предположим;  Допустим;

 Возможно;  Что если...

Назови так же пять самых фантастических (неправдоподобных) причин этих событий.

  • Задание “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”
Примеры других упражнений

Примеры других упражнений

  • Упражнение на обстоятельства. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? (Письменный стол, Нефтяное месторождение, Игрушечный кораблик, Апельсин, Мобильный телефон, Проект постройки дома, Чайник, Букет ромашек, Охотничья собака)
  • Упражнение, предполагающее обратное действие . При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
  • Упражнение. “Зачем тебе это?” Скажите учащимся, что у вас для них есть предмет, который вы отдадите в подарок тому, кто убедительнее всех докажет, что ему действительно нужен этот предмет. Предмет может быть не очень ценным, но тогда ученикам придется включить все свое воображение, чтобы доказать, что этот предмет так необходим.
  • Упражнение. “Показания свидетелей” . Командная игра, где одна команда – “детективы”, а другая – “свидетели”. “Детективы” должны догадаться о ситуации по “свидетельским показаниям”.
Развитие умений  задавать вопросы

Развитие умений задавать вопросы

  • Игра «Черный ящик». Задача — определить с помощью вопросов: что находится в ящике.
  • Игра “Угадай, о чем спросили”. Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
  • Упражнение «Говорящие картинки»
  • Упражнение «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете лежащем на столе?» Мы кладём на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.
  • Упражнение «Вопросы незнакомца». Ребёнку предлагается такая ситуация: «Представь, что к тебе подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?»
Примеры других упражнений Упражнение «Литературные собеседники». Прочитаем детям стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова: У меня друзей немало, Но я всех нарисовала: Коля колет, Поля полет, Паша пашет, Соня спит, Катя катит, Тоня тонет, Я не дам ей утонуть! Я спасу подружку Тоню: Подрисую что-нибудь! Теперь задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения. Задание «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?».

Примеры других упражнений

  • Упражнение «Литературные собеседники». Прочитаем детям стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова:

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Я не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь!

Теперь задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.

  • Задание «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?».

Развитие умений давать определения понятиям   Упражнение «Расскажи инопланетянам». Расскажите инопланетянам как можно короче, что такое лодка, яблоко, карандаш, стол, книга и т.д. Задание «Сочини загадку» У меня нарядный вид, Но я очень ядовит. Я сигналю всем в округе - Брать не надо меня в руки. Задания на составление кроссвордов Упражнение «Сформулируй сам» . Научить учащихся включать в определение только необходимые и достаточные для данного понятия слова. «Тело, упавшее на Землю называется метеоритом». «Вася сегодня упал. Он – метеорит». Выяснили, что пропускать слово небесное никак нельзя!

Развитие умений давать определения понятиям

  • Упражнение «Расскажи инопланетянам». Расскажите инопланетянам как можно короче, что такое лодка, яблоко, карандаш, стол, книга и т.д.
  • Задание «Сочини загадку»

У меня нарядный вид,

Но я очень ядовит.

Я сигналю всем в округе -

Брать не надо меня в руки.

  • Задания на составление кроссвордов
  • Упражнение «Сформулируй сам» . Научить учащихся включать в определение только необходимые и достаточные для данного понятия слова. «Тело, упавшее на Землю называется метеоритом». «Вася сегодня упал. Он – метеорит». Выяснили, что пропускать слово небесное никак нельзя!

Развитие умений классифицировать   Упражнение «Пятый лишний». Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий. Упражнение «Раздели нас». Даны предметы: яблоко, клен, слон, дуб, мышь, самолет, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль. Упражнение «Продолжи ряд». Например: полезные ископаемые — это уголь, нефть, руда, алмазы и др. Упражнение «Ошибочная классификация». Например, предложим детям такую классификацию деревьев:  хвойные, лиственные, описанные в книжках, растущие в лесу, плодовые и волшебные.  Спросите у детей: не вызывает ли у них возражений эта классификация. Попросите аргументировать ответ.  Кроме собственно умения классифицировать, такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Развитие умений классифицировать

  • Упражнение «Пятый лишний». Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.
  • Упражнение «Раздели нас». Даны предметы: яблоко, клен, слон, дуб, мышь, самолет, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль.
  • Упражнение «Продолжи ряд». Например: полезные ископаемые — это уголь, нефть, руда, алмазы и др.
  • Упражнение «Ошибочная классификация». Например, предложим детям такую классификацию деревьев:

хвойные, лиственные, описанные в книжках, растущие в лесу, плодовые и волшебные.

Спросите у детей: не вызывает ли у них возражений эта классификация. Попросите аргументировать ответ.

Кроме собственно умения классифицировать, такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Упражнения для развития исследовательских навыков у обучающихся

Автор: Кириченко Анастасия Олеговна

Дата: 18.06.2017

Номер свидетельства: 422322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Рабочая программа по охране здоровья и физическому развитию для 6 класса коррекционной школы VIII вида"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_okhranie_zdorov_ia_i_fizichieskomu_razvitiiu_dlia_6_klas"
    ["file_id"] => string(6) "425945"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1503415889"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Метод проектов как средство развития лингвистических способностей обучающихся на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(125) "mietod-proiektov-kak-sriedstvo-razvitiia-linghvistichieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "115161"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411880046"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Статья на тему: "Инновационные подходы к созданию образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". "
    ["seo_title"] => string(146) "stat-ia-na-tiemu-innovatsionnyie-podkhody-k-sozdaniiu-obrazovatiel-noi-sriedy-dlia-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "239946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444908590"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Развитие коммуникативных навыков как универсальных учебных действий в условиях внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(117) "razvitiie-kommunikativnykh-navykov-kak-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-usloviiakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "252583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447412829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства