Просмотр содержимого документа
«Технология сотрудничества как эффективный метод активизации деятельности учащихся»
Технология сотрудничества как эффективный метод активизации деятельности учащихся
Учительначальных классов МАОУ СОШ №45 Голодкова Е.Ю
Задача школы сегодня-формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся ,то естьключевые компетентности.
К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность-способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность-
способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Личностная компетентность-способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность-способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Нравственная компетентность-готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Коммуникативная компетентность –это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работатьв группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.
Педагогику сотрудничества надо рассматриватькак особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
Целевыми ориентациями данной технологии являются:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
Гуманно – личностный подход к ребёнку
Единство обучения и воспитания
Сотрудничество— это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма .
Сотрудничать– работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле».(Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Обучающиеся работают в группах состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.
Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
Члена группы который должен отчитаться за задание, может выбрать учитель или член команды.
Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания сколько усилия обучающихся и совместная работа.
1-й этапначинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или не согласия.
2-й этап: парная работа
3-й этап: групповая работа
Работа в парах
Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10-15 мин, во 2 классе- более половины урока.
При освоении работы в парах выделяют три этапа:
1-й-организация социальной деятельности учителя и ребёнка,где учитель передаёт навыки социального общения;
2-й-демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога;
3-й-самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного.
Задачи групповой рабо ты
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
Развитие умений успешного общения.
Совершенствование межличностных отношений в классе.
Результат работы в парах
Повышает речевую и мыслительную активность каждого обучающегося.
Способствует воспитанию нравственных качеств.
Формирует школьную мотивацию, повышает интерес к учёбе.
Приёмы групповой работы
«Мозговой штурм»
« Лови ошибку»
« Снежный ком»
«Зигзаг». Или метод пилы.
« Пресс-конференция»
Деловая игра «Точка зрения»
Игра « Компетентность»
«Трёхступенчатое интервью »
Варианты заданий для парной и групповой работы
Русский язык
Запись слов со взаимопроверкой
Работа с деформированным текстом
Проверка орфограмм
Разбор по составу
Математика
Взаимопроверка решений
Составление схем к задачам
Поиск способа решения
Чтение
Составление плана текста
Поиск средств художественной выразительности речи
Чтение текста по ролям
«Хоть выйди ты не в белый светА просто за околицу,Пока идешь за кем-то вслед,Дорога не запомнится,Зато куда бы ни попалИ по какой распутице,Дорога та, что сам искал,Вовек не позабудется.»Н.Рыленков.