Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ – одно из средств формирования творческих способностей учащихся на уроках физики»
Кузнецова И.А.
учитель физики
1квалификационной категории
СП МБОУСОШ№2 СОШ№3 п.Клетня
Мы живем в обществе, которое полностью зависит от науки и технологии и в которых мало кто знает хоть что-нибудь о науке и технологии.
Карл Саган
Цели:
Использование на уроках современных образовательных технологий — обязанность любого современного учителя;
актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы приёмов технологии решения изобретательских задач;
создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией решения изобретательских задач;
содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.
Подготовка: Раздать присутствующим заготовки для создания паспорта, таблицу эвристических форм занятий, заготовки для «лифта»
Ход мастер-класса
Тема моего мастер – класса: «Технология ТРИЗ – одно из средств формирования творческих способностей учащихся».
Презентация педагогического опыта
Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.
В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Одна из главных задач состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».
В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно обеспечить доступность, качество и эффективность образования.
Урок как организационная форма – явление динамическое, он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса. Как учитель-практик, стараюсь найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, сдерживание познавательной активности.
Каким же должен быть современный урок? Сегодня я рассматриваю его не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.
Перед педагогом ставится основная задача – пробудить интерес к предмету. Не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.
Особенно актуальна в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся основной задачей, которой стало воспитание творческой личности средствами каждого учебного предмета. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого
ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)-педагогика как инновационное педагогическое направление описано Георгием Константиновичем Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных технологий. В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач, воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.
Основные принципы ТРИЗ
Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.
Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.
«Взрослое» мышление | «Детское» мышление | «Тризовское» мышление |
Страх перед противоречиями, стремление их избегать | Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления избегать их в рассуждениях | «Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выявлять и формулировать противоречия |
Рассмотрение объектов, процессов и явлений в отрыве друг от друга, не системно | Синкретизм, стремление связывать «все со всем» | Системный подход, стремление выявить связи даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями |
Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений (индукции и дедукции), часто с ошибочным применением | Трансдукция, неверный с точки зрения классической логики тип умозаключения, заключающийся в выводах «от частного к частному», т.е. в переносе идей и решений между системами, часто выбранными случайно | Аналоговое мышление, перенос выводов, идей, решений между разными системами, выбранными в результате анализа, т.е. организованное сочетание индукции, дедукции и трансдукции |
Опора на сочетание логического мышления и природной интуиции | Опора на природную, врожденную способность к интуитивному выводу | Опора на сочетание логики и целенаправленно сформированной интуиции |
«Законопослушность, использование известных интуитивных или вербализованных закономерностей | «Законотворчество» — стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей | Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей |
Попытки штурма неразрешимой задачи «в лоб», отступление и отказ от решения при неудачах | Замена задачи: ребенок поставленный перед задачей, которую он не может решить, произвольно меняет условия и правила, решая задачу, которую может решить | Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект |
Дидактические возможности ТРИЗ:
решение творческих задач любой сложности и направленности;
решение научных и исследовательских задач;
систематизация знаний в любых областях деятельности;
развитие творческого воображения и мышления;
развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой;
развитие творческих коллективов.
Специалистами по ТРИЗ Злотиным были проанализированы, согласно теории Жана Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ:
Сравнительная характеристика показывает, что природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о возможности использования достижений теории в дошкольных учреждениях и начальной школе.
Так как любая технология ориентируется на идею полного усвоения материала путем последовательных обучающих процедур, то ТРИЗ-технология также предполагает разбивку материала на фрагменты (учебные элементы). При таком подходе реализуется концепция достаточно полного усвоения учебного материала, что дает, в целом, высокие результаты.
Структурное содержание современной ТРИЗ-педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений как
развитие творческого мышления,
развитие творческого воображения,
развитие творческой личности.
В ТРИЗ технологии существует много методов и приемов, используемых для развития творческого воображения. С некоторыми из них я вас познакомлю.
Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения.
Названия методов, приемов. | Краткая характеристика |
Метод «Да-нетка» | метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». |
Метод мозгового штурма | Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, Не допускается критика. Поощряются шутки. |
Метод синектика | Синектический метод является развитием "мозгового штурма", но в отличие от него допускает критику, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. В процессе использования метода синектики применяются четыре вида аналогий. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. При фантастической аналогии необходимо придумать фантастические средства или персонажи, которые могут выполнить то, что требуется по условиям задачи. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в задаче. |
Метод смыслового видения. | Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Так же, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового “вопрошания”: Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств — озарению, наитию, инсайту. |
Метод фокальных объектов | Назначение метода фокальных объектов — преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового. |
Метод “вживания”. | Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. |
«Морфологический анализ» | Суть данного метода – построение таблицы, для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении физических и математических понятий. |
Модель «Системный лифт» | для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта |
Механизм решения изобретательных задач | В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий. Этапы решения противоречий: -умение увидеть, выявить противоречие; -формулирование противоречия; « если действие есть «х», то имеем «+», но «-»; -преодоление противоречия. |
Метод системного оператора | В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа. |
Модель «Создай паспорт» | для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями |
Модель «Составление плана/раскадровка | для составления простого и развернутого плана прочитанного материала, составление конспекта |
Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков | для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов |
Метод придумывания. | Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий, используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например “Представьте, что колобок попал в реку, как он будет там себя вести”. “Каковы будут свойства треугольника, если его углы будут не острые или тупые, а закругленные?” |
Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко) | Последовательность этапов сочинения загадки: Выбрать объект, про который будет придумываться загадка. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта. Исключить объекты, обладающие такими же признаками. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной). |
Метод инверсии (обращения) | ориентирован на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла. |
Метод “Если бы…” | Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнет сила трения, все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук. |
Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). | Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как - Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. |
Метод гиперболизации | . Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать “Рекорды Гиннеса”, находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию. |
Метод агглютинации. | Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости. |
Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ
1. (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)
2. Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; и другие (смотри презентацию)
Моделирование:
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме ТРИЗ (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).
Задание по группам разработать этапы уроков с применением ТРИЗ-технологии на уроке физикив 7 классе:
1 группа этап актуализации знаний ,, 2 группа- введение нового знания., 3 группа – этап применения новых знаний-.
Обсуждение авторских моделей урока.
Анализ данных позволяет сделать вывод о положительной динамике развития творческого мышления у школьников.
Составление паспорта технологии ТРИЗ
Паспорт технологии ТРИЗ
Название технологии | |
Автор | |
Приемы | |
Что дает ученику | |
Что дает учителю | |
Проверка паспорта (смотри презентацию)
2. Я предлагаю оценить нашу работу сегодня. Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.
-Понравился Мастер – класс. Буду применять технологию ТРИЗ в своей работе, пусть прилетят бабочки оранжевого цвета.
- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять технологию ТРИЗ, не знаю, пусть прилетят бабочки розового цвета
- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета.