Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления у ребенка психики и дальнейшего правильного ее развития. Внимание к развитию речи дошкольника особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Воспитатели и Воспитательы обязаны помнить, что речь — инструмент развития психики растущего организма. Взрослые не только способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, но и готовят почву для успешного обучения в школе и положительной адаптации в целом.
Общеизвестно, что речь ребенка выполняет три функции связи с внешним миром — коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Для того чтобы в полной мере выполнялась функция познания, ребенком в дошкольном возрасте усваиваются новые слова, грамматические формы. Дошкольник расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого — педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы (А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова).
В формирование связной речи отчетливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем — нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Для того чтобы подрастающий человек занимался какой-либо деятельностью, в частности речевой, нужна устойчивая мотивация. Это значит, что речевые занятия должны быть интересны детям, и построены таким образом, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении.
Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития.
Основной формой обучения по технологии ТРИЗ — РТВ является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.
Методы ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Так же предложенные методы универсальны и применимы в любой области педагогики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы технологии ТРИЗ»
Методы технологии ТРИЗ
Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления у ребенка психики и дальнейшего правильного ее развития. Внимание к развитию речи дошкольника особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Воспитатели и Воспитательы обязаны помнить, что речь — инструмент развития психики растущего организма. Взрослые не только способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, но и готовят почву для успешного обучения в школе и положительной адаптации в целом.
Общеизвестно, что речь ребенка выполняет три функции связи с внешним миром — коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Для того чтобы в полной мере выполнялась функция познания, ребенком в дошкольном возрасте усваиваются новые слова, грамматические формы. Дошкольник расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого — педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы (А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова).
В формирование связной речи отчетливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем — нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Для того чтобы подрастающий человек занимался какой-либо деятельностью, в частности речевой, нужна устойчивая мотивация. Это значит, что речевые занятия должны быть интересны детям, и построены таким образом, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении.
Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития.
Основной формой обучения по технологии ТРИЗ — РТВ является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.
Методы ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Так же предложенные методы универсальны и применимы в любой области педагогики.
Метод технологии ТРИЗ «Сенсорный ящик».
Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.
Ход игры: В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт.
Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает Воспитатель.
Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)
Какого он цвета? (он желтый)
Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой)
Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)
Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)
Слух: Он издает звук? (нет)
Обоняние: Он пахнет? (да)
Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)
Вкус: Это съедобный предмет? (да)
Какой он на вкус? (он кислый)
Это лимон. Правильный ответ.
Метод технологии ТРИЗ Круги Луллия «Части. Материал».
Цель: закрепление названий частей мебели, употребление существительных родительного падежа с предлогом «у» и без предлога, образование относительных прилагательных, построение простых предложений, развитие творческого воображения.
Оборудование: Круги Луллия
1 круг – образцы материалов (дерево, стекло, пластмасса, кожа, велюр, гобелен, металл).
2 круг – картинки с изображением частей мебели (спинка, ножки, сиденье, столешница, подлокотники, дверца).
3 круг – картинки с изображением мебели, сделанной из этих материалов (шкаф, журнальный столик, табурет, кресло, диван, стул)
Ход игры:
Задание 1: раскрутить круги, найти сектор, в котором находиться объект и принадлежащая ему часть, назвать, что это такое.
Например: Это ножка стола. Это спинка дивана. Это дверца шкафа.
Задание 2: ответить бывает ли часть, изображённая на среднем круге у каждого из объектов маленького круга в реальной жизни?
Например: У шкафа не бывает столешницы. У стола не бывает спинки. У стула бывают ножки.
Задание 3: найди материал или материалы, из которого сделан объект и расскажи.
Например: шкаф сделан из дерева – он деревянный; ножки табурета сделаны из металла – они металлические, а сиденье табурета сделано из кожи – оно кожаное.
Цель: развитие творческого воображения, построение предложений, развитие связной речи.
Например: Шкаф – гобелен. У шкафа сломалась дверца, и хозяева повесили вместо неё гобелен.
Метод технологии ТРИЗ «Имя признака – значение имени признака».
Цель: развитие связной речи с опорой на модели имен признаков.
Ход игры: Игра начинается со слов:
«В супермаркет мы идём,
Всё, что нужно, приобретём.
В отдел посуды мы идём,
Всё, что нужно, купим в нём!»
Мы идем в супермаркет, нам нужно купить посуду. Чтобы купить посуду, надо описать её с опорой на пособие «Имя признака – значение имени признака»:
Например: Я хочу купить кастрюлю. Она серебристого цвета. Большая, вместительная по размеру. По весу она легче, чем сковорода, но тяжелее чем чашка. У неё есть крышка, 2 ручки, стенки, донышко. Она металлическая. На ощупь она твердая и гладкая. Она нужна для того, чтобы варить суп.
Метод технологии ТРИЗ «Эмпатия»
Цель: учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарь детей оценочной лексикой.
Ход игры: Представьте себя кастрюлей. Изобразите такую кастрюлю, про которую я говорю.
Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет).
Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной). Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (ей больно, неприятно…).
Метод технологии ТРИЗ «Сужение поля поиска» (Игра «Да – Нет»).
(на примере тема «ТРанспрт»)
Цель: закрепление названий транспорта, развитие пространственной ориентировки (слева – справа); употребление существительных в родительном падеже единственного числа с предлогом «от», развитие умения задавать вопросы.
Оборудование: На доске в одну линию расставляется 9 транспортных средств (лодка, легковой автомобиль, автобус, катер, самолет, грузовик, троллейбус, вертолет, трамвай).
Ход игры: Воспитатель загадывает 1 транспортное средство. Дети отгадывают этот предмет, выясняя с помощью вопросов, с какой стороны от среднего предмета он находится, справа или слева. Воспитатель отвечает «да» или «нет».
Вопросы детей:
— это самолет? – нет
— это слева от самолета? – нет
— это справа от самолета? – да (убираются трамвай, вертолет, троллейбус, грузовик и самолет).
— это автобус? – нет
— это левее автобуса? – нет
— это правее автобуса? – да
— это легковой автомобиль? – да.
Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор».
Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения
Ход игры: С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то для чего-то….
Это что-то часть чего-то….
Это что-то из чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми,
На экране рассмотри…
Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…
Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое).
Это что-то часть чего-то…
Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).
Это что-то из чего-то…
Какие части есть у легкового автомобиля?
(У автомобиля есть колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).
Чем-то было это что-то…
Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).
На чем люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах). Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили. У него был очень большой мотор. Ему нужно было много топлива. Он ездил не очень быстро.
Что-то будет с этим что-то…
Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочные, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать и плавать…).
Затем один ребенок самостоятельно составляет весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».
Образец рассказа ребёнка: Легковой автомобиль – это транспорт. Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое. У автомобиля есть: колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары. Раньше автомобилей не было, люди ездили на лошадях, на телегах. Потом они придумали первый автомобиль. У него был очень большой мотор. Этому автомобилю нужно было много топлива. Он не мог ездить быстро. Автомобили будущего будут небольшого размера. Они будут очень прочные. Им нужно будет немного топлива. Они не будут сильно загрязнять воздух. Они смогут и ездить по земле, и летать по воздуху, и плавать по воде.
Метод технологии ТРИЗ «Составление загадок».
Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.
Ход игры: Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок (смотри фотографию).
Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.
Выбираем объект, например, мяч.
Далее детьми даются образные характеристики по заданным Воспитательом признакам:
Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)
Какой мяч по форме? (круглый)
Что он делает? (скачет, прыгает)
Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. Что бывает таким же?
Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга…)
Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин…)
Прыгает и скачет. Кто делает так же? (заяц…)
После заполнения таблицы Воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».
Получилась загадка о мяче:
Разноцветный, как радуга.
Круглый, как арбуз.
Прыгает и скачет, как заяц.
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Метод технологии ТРИЗ «Сужение поля поиска» (Игра «Да – Нет»).
Цель: закрепление названий животных жарких стран, развитие пространственной ориентировки (выше – ниже); употребление существительных родительного падежа единственного числа, употребление предлогов «над», «под», развитие умения задавать вопросы
Оборудование: На пальме вертикально развешены картинки с изображением животных жарких стран (слон, зебра, обезьяна, верблюд, лев, кенгуру, тигр).
Условия: Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «выше», «ниже», предлоги «над», «под».
Ход игры: Воспитатель загадывает 1 животное. Дети отгадывают название животного, выясняя с помощью вопросов, с какой стороны от среднего животного оно находится. Воспитатель отвечает только «да» или «нет».
Вопросы детей:
— это верблюд? – нет
— это животное выше верблюда? – нет
— это животное ниже верблюда? – да (убираются слон, зебра, обезьяна, верблюд).
— это кенгуру? – нет
— эта картинка над кенгуру? – нет
— эта картинка под кенгуру? – да
— это тигр? – да.
Благодаря играм и упражнениям, описанным выше, у детей повышается интерес к занятиям, увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Данные игры делают работу над выразительностью речи более увлекательной, стимулируют речевое творчество детей. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованны и уверенны на занятиях. Поэтому адаптированное использование методов и приёмов технологии ТРИЗ — РТВ в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.
Литература:
1. Борякова Н., Соболева А., Ткачева В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994;
2. Гуткович Н.Я., Самойлова О.Н. Сборник игр по формированию системного мышления дошкольников. – Ульяновск, 1999;
3. «Искорка творчества». Сборник методических материалов для педагогов. Третий выпуск / Под редакцией Сидорчук Т.А. – Ульяновск, 2006;
6. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Петрозаводск, 1994;
7. Программа по развитию творческого воображения и обучения диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ. /Гуткович И.Я., Костракова И.М., Сидорчук Т.А./ — Ульяновск, 1994;
8. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. – Пособие для воспитателей. – Ульяновск, 1991;
9. Сидорчук Т.А. Материалы семинаров 2004 – 2005 год;
11. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2007;
12. Сто фантазий в голове. / Составитель Димитрова Т.В. – Самара, 1996.
Автор: Миронова Татьяна Юрьевна, учитель-Воспитатель СП ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск – детский сад № 20, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования, г.о. Чапаевск, Самарская область, Россия.