kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология исследования как способ формирования и развития универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предлагаемом материале раскрыто значение терминов "компетенции" и "компетентность", перечислены факторы, определяющие формирование ключевых компетенций учащихся, основные характеристики компетентностного подхода в обучении, а также этапы исследования. Кроме того,  в презентации раскрываются этапы исследования, способствующие формированиюопределенных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Наряду сэтим, представлены виды учебной исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности.  Автор приводит структуру урока-исследования, алгоритм выполнения исследовательской работы, применение технолгии исследования в собственной практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология исследования как способ формирования и развития универсальных учебных действий »

Технология исследования  как способ формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся Автор: Корепанова Светлана Вячеславовна, учитель химии и биологии МБОУ Игринская СОШ № 2

Технология исследования как способ формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся

Автор: Корепанова Светлана Вячеславовна, учитель химии и биологии МБОУ Игринская СОШ № 2

«Вглядывайтесь в мир, удивляйтесь, будьте пытливыми. Способность удивляться, видеть всем известные вещи под новым углом зрения – залог самых необычных открытий…»  В.А. Энгельгард

«Вглядывайтесь в мир, удивляйтесь, будьте пытливыми. Способность удивляться, видеть всем известные вещи под новым углом зрения – залог самых необычных открытий…»

В.А. Энгельгард

В условиях реализации программы  «Модернизации школьного образования» главной задачей становиться формирование ключевых компетенций у обучающихся, а деятельность педагога из знаниевой парадигмы должна перейти в парадигму личностного развития.

В условиях реализации программы

«Модернизации школьного образования» главной задачей становиться формирование ключевых компетенций у обучающихся, а деятельность педагога из знаниевой парадигмы должна перейти в парадигму личностного развития.

При этом компетенции можно рассматривать как способность личности применять свои знания на практике, а компетентность – как характеристику личности, определяющую эффективность и результативность его деятельности, соответствие результатов нормативным и социальным требованиям.

При этом компетенции можно рассматривать как способность личности применять свои знания на практике, а компетентность – как характеристику личности, определяющую эффективность и результативность его деятельности, соответствие результатов нормативным и социальным требованиям.

Формирование ключевых компетенций определяют следующие составляющие: 1)профессионализм педагогов; 2)управляющая система; 3)субъект деятельности – обучающийся; 4)социум; 5)организация образовательного процесса.

Формирование ключевых компетенций определяют следующие составляющие:

1)профессионализм педагогов;

2)управляющая система;

3)субъект деятельности – обучающийся;

4)социум;

5)организация образовательного процесса.

При этом возможным становится реализация компетентностного подхода, при котором акцентирующее внимание уделяется результату образования, причем в качестве результата рассматривается не только сумма знаний, но и способность человека действовать в различных ситуациях, значимых за пределами системы образования.

При этом возможным становится реализация компетентностного подхода, при котором акцентирующее внимание уделяется результату образования, причем в качестве результата рассматривается не только сумма знаний, но и способность человека действовать в различных ситуациях, значимых за пределами системы образования.

Основными характеристиками компетентностного подхода являются: 1)практикоориентированность 2)личностноориентированность 3)продуктность 4)контектность 5)значимость за пределами образования

Основными характеристиками компетентностного подхода являются:

1)практикоориентированность

2)личностноориентированность

3)продуктность

4)контектность

5)значимость за пределами образования

При таком подходе становится возможным формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).  Согласно федеральным государственным стандартам универсальные учебные действия делятся на 4 группы: 1)Личностные 2)Регулятивные 3)Познавательные 4)Коммуникативные

При таком подходе становится возможным формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).

Согласно федеральным государственным стандартам универсальные учебные действия делятся на 4 группы:

1)Личностные

2)Регулятивные

3)Познавательные

4)Коммуникативные

Именно технология исследования способствует формированию каждого из блока универсальных учебных действий. Этапы исследования: 1)Проблемно-ориентированный анализ 2)Определение актуальной проблемы 3)Определение темы исследования 4)Целеполагание 5)Определение задач 6)Планирование(через выбор методов и технологий) 7)Организация непосредственно исследования 8)Анализ результатов 9)Коррекция полученных результатов в случае расхождения реально действия и его продукта 10)Определение выводов и их соответствия поставленной цели 11)Создание продукта и его защита

Именно технология исследования способствует формированию каждого из блока универсальных учебных действий.

Этапы исследования:

1)Проблемно-ориентированный анализ

2)Определение актуальной проблемы

3)Определение темы исследования

4)Целеполагание

5)Определение задач

6)Планирование(через выбор методов и технологий)

7)Организация непосредственно исследования

8)Анализ результатов

9)Коррекция полученных результатов в случае расхождения реально действия и его продукта

10)Определение выводов и их соответствия поставленной цели

11)Создание продукта и его защита

Личностные УУД Нравственно-этническое оценивание Самопознание и самоопредение Смысло-образование  Оценка исследования Актуальность исследования и его значимость не только для себя лично Самостоятельная работа по этапам исследования как шаг  самосовершенствования и самопознания

Личностные УУД

Нравственно-этническое оценивание

Самопознание и самоопредение

Смысло-образование

Оценка исследования

Актуальность

исследования

и его значимость не только

для себя лично

Самостоятельная

работа по этапам

исследования как шаг

самосовершенствования

и самопознания

Регулятивные действия Контроль Коррекция Оценка Прогнозирование Целеполагание Планирование Волевая само регуляция Регулятивные действия совпадают с этапами исследования

Регулятивные действия

Контроль

Коррекция

Оценка

Прогнозирование

Целеполагание

Планирование

Волевая само регуляция

Регулятивные действия совпадают с этапами исследования

Познавательные действия Логические Постановка и решение проблем Обще-учебные Осуществление  плана исследования Проведение самого Логически правильное  исследования в построение  целом проводится плана  через постановку проведения  цели и исследования  осуществления  этой цели

Познавательные действия

Логические

Постановка и решение проблем

Обще-учебные

Осуществление

плана исследования

Проведение самого

Логически

правильное

исследования в

построение

целом проводится

плана

через постановку

проведения

цели и

исследования

осуществления

этой цели

Коммуникативные действия Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Определение цели, Контроль, Умение полно коррекция, и точно выражать функций участников свои мысли в оценка исследования и соответствии с действий способов взаимодействия задачами и условиями партнера коммуникации Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Коммуникативные действия

Построение речевых высказываний

Лидерство и согласование действий с партнером

Планирование учебного сотрудничества

Постановка вопросов

Определение цели,

Контроль,

Умение полно

коррекция,

и точно выражать

функций участников

свои мысли в

оценка

исследования и

соответствии с

действий

способов взаимодействия

задачами и условиями

партнера

коммуникации

Инициативное

сотрудничество

в поиске и

сборе

информации

Виды учебно-исследовательской деятельности в учебно-урочной деятельности 1)Исследовательский метод на уроке (наблюдение, анализ фактов, выдвижение гипотезы). 2)Нетрадиционные уроки (урок-исследование, урок-лаборатория, урок творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей и т.д.) 3)Мини-исследование и учебный эксперимент (наблюдение и изучение фактов, выявление проблемы, постановка темы исследования, целей и задач, выдвижение гипотезы, разработка методики исследования, проведение собственно исследования, анализ данных, выводы, защита результатов). 4)Домашнее задание исследовательского характера

Виды учебно-исследовательской деятельности в учебно-урочной деятельности

1)Исследовательский метод на уроке (наблюдение, анализ фактов, выдвижение гипотезы).

2)Нетрадиционные уроки (урок-исследование, урок-лаборатория, урок творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей и т.д.)

3)Мини-исследование и учебный эксперимент (наблюдение и изучение фактов, выявление проблемы, постановка темы исследования, целей и задач, выдвижение гипотезы, разработка методики исследования, проведение собственно исследования, анализ данных, выводы, защита результатов).

4)Домашнее задание исследовательского характера

Структура урока-исследования 1)Актуализация знаний 2)Мотивация 3)Создание проблемной ситуации 4)Определение темы исследования 5)Формулирование цели и задач исследования 6)Выдвижение рабочей гипотезы 7)Проведение эксперемента, лаб. и практич. работ, чтение и анализ учебной, справочной, дополнительной литературы медиа-источников, размышление, синтез, просмотр учебных фильмов и т.д. 8)Интерпретация полученных данных 9)Выводы по результатам исследования 10)Применение новых знаний в учебной деятельности 11)Подведение итогов работы

Структура урока-исследования

1)Актуализация знаний

2)Мотивация

3)Создание проблемной ситуации

4)Определение темы исследования

5)Формулирование цели и задач исследования

6)Выдвижение рабочей гипотезы

7)Проведение эксперемента, лаб. и практич. работ, чтение и анализ учебной, справочной, дополнительной литературы медиа-источников, размышление, синтез, просмотр учебных фильмов и т.д.

8)Интерпретация полученных данных

9)Выводы по результатам исследования

10)Применение новых знаний в учебной деятельности

11)Подведение итогов работы

Виды учебно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности 1)Исследовательские работы 2)Исследовательская практика 3)Защита выпускной экзаменационной работы 4)Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии) 5)Факультативы 6)Ученическое научно-исследовательское общество 7)Конкурсы, олимпиады, марафоны 8)УИД как составная часть учебных проектов

Виды учебно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности

1)Исследовательские работы

2)Исследовательская практика

3)Защита выпускной экзаменационной работы

4)Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии)

5)Факультативы

6)Ученическое научно-исследовательское общество

7)Конкурсы, олимпиады, марафоны

8)УИД как составная часть учебных проектов

Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы 1)Актуализация проблемы 2)«Инкубационный период»(определение сферы исследования, формулировка четко сформулированной цели исследования) 3)Формулировка цели исследования(как можно строже обозначить границы исследования) 4)Выработка гепотизы(«если»…, «то»…) 5)Формулировка задач 6)Выработка методики(с использование теоретических и практических методов исследования) 7)Определение календарного плана исследования 8)Сбор и обработка информации 9)анализ, обобщения, структурирование полученных результатов 10)Защита доклада 11)Обсуждение итогов работы

Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы

1)Актуализация проблемы

2)«Инкубационный период»(определение сферы исследования, формулировка четко сформулированной цели исследования)

3)Формулировка цели исследования(как можно строже обозначить границы исследования)

4)Выработка гепотизы(«если»…, «то»…)

5)Формулировка задач

6)Выработка методики(с использование теоретических и практических методов исследования)

7)Определение календарного плана исследования

8)Сбор и обработка информации

9)анализ, обобщения, структурирование полученных результатов

10)Защита доклада

11)Обсуждение итогов работы

Применение технологии исследования в практике педагога в учебной деятельности 1)Использование исследовательского метода при решении сложной задачи, анализе первоисточников, решение поставленной проблемы 2)Проведение уроков-исследований и уроков с элементами исследования(уроков-защит мини-исследований, исследовательских проектов, выполнение домашних заданий исслед. характера, уроков-творческих отчетов и т.д.) 3)Выполнение мини-исследований, практических работ, учебных экспериментов 4)Выполнение домашних заданий исследовательского характера

Применение технологии исследования в практике педагога в учебной деятельности

1)Использование исследовательского метода при решении сложной задачи, анализе первоисточников, решение поставленной проблемы

2)Проведение уроков-исследований и уроков с элементами исследования(уроков-защит мини-исследований, исследовательских проектов, выполнение домашних заданий исслед. характера, уроков-творческих отчетов и т.д.)

3)Выполнение мини-исследований, практических работ, учебных экспериментов

4)Выполнение домашних заданий исследовательского характера

Применение технологии исследования в практике педагога во внеурочной деятельности 1)Выполнение исследовательских работ 2)Исследовательская практика во время работы летнего пришкольного лагеря 3)Работа факультативов и кружков; 4)Работа с детьми высокого уровня подготовленности в рамках школьного лагеря; 5)Участие в работе школьного научного общества; 6)Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня; 7)Выполнение учебно-исследовательских проектов

Применение технологии исследования в практике педагога во внеурочной деятельности

1)Выполнение исследовательских работ

2)Исследовательская практика во время работы летнего пришкольного лагеря

3)Работа факультативов и кружков;

4)Работа с детьми высокого уровня подготовленности в рамках школьного лагеря;

5)Участие в работе школьного научного общества;

6)Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня;

7)Выполнение учебно-исследовательских проектов

Спасибо  за  внимание!

Спасибо

за

внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корепанова Светлана Вячеславовна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "155842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421329780"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Формирование универсальных учебных действий в урочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniieuniviersalnykhuchiebnykhdieistviivurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "277743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452961474"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Формирование универсальных учебных действий средствами УМК " Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-sriedstvami-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "122686"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414327880"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Развитие творческой активности ребенка как основа предпосылок к успешной учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_rebenka_kak_osnova_predposylok_k_uspeshnoi_ucheb"
    ["file_id"] => string(6) "536378"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579422621"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "КОНЦЕПЦИЯ   по теме:   «Методы создания психологического комфорта при формировании универсальных учебных действий на уроках физической культуры» "
    ["seo_title"] => string(159) "kontsieptsiia-po-tiemie-mietody-sozdaniia-psikhologhichieskogho-komforta-pri-formirovanii-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "221234"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435135090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства