Технология исследования как способ формирования и развития универсальных учебных действий
Технология исследования как способ формирования и развития универсальных учебных действий
В предлагаемом материале раскрыто значение терминов "компетенции" и "компетентность", перечислены факторы, определяющие формирование ключевых компетенций учащихся, основные характеристики компетентностного подхода в обучении, а также этапы исследования. Кроме того, в презентации раскрываются этапы исследования, способствующие формированиюопределенных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Наряду сэтим, представлены виды учебной исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности. Автор приводит структуру урока-исследования, алгоритм выполнения исследовательской работы, применение технолгии исследования в собственной практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология исследования как способ формирования и развития универсальных учебных действий »
Технология исследования как способ формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся
Автор: Корепанова Светлана Вячеславовна, учитель химии и биологии МБОУ Игринская СОШ № 2
«Вглядывайтесь в мир, удивляйтесь, будьте пытливыми. Способность удивляться, видеть всем известные вещи под новым углом зрения – залог самых необычных открытий…»
В.А. Энгельгард
В условиях реализации программы
«Модернизации школьного образования» главной задачей становиться формирование ключевых компетенций у обучающихся, а деятельность педагога из знаниевой парадигмы должна перейти в парадигму личностного развития.
При этом компетенции можно рассматривать как способность личности применять свои знания на практике, а компетентность – как характеристику личности, определяющую эффективность и результативность его деятельности, соответствие результатов нормативным и социальным требованиям.
Формирование ключевых компетенций определяют следующие составляющие:
1)профессионализм педагогов;
2)управляющая система;
3)субъект деятельности – обучающийся;
4)социум;
5)организация образовательного процесса.
При этом возможным становится реализация компетентностного подхода, при котором акцентирующее внимание уделяется результату образования, причем в качестве результата рассматривается не только сумма знаний, но и способность человека действовать в различных ситуациях, значимых за пределами системы образования.
Основными характеристиками компетентностного подхода являются:
1)практикоориентированность
2)личностноориентированность
3)продуктность
4)контектность
5)значимость за пределами образования
При таком подходе становится возможным формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
Согласно федеральным государственным стандартам универсальные учебные действия делятся на 4 группы:
1)Личностные
2)Регулятивные
3)Познавательные
4)Коммуникативные
Именно технология исследования способствует формированию каждого из блока универсальных учебных действий.
Этапы исследования:
1)Проблемно-ориентированный анализ
2)Определение актуальной проблемы
3)Определение темы исследования
4)Целеполагание
5)Определение задач
6)Планирование(через выбор методов и технологий)
7)Организация непосредственно исследования
8)Анализ результатов
9)Коррекция полученных результатов в случае расхождения реально действия и его продукта
10)Определение выводов и их соответствия поставленной цели
11)Создание продукта и его защита
Личностные УУД
Нравственно-этническое оценивание
Самопознание и самоопредение
Смысло-образование
Оценка исследования
Актуальность
исследования
и его значимость не только
для себя лично
Самостоятельная
работа по этапам
исследования как шаг
самосовершенствования
и самопознания
Регулятивные действия
Контроль
Коррекция
Оценка
Прогнозирование
Целеполагание
Планирование
Волевая само регуляция
Регулятивные действия совпадают с этапами исследования
Познавательные действия
Логические
Постановка и решение проблем
Обще-учебные
Осуществление
плана исследования
Проведение самого
Логически
правильное
исследования в
построение
целом проводится
плана
через постановку
проведения
цели и
исследования
осуществления
этой цели
Коммуникативные действия
Построение речевых высказываний
Лидерство и согласование действий с партнером
Планирование учебного сотрудничества
Постановка вопросов
Определение цели,
Контроль,
Умение полно
коррекция,
и точно выражать
функций участников
свои мысли в
оценка
исследования и
соответствии с
действий
способов взаимодействия
задачами и условиями
партнера
коммуникации
Инициативное
сотрудничество
в поиске и
сборе
информации
Виды учебно-исследовательской деятельности в учебно-урочной деятельности
1)Исследовательский метод на уроке (наблюдение, анализ фактов, выдвижение гипотезы).
3)Мини-исследование и учебный эксперимент (наблюдение и изучение фактов, выявление проблемы, постановка темы исследования, целей и задач, выдвижение гипотезы, разработка методики исследования, проведение собственно исследования, анализ данных, выводы, защита результатов).
4)Домашнее задание исследовательского характера
Структура урока-исследования
1)Актуализация знаний
2)Мотивация
3)Создание проблемной ситуации
4)Определение темы исследования
5)Формулирование цели и задач исследования
6)Выдвижение рабочей гипотезы
7)Проведение эксперемента, лаб. и практич. работ, чтение и анализ учебной, справочной, дополнительной литературы медиа-источников, размышление, синтез, просмотр учебных фильмов и т.д.
8)Интерпретация полученных данных
9)Выводы по результатам исследования
10)Применение новых знаний в учебной деятельности
11)Подведение итогов работы
Виды учебно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности
1)Исследовательские работы
2)Исследовательская практика
3)Защита выпускной экзаменационной работы
4)Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии)
5)Факультативы
6)Ученическое научно-исследовательское общество
7)Конкурсы, олимпиады, марафоны
8)УИД как составная часть учебных проектов
Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы
1)Актуализация проблемы
2)«Инкубационный период»(определение сферы исследования, формулировка четко сформулированной цели исследования)
3)Формулировка цели исследования(как можно строже обозначить границы исследования)
4)Выработка гепотизы(«если»…, «то»…)
5)Формулировка задач
6)Выработка методики(с использование теоретических и практических методов исследования)
7)Определение календарного плана исследования
8)Сбор и обработка информации
9)анализ, обобщения, структурирование полученных результатов
10)Защита доклада
11)Обсуждение итогов работы
Применение технологии исследования в практике педагога в учебной деятельности
1)Использование исследовательского метода при решении сложной задачи, анализе первоисточников, решение поставленной проблемы
2)Проведение уроков-исследований и уроков с элементами исследования(уроков-защит мини-исследований, исследовательских проектов, выполнение домашних заданий исслед. характера, уроков-творческих отчетов и т.д.)
3)Выполнение мини-исследований, практических работ, учебных экспериментов
4)Выполнение домашних заданий исследовательского характера
Применение технологии исследования в практике педагога во внеурочной деятельности
1)Выполнение исследовательских работ
2)Исследовательская практика во время работы летнего пришкольного лагеря
3)Работа факультативов и кружков;
4)Работа с детьми высокого уровня подготовленности в рамках школьного лагеря;
5)Участие в работе школьного научного общества;
6)Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня;