kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями»

Учитель СБО Воронко Т. Г.

              Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания учеников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средств связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и т.п.

              Цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием.

              Особое внимание на уроках СБО уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Почти каждый раздел программы СБО требует выполнения практических работ учащимися.

              Каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Невозможно приобрести прочные умения и навыки без постоянной практики. Для самостоятельного выполнения практических работ ученик должен овладеть умениями: ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, контролировать свои действия. Ориентировка в задании дает четкое представление о будущей работе и условиях ее выполнения.

              Планирование работы помогает учащимся выполнять операции в определенной последовательности. Самоконтроль поддерживает связь между выполняемыми действиями и тем образом объекта деятельности, который был представлен на этапе ознакомления. Постоянно осуществляя самоконтроль в процессе выполнения задания, ученик сравнивает свою работу с тем, что должно получиться, а по завершении сопоставляет свой результат работы с образцом.

               Формирование вышеперечисленных умений вызывает ряд сложностей, которые объясняются своеобразием психической деятельности умственно отсталых школьников. Каждая практическая работа начинается с ориентировки в задании, в первую очередь, требуя ознакомления с объектом работы. На занятиях СБО ориентировочный этап сложен тем, что объекты предстоящей работы весьма различны по своим характеристикам и степени завершенности. В одних случаях ученикам демонстрируется образец уже выполненной работы, например заполненный бланк телеграммы. В других случаях учащимся предлагается рассмотреть объект и определить характер и объем будущей, еще не выполненной работы.

                Анализ условий труда - необходимый момент на этапе ориентировки в задании, так как он помогает учащимся определить условия и способы работы. Например, при изучении темы «Уход за мягкой мебелью» можно выбрать два варианта условий труда, и от того, какой из них будет предложен детям на занятии, будет зависеть планирование практической работы и ее выполнение. При наличии тряпок и ракетки для выбивания пыли будет одна последовательность и способы работы, при наличии пылесоса - другие.

                 Практические работы, выполняемые учащимися на уроках СБО, весьма разнообразны. Поэтому и содержание ознакомления с ними неодинаково. Например, рассматривая пришитую пуговицу, учащиеся указывают назначение работы, части изделия, материал, цвет, пространственные характеристики, способы соединения деталей.

                Правильность и рациональность работы во многом зависит от умения ее предварительно спланировать. Умственно отсталым учащимся в силу недостатков развития познавательной деятельности овладение операцией планирования дается с трудом, что требует от учителя постоянной и целенаправленной работы над формированием у учащихся этого умения.

               Обучение планированию должно проходить в определенной системе, итогом которой будет умение старшеклассников самостоятельно определять последовательность выполнения работы. Вначале ученики учатся составлять план в коллективной беседе, т.е. по вопросам учителя, число которых от занятия к занятию постепенно сокращается. Затем они учатся планировать ход работы с частичной помощью учителя.

Один ученик рассказывает план, другие дополняют и поправляют его; по мере необходимости учитель оказывает помощь, задавая наводящие вопросы. На заключительном этапе обучения подростки самостоятельно планируют ход предстоящей работы.

               На занятиях по социально-бытовой ориентировке учащимся приходится применять довольно сложные в эксплуатации инструменты и бытовые электроприборы. Поэтому на занятиях необходимо выделить специальное время на подробное знакомство с ними, их работой, правилами эксплуатации, напечатанными в паспорте или инструкции, прилагаемым к этим предметам. После фронтального показа в ряде случаев требуется провести упражнения по ознакомлению с правильным приемом работы.

На ознакомительные упражнения отводится несколько минут. Настоящее овладение приемами наступает во время практической работы.

              Обязательно нужно отводить время на знакомство школьников с правилами техники безопасности при работе с теми или другими инструментами, приспособлениями, бытовой техникой. Нужно отметить, что на занятии ученику приходится соблюдать не одно, а несколько правил техники безопасности, и нужно обязательно предусмотреть их сообщение или повторение, но не всех сразу, а по мере необходимости или выборочно нескольких пунктов из одного правила.

              Выполнение практических работ осуществляется как индивидуально, так и по бригадам. Как именно организуется работа, зависит от задачи занятия и оснащенности кабинета.

Каждый ученик должен на практике усвоить все необходимые знания и умения. Индивидуально заполняются различного рода бланки и квитанции, производится мелкий ремонт одежды, чистка. По бригадам организуется приготовление различных блюд, настоев и отваров из лекарственных трав, уборка помещения.

В заключение хочется подчеркнуть, что умения и навыки, полученные детьми на уроках по социально-бытовой ориентировке, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности учеников. В их повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями»


«Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями»

Учитель СБО Воронко Т. Г.

Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания учеников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средств связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и т.п.

Цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием.

Особое внимание на уроках СБО уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Почти каждый раздел программы СБО требует выполнения практических работ учащимися.

Каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Невозможно приобрести прочные умения и навыки без постоянной практики. Для самостоятельного выполнения практических работ ученик должен овладеть умениями: ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, контролировать свои действия. Ориентировка в задании дает четкое представление о будущей работе и условиях ее выполнения.

Планирование работы помогает учащимся выполнять операции в определенной последовательности. Самоконтроль поддерживает связь между выполняемыми действиями и тем образом объекта деятельности, который был представлен на этапе ознакомления. Постоянно осуществляя самоконтроль в процессе выполнения задания, ученик сравнивает свою работу с тем, что должно получиться, а по завершении сопоставляет свой результат работы с образцом.

Формирование вышеперечисленных умений вызывает ряд сложностей, которые объясняются своеобразием психической деятельности умственно отсталых школьников. Каждая практическая работа начинается с ориентировки в задании, в первую очередь, требуя ознакомления с объектом работы. На занятиях СБО ориентировочный этап сложен тем, что объекты предстоящей работы весьма различны по своим характеристикам и степени завершенности. В одних случаях ученикам демонстрируется образец уже выполненной работы, например заполненный бланк телеграммы. В других случаях учащимся предлагается рассмотреть объект и определить характер и объем будущей, еще не выполненной работы.

Анализ условий труда - необходимый момент на этапе ориентировки в задании, так как он помогает учащимся определить условия и способы работы. Например, при изучении темы «Уход за мягкой мебелью» можно выбрать два варианта условий труда, и от того, какой из них будет предложен детям на занятии, будет зависеть планирование практической работы и ее выполнение. При наличии тряпок и ракетки для выбивания пыли будет одна последовательность и способы работы, при наличии пылесоса - другие.

Практические работы, выполняемые учащимися на уроках СБО, весьма разнообразны. Поэтому и содержание ознакомления с ними неодинаково. Например, рассматривая пришитую пуговицу, учащиеся указывают назначение работы, части изделия, материал, цвет, пространственные характеристики, способы соединения деталей.

Правильность и рациональность работы во многом зависит от умения ее предварительно спланировать. Умственно отсталым учащимся в силу недостатков развития познавательной деятельности овладение операцией планирования дается с трудом, что требует от учителя постоянной и целенаправленной работы над формированием у учащихся этого умения.

Обучение планированию должно проходить в определенной системе, итогом которой будет умение старшеклассников самостоятельно определять последовательность выполнения работы. Вначале ученики учатся составлять план в коллективной беседе, т.е. по вопросам учителя, число которых от занятия к занятию постепенно сокращается. Затем они учатся планировать ход работы с частичной помощью учителя.

Один ученик рассказывает план, другие дополняют и поправляют его; по мере необходимости учитель оказывает помощь, задавая наводящие вопросы. На заключительном этапе обучения подростки самостоятельно планируют ход предстоящей работы.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке учащимся приходится применять довольно сложные в эксплуатации инструменты и бытовые электроприборы. Поэтому на занятиях необходимо выделить специальное время на подробное знакомство с ними, их работой, правилами эксплуатации, напечатанными в паспорте или инструкции, прилагаемым к этим предметам. После фронтального показа в ряде случаев требуется провести упражнения по ознакомлению с правильным приемом работы.

На ознакомительные упражнения отводится несколько минут. Настоящее овладение приемами наступает во время практической работы.

Обязательно нужно отводить время на знакомство школьников с правилами техники безопасности при работе с теми или другими инструментами, приспособлениями, бытовой техникой. Нужно отметить, что на занятии ученику приходится соблюдать не одно, а несколько правил техники безопасности, и нужно обязательно предусмотреть их сообщение или повторение, но не всех сразу, а по мере необходимости или выборочно нескольких пунктов из одного правила.

Выполнение практических работ осуществляется как индивидуально, так и по бригадам. Как именно организуется работа, зависит от задачи занятия и оснащенности кабинета.

Каждый ученик должен на практике усвоить все необходимые знания и умения. Индивидуально заполняются различного рода бланки и квитанции, производится мелкий ремонт одежды, чистка. По бригадам организуется приготовление различных блюд, настоев и отваров из лекарственных трав, уборка помещения.

В заключение хочется подчеркнуть, что умения и навыки, полученные детьми на уроках по социально-бытовой ориентировке, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности учеников. В их повседневной жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Автор: Воронко Татьяна Генадьевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Социально-бытовая ориентировка как условие решения проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников"
    ["seo_title"] => string(124) "sotsial-no-bytovaia-oriientirovka-kak-usloviie-rieshieniia-probliemy-sotsial-noi-adaptatsii-umstvienno-otstalykh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "252135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447336934"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства