Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
«Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями»
Учитель СБО Воронко Т. Г.
Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания учеников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средств связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и т.п.
Цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием.
Особое внимание на уроках СБО уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Почти каждый раздел программы СБО требует выполнения практических работ учащимися.
Каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Невозможно приобрести прочные умения и навыки без постоянной практики. Для самостоятельного выполнения практических работ ученик должен овладеть умениями: ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, контролировать свои действия. Ориентировка в задании дает четкое представление о будущей работе и условиях ее выполнения.
Планирование работы помогает учащимся выполнять операции в определенной последовательности. Самоконтроль поддерживает связь между выполняемыми действиями и тем образом объекта деятельности, который был представлен на этапе ознакомления. Постоянно осуществляя самоконтроль в процессе выполнения задания, ученик сравнивает свою работу с тем, что должно получиться, а по завершении сопоставляет свой результат работы с образцом.
Формирование вышеперечисленных умений вызывает ряд сложностей, которые объясняются своеобразием психической деятельности умственно отсталых школьников. Каждая практическая работа начинается с ориентировки в задании, в первую очередь, требуя ознакомления с объектом работы. На занятиях СБО ориентировочный этап сложен тем, что объекты предстоящей работы весьма различны по своим характеристикам и степени завершенности. В одних случаях ученикам демонстрируется образец уже выполненной работы, например заполненный бланк телеграммы. В других случаях учащимся предлагается рассмотреть объект и определить характер и объем будущей, еще не выполненной работы.
Анализ условий труда - необходимый момент на этапе ориентировки в задании, так как он помогает учащимся определить условия и способы работы. Например, при изучении темы «Уход за мягкой мебелью» можно выбрать два варианта условий труда, и от того, какой из них будет предложен детям на занятии, будет зависеть планирование практической работы и ее выполнение. При наличии тряпок и ракетки для выбивания пыли будет одна последовательность и способы работы, при наличии пылесоса - другие.
Практические работы, выполняемые учащимися на уроках СБО, весьма разнообразны. Поэтому и содержание ознакомления с ними неодинаково. Например, рассматривая пришитую пуговицу, учащиеся указывают назначение работы, части изделия, материал, цвет, пространственные характеристики, способы соединения деталей.
Правильность и рациональность работы во многом зависит от умения ее предварительно спланировать. Умственно отсталым учащимся в силу недостатков развития познавательной деятельности овладение операцией планирования дается с трудом, что требует от учителя постоянной и целенаправленной работы над формированием у учащихся этого умения.
Обучение планированию должно проходить в определенной системе, итогом которой будет умение старшеклассников самостоятельно определять последовательность выполнения работы. Вначале ученики учатся составлять план в коллективной беседе, т.е. по вопросам учителя, число которых от занятия к занятию постепенно сокращается. Затем они учатся планировать ход работы с частичной помощью учителя.
Один ученик рассказывает план, другие дополняют и поправляют его; по мере необходимости учитель оказывает помощь, задавая наводящие вопросы. На заключительном этапе обучения подростки самостоятельно планируют ход предстоящей работы.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке учащимся приходится применять довольно сложные в эксплуатации инструменты и бытовые электроприборы. Поэтому на занятиях необходимо выделить специальное время на подробное знакомство с ними, их работой, правилами эксплуатации, напечатанными в паспорте или инструкции, прилагаемым к этим предметам. После фронтального показа в ряде случаев требуется провести упражнения по ознакомлению с правильным приемом работы.
На ознакомительные упражнения отводится несколько минут. Настоящее овладение приемами наступает во время практической работы.
Обязательно нужно отводить время на знакомство школьников с правилами техники безопасности при работе с теми или другими инструментами, приспособлениями, бытовой техникой. Нужно отметить, что на занятии ученику приходится соблюдать не одно, а несколько правил техники безопасности, и нужно обязательно предусмотреть их сообщение или повторение, но не всех сразу, а по мере необходимости или выборочно нескольких пунктов из одного правила.
Выполнение практических работ осуществляется как индивидуально, так и по бригадам. Как именно организуется работа, зависит от задачи занятия и оснащенности кабинета.
Каждый ученик должен на практике усвоить все необходимые знания и умения. Индивидуально заполняются различного рода бланки и квитанции, производится мелкий ремонт одежды, чистка. По бригадам организуется приготовление различных блюд, настоев и отваров из лекарственных трав, уборка помещения.
В заключение хочется подчеркнуть, что умения и навыки, полученные детьми на уроках по социально-бытовой ориентировке, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности учеников. В их повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями»
«Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями»
Учитель СБО Воронко Т. Г.
Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания учеников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средств связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и т.п.
Цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием.
Особое внимание на уроках СБО уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Почти каждый раздел программы СБО требует выполнения практических работ учащимися.
Каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Невозможно приобрести прочные умения и навыки без постоянной практики. Для самостоятельного выполнения практических работ ученик должен овладеть умениями: ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, контролировать свои действия. Ориентировка в задании дает четкое представление о будущей работе и условиях ее выполнения.
Планирование работы помогает учащимся выполнять операции в определенной последовательности. Самоконтроль поддерживает связь между выполняемыми действиями и тем образом объекта деятельности, который был представлен на этапе ознакомления. Постоянно осуществляя самоконтроль в процессе выполнения задания, ученик сравнивает свою работу с тем, что должно получиться, а по завершении сопоставляет свой результат работы с образцом.
Формирование вышеперечисленных умений вызывает ряд сложностей, которые объясняются своеобразием психической деятельности умственно отсталых школьников. Каждая практическая работа начинается с ориентировки в задании, в первую очередь, требуя ознакомления с объектом работы. На занятиях СБО ориентировочный этап сложен тем, что объекты предстоящей работы весьма различны по своим характеристикам и степени завершенности. В одних случаях ученикам демонстрируется образец уже выполненной работы, например заполненный бланк телеграммы. В других случаях учащимся предлагается рассмотреть объект и определить характер и объем будущей, еще не выполненной работы.
Анализ условий труда - необходимый момент на этапе ориентировки в задании, так как он помогает учащимся определить условия и способы работы. Например, при изучении темы «Уход за мягкой мебелью» можно выбрать два варианта условий труда, и от того, какой из них будет предложен детям на занятии, будет зависеть планирование практической работы и ее выполнение. При наличии тряпок и ракетки для выбивания пыли будет одна последовательность и способы работы, при наличии пылесоса - другие.
Практические работы, выполняемые учащимися на уроках СБО, весьма разнообразны. Поэтому и содержание ознакомления с ними неодинаково. Например, рассматривая пришитую пуговицу, учащиеся указывают назначение работы, части изделия, материал, цвет, пространственные характеристики, способы соединения деталей.
Правильность и рациональность работы во многом зависит от умения ее предварительно спланировать. Умственно отсталым учащимся в силу недостатков развития познавательной деятельности овладение операцией планирования дается с трудом, что требует от учителя постоянной и целенаправленной работы над формированием у учащихся этого умения.
Обучение планированию должно проходить в определенной системе, итогом которой будет умение старшеклассников самостоятельно определять последовательность выполнения работы. Вначале ученики учатся составлять план в коллективной беседе, т.е. по вопросам учителя, число которых от занятия к занятию постепенно сокращается. Затем они учатся планировать ход работы с частичной помощью учителя.
Один ученик рассказывает план, другие дополняют и поправляют его; по мере необходимости учитель оказывает помощь, задавая наводящие вопросы. На заключительном этапе обучения подростки самостоятельно планируют ход предстоящей работы.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке учащимся приходится применять довольно сложные в эксплуатации инструменты и бытовые электроприборы. Поэтому на занятиях необходимо выделить специальное время на подробное знакомство с ними, их работой, правилами эксплуатации, напечатанными в паспорте или инструкции, прилагаемым к этим предметам. После фронтального показа в ряде случаев требуется провести упражнения по ознакомлению с правильным приемом работы.
На ознакомительные упражнения отводится несколько минут. Настоящее овладение приемами наступает во время практической работы.
Обязательно нужно отводить время на знакомство школьников с правилами техники безопасности при работе с теми или другими инструментами, приспособлениями, бытовой техникой. Нужно отметить, что на занятии ученику приходится соблюдать не одно, а несколько правил техники безопасности, и нужно обязательно предусмотреть их сообщение или повторение, но не всех сразу, а по мере необходимости или выборочно нескольких пунктов из одного правила.
Выполнение практических работ осуществляется как индивидуально, так и по бригадам. Как именно организуется работа, зависит от задачи занятия и оснащенности кабинета.
Каждый ученик должен на практике усвоить все необходимые знания и умения. Индивидуально заполняются различного рода бланки и квитанции, производится мелкий ремонт одежды, чистка. По бригадам организуется приготовление различных блюд, настоев и отваров из лекарственных трав, уборка помещения.
В заключение хочется подчеркнуть, что умения и навыки, полученные детьми на уроках по социально-бытовой ориентировке, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности учеников. В их повседневной жизни.