kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование имеет в своем арсенале много традиционных  и инновационных педагогических технологий.  Одной  из них является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

 Технология развития критического мышления разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и  в настоящее время реализуется в 29 странах мира.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие критического мышления через чтение и письмо"»

Проектная работа по технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальных классах

Проектная работа по технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальных классах

Сегодня выпускник школы ХХI века должен:  Понимать научную картину;  иметь навыки поисково-исследовательской творческой деятельности;   уметь самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем;  работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;  самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

Сегодня выпускник школы ХХI века должен:

  • Понимать научную картину;

  • иметь навыки поисково-исследовательской творческой деятельности;

  • уметь самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем;

  • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

  • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
у 60% первоклассников встречается несформированность речи; преобладающее число младших школьников, неуспевающих по русскому языку, испытывают специфические трудности в овладении письмом вследствие речевых нарушений; 30% учащихся образовательных учреждений имеют семантическую дислексию (у них сформирована техника чтения, но они не понимают смысла чтения).
  • у 60% первоклассников встречается несформированность речи;
  • преобладающее число младших школьников, неуспевающих по русскому языку, испытывают специфические трудности в овладении письмом вследствие речевых нарушений;
  • 30% учащихся образовательных учреждений имеют семантическую дислексию (у них сформирована техника чтения, но они не понимают смысла чтения).

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья»

Вопросы:

Вопросы:

  • Как учить детей без принуждения?
  • Как помочь им раскрыть свои возможности?
  • Как сделать предмет интересным для всех?
  • Как дать стимул к творчеству?
  • Чему я хочу научить своих учеников?
Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций учащихся начальной школы Кто владеет информацией, тот владеет Миром… У. Черчилль

Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций учащихся начальной школы

Кто владеет информацией,

тот владеет Миром…

У. Черчилль

Цели проектной работы:  Определить роль технологии РКМЧП в развитии ключевых компетенций младших школьников Задачи проектной работы:

Цели проектной работы:

  • Определить роль технологии РКМЧП в развитии ключевых компетенций младших школьников

Задачи проектной работы:

  • Познакомить с теоретическими аспектами технологии РКМЧП;
  • Раскрыть особенности построения урока в технологии РКМЧП;
  • Разработать модель урока по технологии РКМЧП.
Глава 1. Теория технологии

Глава 1. Теория технологии

Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений. Цель :  развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Критическое мышление

направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.

Цель : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Параметры критического мышления:

Параметры критического мышления:

  • Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  • Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
  • Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  • Критическое мышление есть мышление социальное.
Идеи технологии РКМЧП

Идеи технологии РКМЧП

  • Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
  • Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.
  • Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием ключевых компетенций.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  (по Л.Б. Прокофьевой)   способствует формированию учебно-организационных компетенций:

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (по Л.Б. Прокофьевой)

способствует формированию учебно-организационных компетенций:

  • работать с любыми текстами и систематизировать (графически оформлять) текстовой материал;
  • ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
  • творчески интерпретировать имеющуюся информацию.
Глава 2. Методические приёмы, стратегии технологии РКМЧП

Глава 2. Методические приёмы, стратегии технологии РКМЧП

Смысловая (осмысление Рефлексия содержания) Базовая модель технологии РКМЧП Вызов

Смысловая

(осмысление

Рефлексия

содержания)

Базовая модель технологии РКМЧП

Вызов

Технологические этапы 1 стадия 2 стадия Вызов 3 стадия Осмысление Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса к получению информации. Получение новой информации, осмысление её. Рефлексия

Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

Вызов

3 стадия

Осмысление

  • Актуализация имеющихся знаний.
  • Пробуждение интереса к получению информации.
  • Получение новой информации, осмысление её.

Рефлексия

  • Целостное осмысление, обобщение полученной информации.
  • Соотнесение с уже имеющимися знаниями.
  • Постановка учеником собственных целей обучения.
  • Размышление, рождение нового знания.
  • Корректировка учеником поставленных целей обучения.
  • Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Стадия вызова

Стадия вызова

  • 1. Составление списка известной информации по вопросу.
  • 2. Рассказ-активизация по ключевым словам.
  • 3. Систематизация материала (графическая):кластеры, таблицы.
  • 4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления Методы активного чтения:

Стадия осмысления

Методы активного чтения:

  • 1. Инсерт. Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).
  • 2. Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.
  • 3. Толстые и тонкие вопросы.
  • 4. Чтение с остановками.
Стадия рефлексии

Стадия рефлексии

  • 1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.
  • 2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
  • 3. Организация устных и письменных круглых столов.
  • 4. Организация различных видов дискуссий.
  • 5. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе, сочинение-рассуждение.
  • 6. Исследования по отдельным вопросам темы.
  • 7. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.
  • 8. Ответы на поставленные вопросы.
Инсерт – маркировка текста на полях значками по мере его чтения. Делает зримым процесс накопления информации

Инсерт –

маркировка текста на полях значками по мере его чтения.

Делает зримым процесс накопления информации

  • «V» – уже знал
  • «+» – новое
  • «-» – думал иначе
  • «?» – не понял, есть вопросы.
Инсерт При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу:      В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с ц в е т н ы м стержнем. «V» Уже знал «+» «-» новое «?» Думал иначе Есть вопросы, не понял

Инсерт

При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу:

В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с ц в е т н ы м стержнем.

«V»

Уже знал

«+»

«-»

новое

«?»

Думал иначе

Есть вопросы, не понял

Чтение с остановками  Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Чтение с остановками

Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Кластер («гроздь», « пучок», «созвездие») –
  • Кластер («гроздь», « пучок», «созвездие») –

выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.

Эссе, сочинение-рассуждение Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю. Беспощаден кто-то к человеку? (По рассказу И.Бунина «Роман горбуна»)  Чем мне понравилось и запомнился рассказ Л.Петрушевской «Как ангел»?

Эссе, сочинение-рассуждение

Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю.

  • Беспощаден кто-то к человеку? (По рассказу И.Бунина «Роман горбуна»)

  • Чем мне понравилось и запомнился рассказ Л.Петрушевской «Как ангел»?

  • Страна по имени… (По рассказу Л.Петрушевской «Страна»)
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Когда…? Может…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? Будет…? В чем различие…? Мог ли…? Предположите, что будет, если…? Как звали…? Что, если…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Дайте три объяснения, почему…

Объясните, почему…

Когда…?

Может…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

Будет…?

В чем различие…?

Мог ли…?

Предположите, что будет, если…?

Как звали…?

Что, если…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Алгоритм написания синквейна Синквейн 1-я строка. 2-я строка. Кто? Что? Какой? 3-я строка. 1 существительное 2 прилагательных. Что делает? 4-я строка. Что автор думает о теме? 5-я строка. 3 глагола. Фраза. Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное

Алгоритм написания синквейна

Синквейн

1-я строка.

2-я строка.

Кто? Что?

Какой?

3-я строка.

1 существительное

2 прилагательных.

Что делает?

4-я строка.

Что автор думает о теме?

5-я строка.

3 глагола.

Фраза.

Кто? Что? (Новое звучание темы)

1 существительное

Л.Петрушевская «Как ангел»  Ангелина,   Непонятая и чистая,  Отталкивает, пугает, притягивает.  Лёгкий пух, подхваченный ветром.   Злодейка-судьба.  Юля Самойлова  Ангел,   Чистый и невинный,  Чувствует, бережёт и спасает.   Божественный дар —   Ветер.  Валерия Тарасова  И.Бунин «Роман горбуна»  Горбун, Одинокий, ранимый, Страдает, мечтает, ждёт. Беспощаден кто-то к человеку.  Жизнь.  Александр Чукин

Л.Петрушевская «Как ангел»

Ангелина, Непонятая и чистая, Отталкивает, пугает, притягивает. Лёгкий пух, подхваченный ветром. Злодейка-судьба. Юля Самойлова

Ангел, Чистый и невинный, Чувствует, бережёт и спасает. Божественный дар — Ветер. Валерия Тарасова

И.Бунин «Роман горбуна»

Горбун,

Одинокий, ранимый,

Страдает, мечтает, ждёт.

Беспощаден кто-то к человеку.

Жизнь.

Александр Чукин

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»     Наш урок подошёл  к концу, и я хочу сказать ...

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»  

Наш урок подошёл  к концу, и я хочу сказать ...

  • Мне больше всего удалось ...
  • Я могу себя похвалить за…
  • Я могу похвалить одноклассников за...
  • Меня удивило…
  • Для меня было открытием то, что ...
  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…
  • На будущее я учту…
Заключение

Заключение

Образовательные результаты

Образовательные результаты

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • способность брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
Технология РКМЧП на уроках в начальной школе помогает формировать в детях: самостоятельность, коммуникативность, толерантность, мобильность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, самореализоваться и социализироваться в современном мире.

Технология РКМЧП на уроках в начальной школе помогает формировать в детях:

  • самостоятельность,
  • коммуникативность,
  • толерантность,
  • мобильность,
  • умение адаптироваться к сложившейся ситуации,
  • ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности,
  • самореализоваться и социализироваться в современном мире.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» способствует формированию ключевых (базовых) компетентностей учащихся:

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

способствует формированию ключевых (базовых) компетентностей учащихся:

  • информационной
  • социокультурной
  • коммуникативной
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»   (по Л.Б. Прокофьевой) Решает задачи:

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (по Л.Б. Прокофьевой)

Решает задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Автор: Потапова Инна Валерьевна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389459

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Технология развития критического мышления через чтение и письмо  при обучении русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhiiarazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismopriobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "297080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456140327"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(159) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "104789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402757802"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Развитие критического мышления  через чтение и письмо  на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-1"
    ["file_id"] => string(6) "229502"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441743137"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения»."
    ["seo_title"] => string(181) "mastier-klass-primienieniie-form-mietodov-i-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-pozvoliaiushchikh-povysit-kachiestvo-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "304779"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457789480"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Мастер-класс "Технология  развития критического мышления через чтение и письмо  на первой ступени обучения" "
    ["seo_title"] => string(126) "mastier-klass-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-piervoi-stupieni-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150043"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420387501"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства