"Развитие критического мышления через чтение и письмо"
"Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Современное образование имеет в своем арсенале много традиционных и инновационных педагогических технологий. Одной из них является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Технология развития критического мышления разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и в настоящее время реализуется в 29 странах мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие критического мышления через чтение и письмо"»
Проектная работа по технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальных классах
Сегодня выпускник школы ХХI века должен:
Понимать научную картину;
иметь навыки поисково-исследовательской творческой деятельности;
уметь самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
у 60% первоклассников встречается несформированность речи;
преобладающее число младших школьников, неуспевающих по русскому языку, испытывают специфические трудности в овладении письмом вследствие речевых нарушений;
30% учащихся образовательных учреждений имеют семантическую дислексию (у них сформирована техника чтения, но они не понимают смысла чтения).
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья»
Вопросы:
Как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул к творчеству?
Чему я хочу научить своих учеников?
Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций учащихсяначальной школы
Кто владеет информацией,
тот владеет Миром…
У. Черчилль
Цели проектной работы:
Определить роль технологии РКМЧП в развитии ключевых компетенций младших школьников
Задачи проектной работы:
Познакомить с теоретическими аспектами технологии РКМЧП;
Раскрыть особенности построения урока в технологии РКМЧП;
Разработать модель урока по технологии РКМЧП.
Глава 1. Теория технологии
Критическое мышление–
направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.
Цель:развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Параметры критического мышления:
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Идеи технологии РКМЧП
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием ключевых компетенций.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»(по Л.Б. Прокофьевой)
7. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.
8. Ответы на поставленные вопросы.
Инсерт –
маркировка текста на полях значками по мере его чтения.
Делает зримым процесс накопления информации
«V» – уже знал
«+» – новое
«-» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы.
Инсерт
При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу:
В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой сцветнымстержнем.
«V»
Уже знал
«+»
«-»
новое
«?»
Думал иначе
Есть вопросы, не понял
Чтение с остановками
Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Кластер («гроздь», « пучок», «созвездие») –
выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Эссе, сочинение-рассуждение
Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю.
Беспощаден кто-то к человеку? (По рассказу И.Бунина «Роман горбуна»)
Чем мне понравилось и запомнился рассказ Л.Петрушевской «Как ангел»?
Страна по имени… (По рассказу Л.Петрушевской «Страна»)