Просмотр содержимого документа
«Презентация. Музеи Московского Кремля. VІІ глава. Благовещенский собор»
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. VІІ ГЛАВА.
ЛЕТОПИСЬ
1484 г. По велению великого князя Ивана III заложили
Новый трехглавый каменный собор.
1484-1489 г.г. Артель псковских мастеров возвела каменный храм
на месте разобранной за ветхостью церкви Благовещения XIV
века. Системой переходов папертей собор связали с дворцовым
комплексом. Для государевой казны соорудили Казенный двор.
1489 г. Митрополит Геронтий освятил собор в честь Благовещения
Пресвятой Богородицы.
1508 г. Великий князь Василий Иванович повелел расписать храм
фресками и изготовить драгоценные оклады на иконы.
1547 г. во время пожара погибло все убранство собора. Росписи и
иконы позже восстановили.
1562-1564 г.г. По указу Ивана Грозного собор значительно
перестроили. На углах галерей возвели четыре одноглавые церкви
приделы и надстроили еще две глухие главки. Собор стал
девятиглавым. Клавы и крышу покрыли золоченой медью. С этого
времени храм стали называть «златоверхим».
1697 г. В соборе провели большие работы по воссозданию
стенописи в древнем стиле.
1895 г. По императорскому указу московские мастера изготовили
новую раму для иконостаса.
1918 г. В храме прекратились богослужения.
1960-е. Собор превращен в музей.
1993 г. Состоялось первое богослужение после 1918
года.
Благовещение с Акафистом в клеймах.
Храмовая икона, начало ХVІІ века
Жезказган, средняя школа № 3
Альмишева Ляззат Шайзаевна,
учитель казахского языка и литературы.
Архитектур собора соединяет элементы
раннемосковского и псковского зодчества,
проявляются в украшении световых
барабанов с щелевидными окнами
декоративными нишками и выложенными
из кирпича поясками бегунца и поребрика.
Стены декорированы аркатурным фризом.
Высоко на апсидах помещен поясок
балясин. Фасады храма членятся
лопатками на три части и завершаются
килевидными закомарами, что
свойственно раннемосковской
архитектуре. Стены четырех приделов
оформлены квадратными ширинками и
увенчаны небольшими кокошниками,
повторяющими форму закомар собора.
Приделы - небольшие бесстолпные
одноглавые церкви, в 1560-е годы построенные
на сводах галерей. Для укрепления стен арочные
проемы по углам были частично заложены, а на
закладках написаны образы античных
философов. Четыре приделы были освящены в
память Архангела Михаила (в XVII веке
переосвященного в память архангела Гавриила),
Входа в Иерусалим, Собора Богоматери и
великомученика Георгия. Георгиевский придел в
1822 году перестроили и преосвятили в память
Александра Невского – небесного покровителя
императора Александра I. Сохранились
иконостасы всех приделов с иконами XV-XIX
веков. Лучшие по сохранности памятники
представлены на выставке в южной галерее
собора.
Поясок балясин
Южное крыльцо
Декор южной галереи и крыльца сохранился в деталях обрамления окна и колонки с резьбой по белому камню середины XV века. Ствол и капитель колонки покрыты резным плоскостным растительным узором из крупных листьев аканта.
Медные врата – кованые двери выполнены в редкой технике золотой наводки по меди. На створках – изображения Благовещения, библейских пророков Аарона, Даниила, Моисея, Иакова и античных философов.
На стенах центрального барабана между окнами помещены фигуры ветхозаветных праотцев.
Кандило, середина XVIII века
Внутренне пространство храма невелико. Четыре массивных столпа делят его на три нефа. К восточным столпам примыкает иконостас. В западной части – хоры. Полы вымощены агатовидной яшмой.
В подклете – сводчатом помещении под центральной частью собора – открыта выставка «Археология Московского Кремля», на которой представлены наиболее ценные экспонаты, найденные в XIX-XX веках на территории Кремля.
Шестилучевая подвеска
Художественное убранство собора
складывалось на протяжении столетий.
Храм украшен фресками середины XVII
века, которые выполнены русскими
мастерами в ходе восстановительных
работ после пожара 1547 года. Кроме
традиционных образов на стенах редкие в
росписях русских церквей XVI века сцены
из Апокалипсиса. Изображения
иллюстрируют три основные темы:
события, происходящие на небе;
бедствия, постигшие землю, и борьбу
добра и зла. Многофигурные композиции
занимают северную, южную и западную стены и
своды под хорами. Преемственность власти
иллюстрируют образы византийских
императоров и русских князей.
Галереи-паперти первоначально окружали храм
со всех сторон. Парадная северо-западная
галерея часто использовалась во время
различных церемоний. На ее сводах –
уникальная композиция Древо Иессеево,
преставляющая родословную Христа.
Особенность программы росписи – обилие фигур
и изображения античных поэтов и философов:
Вергилия, Гомера, Плутарха. Южная галерея, к
которой была пристроена в XIX веке ризница,
соединяла храм с великокняжеским дворцом. На
галерею ведет высокое южное крыльцо,
украшенное резьбой. Восточная галерея не
сохранилась, она была разобрана вместе с
Казенной палатой в XIX веке. Над входом в
северную галерею находится образ Спаса
Нерукотворного, а в западной – ветхозаветная
Троица.
Западная галерея
Многоярусный иконостас собора – один из
древнейших, сохранившихся до наших дней. Он
включает почти сто икон, установленных в шесть рядов.
Иконы праздничного и деисусного рядов написаны в конце
XIV – начале XV веков. Существует гипотеза том, что в их
написанииучаствовали Феофан Грек и Андрей Рублев. На
иконах праздничного ряда изображены евангельские
события. Пророческий и праотеческий ряды иконостаса
были написаны после пожара 1547 года. В центре
иконостаса – серебряные позолоченные чеканные
Царские врата с образами Благовещения и четырех
евангелистов. Вторая справа от Царских врат – икона
Благовещение с клейками Акафиста на полях начала XVII
века соименна посвящению храма. Особенность нижнего
ряда иконостаса – наличие в нем постоянного места для
образа небесного покровителя царя. После смерти царя
эту икону уносили в Архангельский собор «ко гробу», а в
Благовещенский собор писали новый образ патрона
венчанного государя. В соборе сохранилась икона с
образами патронов Ивана V и Петра I. Иконы XIV-XVII
веков вставлены в золоченую латунную раму с эмалью и
слюдой, изготовленную мастерами московской фабрика
А.М. Постникова.
Западный портал из белого камня с двумя коринфскими колоннами украшен резным орнаментом. Высокий изящный светильник с огнем – символом вечности – поддерживают фигуры сфинксов.
Распятие, началоXV века
Благовещение, начало XV века
Иван IV Васильевич Грозный первый царь Руси с 1547 года. Провел ряд реформ, направленных на централизацию государства и укрепление его военной мощи. Продолжил работы по обустройству и украшению соборов Московского Кремля.
Иван III Васильевич великий князь московский с 1462 по 1505 год. Успешно проводил политику по объединению русских земель вокруг Москвы. Начал большое строительство в Московском Кремле.