Электронные формы учебников
Cт. методист Пилясова Г.И.
МБОУ ДПОС «Методический центр»
г. Саров
*
Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра,
а ветряную мельницу…
Шаг в виртуальность
Развитие ИКТ позволяет широко применять на уроках
электронные учебники, планшеты, ноутбуки
В соответствии с ФГОС
- Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход , позволяющий реализовать современные стратегии обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ)
*
Нормативное обоснование введения в образовательный процесс электронных форм учебников
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012. Статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
- Предоставляется возможность образовательным организациям применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ;
- Указывается необходимость создания информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы , совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
- 1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
- 2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами .
- 4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
- 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- 2) учебные пособия , выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Норма обеспеченности учебными изданиями
В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме , достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия , достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования
apkpro.ru
- По поручению Минобрнауки России ФГОАУ АПК и ППРО приступило к осуществлению функций организационно-методического координатора перехода общеобразовательных организаций на одновременное использование бумажных и электронных форм учебников и учебных пособий при реализации основных образовательных программ и запускает «горячую линию» (информация на сайте apkpro.ru).
- В том числе, в 2015 году АПК и ППРО предусматривается проведение серии семинаров-совещаний во всех федеральных округах Российской Федерации».
Взаимодействие по внедрению ЭФУ
Общее понятие «электронный учебник»
это специальное устройство либо программное обеспечение, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник
+
- простота использования электронного учебника учениками,
- повышение у школьников мотивации и интереса к работе с учебным предметом
ВИДЫ ЭЛЕКТРОННОГО КОНТЕНТА
- Копия бумажного учебника в электронном виде . Не несет в себе никакого нового функционала по сравнению с бумажными учебниками, за исключением того, что все книги помещаются в 1 планшет вместо рюкзака с 6-8 книгами.
- Копия бумажного учебника в электронном виде + гиперссылки на внешние объекты – страницы, ролики, интерактивные задания. В основном для дополнительных материалов использовался Flash, что проводит к проблемам с использованием на планшетах
- Полноценный интерактивный учебник с мультимедийными материалами и заданиями . Формат предполагает возможность использования на любых платформах и операционных системах
С 2015г.обязательное условие для включения учебника в ФП - наличие электронной формы
Приказ Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559 г. Москва «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…»
- Наличие электронной формы учебника является обязательным требованием для учебника, включенного в Федеральный перечень
Что такое ЭФУ?
- Вводится понятие электронной формы учебника:
- электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника,
- содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки,
- расширяющие и дополняющие содержание учебника
( определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559)
Функции ЭФУ
- … реализует возможность создания пользователем заметок, закладок, а также возможность оперативного перехода к ним»
- … поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме»
- … содержит средства контроля и самоконтроля»
- … функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети Интернет (за исключением внешних ссылок) … работать в режимах онлайн /оффлайн
- … может быть воспроизведена на трех или более операционных системах
- ..должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное
Чем ЭФУ отличается от электронных приложений к печатным учебникам?
- Электронное приложение к печатному учебнику — это набор обособленных электронных объектов, чаще всего не имеющих точной содержательной привязки к материалу учебника и дополняющих этот материал. Использование электронного приложения не является обязательным.
- В отличие от электронного приложения, ЭФУ — это полноценный учебник, включающий в себя электронные образовательные ресурсы (ЭОР ), которые дополняют и расширяют основной учебный материал
Наименования ЭОР
- Текст
- Иллюстрация
- Слайд-шоу
- Тренажер
- КИМ
- Интерактив
- Анимация
- Видео
- Аудио
- Гиперссылка
Требования к электронному учебнику
Требования к уровню ИКТ-умений и навыков учителей
- Базовая компьютерная грамотность : умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, программами для подготовки презентаций.
- Работа с файлами : приемы выполнения файловых операций, организация информационной среды как файловой системы, ввод-вывод информации, установка и удаление приложений.
- Умение работать в сети Интернет : навигация и поиск информации, загрузка и сохранение данных, создание и использование электронных почтовых ящиков, общение в сети на профессиональные темы.
- Подготовка методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью.
- Знания правовых аспектов использования Интернета в образовании:
УК РФ, Закон РФ «Об авторском праве», федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене» и т.д.
Бумажный или электронный?
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»:
- Использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений;
- Одновременно с учебником в бумажной форме должна приобретаться электронная форма учебника;
- К учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника.
- Электронная форма учебника может приобретаться как в комплекте с печатным учебником, так и самостоятельно.
Перечень нормативных документов по использованию электронных учебников
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы
- Об использовании в образовательном процессе электронных учебников .
Поручение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012г. Протокол № ОГ-П8-105пр. Поручение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № П8-58410
- «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 сентября 2013 г. N 1047 г. Москва
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
Сан-Пин, ГОСТЫ
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
- ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды, термины и определения.
- ГОСТ 7.82-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.
- ГОСТ 7.83-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
- ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.
- ГОСТ Р 52657-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов.
- ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы . Общие положения.
- ГОСТ Р 53625-2009. Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход.
Как можно приобрести ЭФУ?
Продавец (издательство):
- Заказ электронных форм учебников напрямую у издательства (для юридических лиц);
- Покупка у партнера издательства - агрегатора (для юридических и физических лиц)
Покупатель:
- Региональные и муниципальные органы управления образованием,
образовательные организации всех типов;
- Родители школьников и другие физические лица
Принципы поставки:
- Доступ к ЭФУ: на 1 год (3 года, 5 лет)
- Синхронизация на нескольких устройствах;
- Возможность установки на школьные и личные устройства учащихся и педагогов
- Возможность ознакомиться с demo-версией по предмету перед покупкой комплекта ЭФУ
Кто такой «агрегатор»?
- Агрегатор – это организация, которая предоставляет пользователям доступ к ЭФУ, выпущенным различными издательствами.
Все вопросы закупки и технической поддержки пользователей находятся в ведении агрегатора, с которым образовательная организация заключила договор на предоставление услуг по работе с ЭФУ.
Как правило, агрегатор также предоставляет оболочку (компьютерную программу) для работы с выбранными ЭФУ.
ЭФУ под оболочками разных АГРЕГАТОРОВ
Всю необходимую техническую поддержку пользователям ЭФУ оказывают агрегаторы – организации, обеспечивающие доступ пользователей к ЭФУ различных издательств.
Издательство + агрегатор
Издательство…
- Как провести урок?
- Как организовать исследовательскую и проектную деятельность? Как повысить мотивацию с использованием ЭФУ?
- Как использовать информационные и интерактивные ресурсы ЭФУ?
- Как составить поурочное планирование?
Агрегатор:
- Как запустить и организовать работу платформы?
- Как выдать учебники школьникам?
- Как контролировать срок и количество лицензий?
- Что делать при переходе ребенка в другую школу?
- Куда обращаться, если возникли технические сложности ?
Актуальные проблемы
- Наличие, доступность и вариативность учебников в электронной форме.
- Доступность и надежность пользовательских устройств
- Слабое развитие вспомогательной инфраструктуры в учебных заведениях
– точки для зарядки устройств, интернета, точки доступа wi-fi
возможность управления устройствами в классе.
- Вместе с учебником в электронной форме должны создаваться и электронные УМК,
позволяющие вести полноценное преподавание.
- Должна быть реализована стыковка с LMS (электронные дневники).
- Ограниченность бюджетов при одновременной закупке учебников в бумажной и электронной формах.
- Отсутствие опыта создания и использования массового электронного контента,
отработанных процессов по его реализации, доставке и контролю.
- Отсутствие опыта по контролю массового использования цифровых устройств в школе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !