kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к докладу "Критическое мышление и способы его формирования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу "Критическое мышление и способы его формирования" эпиграф к презентации:

"Умеющие мыслить умеют задавать вопросы" Э. Кинг

"Учитель должен думать о том чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования должен пробуждать в ученике стремление к образованию" Я.А. Коменский

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу "Критическое мышление и способы его формирования" »

Мысль в подарок…  Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.       Э. Кинг

Мысль в подарок…

Умеющие мыслить умеют

задавать вопросы.

Э. Кинг

Технология критического мышления  (ТКРМ)

Технология критического мышления (ТКРМ)

Услышал – забыл посмотрел -запомнил сделал - понял.

Услышал – забыл

посмотрел -запомнил

сделал - понял.

«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».  Я.А. Коменский

«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».

Я.А. Коменский

Ключевой тезис всей технологии критического мышления: “ Конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности

Ключевой тезис всей технологии критического мышления:

Конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности

Критическое мышление –  это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода  к окружающему его информационному полю .

Критическое мышление –

это один из видов интеллектуальной

деятельности человека, который

характеризуется высоким уровнем

восприятия, объективности подхода

к окружающему его информационному полю .

Критическое мышление — это:

Критическое мышление — это:

  • способность ставить новые, полные смысла вопросы ;
  • вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;
  • принимать независимые продуманные решения .
Критически мыслящий человек задает вопросы:

Критически мыслящий человек задает вопросы:

  • Что я знаю?
  • Что я узнал нового?
  • Как изменились мои знания?
  • Где я буду применять мои знания?
Цель применения технологии развития критического мышления:  Развитие мыслительных навыков студентов, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения) .

Цель применения технологии развития критического мышления:

Развитие мыслительных навыков студентов, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения) .

Трёхфазовая структура урока:   Вызов  Осмысление (реализация)

Трёхфазовая структура урока:

  • Вызов

  • Осмысление (реализация)

  • Рефлексия
Вызов  Цели:

Вызов

Цели:

  • Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
  • Активизация деятельности учащихся. 
  • Формирование мотивации на учебную деятельность.
  • Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.
Вызов  Приемы:

Вызов

Приемы:

  • «Мозговой штурм» 
  • Прогнозирование
  • Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания) 
  • Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
  • Корзина идей
  • Кластер
  • Таблица «З–Х–У»
Осмысление (реализация)  Цели:

Осмысление (реализация)

Цели:

  • Получение обучаемыми нового знания.
  • Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым. 
  • Освоение способа работы с информацией. 
  • Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.
Осмысление (реализация) Чтение текста с маркировкой по методу insert; Выделение ключевых слов подчёркиванием;  Таблица «З–Х–У»  Приемы:

Осмысление (реализация)

  • Чтение текста с маркировкой по методу insert;
  • Выделение ключевых слов подчёркиванием;
  • Таблица «З–Х–У»

Приемы:

Рефлексия  Цели:

Рефлексия

Цели:

  • Присвоение нового знания.
  • Создание целостного представления о предмете изучения.
  • Постановка новых целей в учебной деятельности.
  • Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.
Рефлексия  Приемы:

Рефлексия

Приемы:

  • Творческая работа – синквейн
  • Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
  • Ведение дневника
  • Достраивание кластера из ключевых слов
  • Перепутанные логические цепи
  • … .
Функции трех фаз технологии  развития критического мышления    Вызов    Мотивационная       (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Осмысление содержания     Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)     Информационная (получение новой информации по теме) Рефлексия    Коммуникационная  (бесконфликтный обмен мнениями)   Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)   Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)   Информационная (приобретение нового знания)    Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)   Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,    оценка процесса)

Функции трех фаз технологии

развития критического мышления  

Вызов

  Мотивационная       (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Осмысление содержания

   Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

    Информационная (получение новой информации по теме)

Рефлексия

  Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  Информационная (приобретение нового знания)

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,   оценка процесса)

Приемы ТКРМ:

Приемы ТКРМ:

  • Корзина идей
  • Пересказ наперебой
  • Свободное письмо
  • Авторское кресло
  • Синквейн
  • Взаимоопрос
  • Лови ошибку
  • Верю - не верю

Приемы ТКРМ:

Кластеры

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила :

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

треугольник

Приемы ТКРМ: Кластеры

Приемы ТКРМ:

  • Кластеры

Приемы ТКРМ: Инсерт (чтение с пометками)

Приемы ТКРМ:

Инсерт (чтение с пометками)

  • «V» - информация мне известна
  • «+» - узнал что-то новое
  • «--» - противоречит тому, что знаю; думал иначе, не согласен
  • «?» - хочу узнать подробнее

Приемы ТКРМ:

Прием “Я уже знаю”

 

Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме

Обеспечение включения каждого студента в учебный процесс

Время выполнения: 7-8 минут

Описание приема .

Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу индивидуально.

2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

 

3 этап . 2-4 минуты. “Сброс идей в корзину”. Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие –не повторять то, что уже было сказано другими.

В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Приемы ТКРМ:  Прием “Лови ошибку” Время выполнения: 5-6 минут Описание приема. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Приемы ТКРМ:

Прием “Лови ошибку”

Время выполнения: 5-6 минут

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Приемы ТКРМ: «Зигзаг»:  1. Деление на группы (обучение будет более успешным, если количество слушателей в группах будет совпадать с количеством групп: 3 группы по 3 человека, 4 группы по 4 человека и т.д.). Перед группой ставится задача: совместное создание текста, в группе определяются основные ключевые идеи (опорные понятия, примерный план сценария и т.п.) будущего текста.  2. Переход в новые группы. Каждая новая группа работает с отдельным текстом, в котором отражается материал, являющийся частью изучаемой темы.  3. После работы над текстом во временной группе возобновляется работа в домашних группах, теперь в каждой такой группе есть специалист по отдельному аспекту изучаемой темы. Происходит создание общего текста в группе, при этом каждый привносит в коллективную работу свои специфические знания, таким образом, реализуется идея взаимообучения слушателей. Данная стратегия на наш взгляд как нельзя лучше подходит для формирования умения создавать коллективные гипертексты .

Приемы ТКРМ:

«Зигзаг»:

1. Деление на группы (обучение будет более успешным, если количество слушателей в группах будет совпадать с количеством групп: 3 группы по 3 человека, 4 группы по 4 человека и т.д.). Перед группой ставится задача: совместное создание текста, в группе определяются основные ключевые идеи (опорные понятия, примерный план сценария и т.п.) будущего текста.

2. Переход в новые группы. Каждая новая группа работает с отдельным текстом, в котором отражается материал, являющийся частью изучаемой темы.

3. После работы над текстом во временной группе возобновляется работа в домашних группах, теперь в каждой такой группе есть специалист по отдельному аспекту изучаемой темы. Происходит создание общего текста в группе, при этом каждый привносит в коллективную работу свои специфические знания, таким образом, реализуется идея взаимообучения слушателей.

Данная стратегия на наш взгляд как нельзя лучше подходит для формирования умения создавать коллективные гипертексты .

Приемы ТКРМ:  Мозговая атака 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений.  Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Приемы ТКРМ:

Мозговая атака

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Приемы ТКРМ: Перепутанные логические цепочки В а р и а н т « а » : Модификация приема « Ключевые термины » . Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально « перепутанной » логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии « рефлексии » учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность. В а р и а н т « б » : На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

Приемы ТКРМ:

Перепутанные логические цепочки

В а р и а н т « а » : Модификация приема « Ключевые термины » . Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально « перепутанной » логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии « рефлексии » учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

В а р и а н т « б » : На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

Приемы ТКРМ:  « З-Х-У » ( « Знаю – Хочу знать – Узнал » ) Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики « Знаю » , « Хочу узнать » . 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу « Узнали » . 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы –  « источники информации » , « что осталось не раскрыто » . Знаю Хочу узнать Узнал

Приемы ТКРМ:

« З-Х-У » ( « Знаю Хочу знать Узнал » )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики « Знаю » , « Хочу узнать » .

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу « Узнали » .

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – « источники информации » , « что осталось не раскрыто » .

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Приемы ТКРМ: Взаимоопрос  Один из способов работы в парах. Используется на стадии « осмысления » . Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Приемы ТКРМ:

Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии « осмысления » . Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Приемы ТКРМ: Субъект преступления

Приемы ТКРМ:

Субъект преступления

  • Дай определение.
  • Сравни с чем-нибудь.
  • Назови признаки.
  • Проанализируй (виды субъектов).
  • Примени это.
  • Приведи примеры.
Приемы ТКРМ: “ Плюс – минус – интересно(?) ” . Данный прием используется на стадии осмысления, В графу “ + ” записываются все факты, элементы текста уже известные ученику или вызвавшие у него положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “ интересно ” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. В конце работы можно провести обсуждение спорных вопросов. Это один из приемов активной работы с текстом. “ +”   “–” “ ?”    

Приемы ТКРМ:

Плюс минус интересно(?) .

Данный прием используется на стадии осмысления,

В графу “ + ” записываются все факты, элементы текста уже известные ученику или вызвавшие у него положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “ интересно ” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается.

В конце работы можно провести обсуждение спорных вопросов. Это один из приемов активной работы с текстом.

“ +”

 

“–”

“ ?”

 

 

Приемы ТКРМ : Синквейн  (от англ. «путь мысли»или от французского «пять»)

Приемы ТКРМ : Синквейн

  • (от англ. «путь мысли»или от французского «пять»)

  • 1 строка - 1 существительное (тема)
  • 2 строка - 2 прилагательных (описывающие признаки и свойства выбранного предмета)
  • 3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
  • 4 строка – фраза из 4-х слов (отношение к теме)
  • 5 строка - 1 слово – резюме (синоним темы)
Например:

Например:

  • Ответственность Процессуальная, уголовная. Настигает, ограничивает, заставляет. За все поступки нужно отвечать. Последствия.
  • Закон Нужный и обязательный. Регулируют, сдерживают помогают. Бережет каждого человека. Ограничение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Презентация к докладу "Критическое мышление и способы его формирования"

Автор: Шмелькова Галина Николаевна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Доклад на тему: "Проектная деятельность для учащихся" "
    ["seo_title"] => string(62) "doklad-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-dlia-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "137113"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417271918"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Информационная карта инновационного педагогического опыта "
    ["seo_title"] => string(67) "informatsionnaia-karta-innovatsionnogho-piedaghoghichieskogho-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "175714"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424293732"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад на тему " Информационно-коммуникационные технологий обучения на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(89) "dokladnatiemuinformatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiiobuchieniianaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "282105"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453646358"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства