Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Стратегическая цель - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.
Цели имеют три уровня
Отражающие вклад предмета в формирование научной картины мира
Отражающие приобретение школьникамизнаний и умений
Отражающие возможности географиив воспитании и развитии учащихся
Новая концепция предмета «география»
Изменились цели предмета.
Место в учебном плане.
Основная задача – интеграция школьной географии в единый предмет.
Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем
Предметные результаты освоения ООП основного общего образования
Предметная область общественно-научные предметы включает изучение курсов:
История России. Всеобщая история
Обществознание
География
История России. Всеобщая история:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Обществознание:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Характерные черты системы школьного географического образования
На первый план в содержании географического образования выходит системно - деятельностный подход
Проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России: 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы
Обострение проблемы социального сиротства : число детей сирот возросло на 75%
Высокий уровень детской преступности
Кризис семьи: 29% детей рождаются в незарегистрированных браках
Кризис патриотизма За последние 15 лет обесценились такие понятия как «долг», «совесть», «нравственность» и «патриотизм»
Более 70% молодых людей не желают служить в армии
Рост заболеваний детей
Новообразованиями – на 26%
Болезнями крови – на 32%
Нервной системы – на 12%
Системы кровообращения – на 10%
Мочеполовой системы – на 20%
Врожденными аномалиями – на 20%
Учебное время изучения географии в условияхФГОС ООО
Учебный год = учебное время + каникулярное время
Учебное время во 2 — 11-х классах составляет 34 - 36 недель, что прописывается в Уставе образовательного учреждения (ст. 13 ФЗ "Об образовании")
Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательнымучреждением
Обучение географии должно быть личностно–ориентированным.
Комплексный подход к построению содержания географии
Практическая направленность
Учебное географическое пространство в условияхФГОС ООО
Географическая образовательная среда
Пространственно-предметный компонент
(кабинет географии, средства обучения географии)
Технологический компонент
(содержание, методы, формы обучения)
Социальный компонент
(взаимодействие учеников, педагогов, родителей)
музеи, театры, библиотеки
внешняя
внутренняя
урочная деятельность
внеурочная деятельность
УДОД
общественные организации
Учебное географическое пространство в условияхФГОС ООО
Учебное географическое пространство в условияхФГОС ООО
Психолого-физиологические особенности детей младшего подросткового возраста
Способы решения проблемы адаптации учащихся к новому учебному пространству
создание условий, соответствующих возрасту, для развития самооценки, различных форм рефлексии;
разнообразие форм совместной учебной деятельности, формирование умений осуществлять проектную деятельность;
выработка более гибкой и широкой системы оценивания
переход из начальной в основную школу
новые пространственно-временные условия
отсутствие социального опыта в новых условиях
возникновение различных фобий, девиантное поведение, замедление процесса развития детей
Литература
Примерные программы по учебным предметам. Гео- П76 графия. 5—9 классы: проект. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011. —
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011..
Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием. От 24.11.2011 № МД – 1552/03 Министерство образования и науки РФ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерство образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010
Нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Пояснительная записка
География — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся: целостное, комплексное восприятие мира и социально значимые качества личности
Общая характеристика учебного предмета
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному
Результаты обучения
Метапредметные
5-7классы
8-9 классы
Регулятивные
Познавательные
Учебно-информационные
Учебно-логические
Коммуникативные
Содержание основного общего образования по учебному предмету
Например,
География Земли (не менее 102 ч)Раздел 1. Источники географической информации (не менее 12 часов)
Тематическое планирование
Темы, входящие в данный раздел программы
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Раздел 1. Источники географической информации
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч.)
1.Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия
2.Выдающиеся географические открытия. 3.Современный этап научных географических исследований
Древняя география и географы. Направления развития географии в Древнем мире и эпоху Средних веков. Искусство создания карт. Путешествия и открытия X. Колумба, Ф. Магеллана, Ф. Дрейка, русских землепроходцев. Результаты и значение великих географических открытий
Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. Наносить на контурную карту маршруты путешествий
Исследования материков и океанов в XVI11—XXI веках. Новые экспедиции и географические открытия. Переход от открытия новых земель к их детальному изучению. Изучение северной полярной области Земли. Современный этап научных географических исследований
Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических исследований
Учебное время изучения географии в условияхФГОС ООО
5 класс
6 класс
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч.)
Введение. Географическое познание нашей планеты(6 ч.)
Земля как планета Солнечной системы (4 ч.)
Изображение земной поверхности (12 ч.)
перераспределение основных структурных элементов курса (разделов, тем) по двум годам обучения с учётом образовательных возможностей пяти- и шестиклассников
Геосферы Земли
Литосфера (8 ч.)
Литосфера (5 ч.)
Атмосфера (6 ч.)
Атмосфера (4 ч.)
Гидросфера (2 ч.)
Водная оболочка Земли (7 ч.)
Биосфера и почвенный покров (1 ч.)
Биосфера (6 ч.)
Географическая оболочка Земли (1 ч.)
ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК
Линии учебников:
«Вентана –Граф»;
«Баласс»;
«Просвещение»( две линии «Сфера» и «Полярная звезда»);
«Дрофа»;
«Русское слово»;
«Мнемозина».
Рекомендовано
№962-966
ФГОС ООО
География
«География» 5-9 классы
Линия учебно-методических комплектов
Под общ. ред. В.П. Дронова
Содержание учебников реализует идею формирования географической культуры учащихся, целостного представления об окружающем мире.
В основе создания учебников лежит гуманистическая и культурологическая парадигма развивающего обучения, а методологией служит комплексный подход, т.е. переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированным курсам.
В линии учебников осуществляется важнейшая идея новой концепции школьной географии – реализация практической направленности учебного предмета, формирование ключевых компетенций школьников.
39=5-10
Система учебников «Алгоритм успеха»
Учебное время изучения географии в условияхФГОС ООО
5 класс
§ 1. География — одна из наук
о планете Земля
Географические объекты — памятники Всемирного природного и культурного наследия
Ключевская Сопка – самый высокий вулкан на полуострове Камчатка
http://www.irport.ru/
Скала Шаманка – символ Байкала и главная достопримечательность острова Ольхон
Учебное время изучения географии в условияхФГОС ООО
5 класс
§ 1. География — одна из наук
о планете Земля
ШКОЛА ГЕОГРАФА–СЛЕДОПЫТА
Почувствуйте себя древним географом!
Постройте модель, то есть уменьшенное изображение земной поверхности, с помощью которой можно наглядно представить, как территория Древнего Египта освещалась Солнцем в один и тот же момент времени. Благодаря подобным наблюдениям, Эратосфен определил размеры Земли
эмоционально яркая учебная деятельность
Эратосфéн Кирéнский
Учебное время изучения географии в условияхФГОС ООО
5 класс
§ 1. География — одна из наук
о планете Земля
Для построения модели нам потребуются 1) карта Древнего Египта (картон 20 см60 см), 2) деревянные палочки (2 шт., длиной 8–10 см), 3) пластилин, 4) линейка, 5) карандаш, 6) настольная лампа (на случай пасмурной погоды), 7) дневник «Географа-следопыта»
Положите карту Древнего Египта на столе в горизонтальном положении. Закрепите на ней с помощью пластилина две деревянные палочки в вертикальном положении (одна обозначает Александрию, вторая – Сиену).
эмоционально яркая учебная деятельность
Учебное время изучения географии в условияхФГОС ООО
5 класс
§ 1. География — одна из наук
о планете Земля
ВидеоГеография
Eratosthenes, the Brilliant Scientist of Antiquity
Эратосфен, директор Александрийской библиотеки, один из самых великих математиков, астрономов и географов в истории.
http://www.youtube.com/watch?v=T4kxwZeUdGQ
КОСМОС. 1 - Берега космического океана (3 из 4).
Научно-популярная передача про Вселенную почти на всех уровнях, а также про историю нашего знакомства с ней. 1980 год. Карл Саган, Энн Драйан и Стивен Сотер.
http :// www . youtube . com / watch ? v = iuYxLncwQUQ
эмоционально яркая учебная деятельность
Содержание «Начального курса географии»,
в полной мере отвечающего ФГОС ООО,
требует дальнейшей научно-методической разработки…
УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО С УЧЕБНИКАМИ ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» !