Преподавание географии в соответствии с требованиями нового стандарта образования
Преподавание географии в соответствии с требованиями нового стандарта образования
· Компоненты содержания школьной географии сохранились практически без изменений. Относительно новыми понятиями можно считать такие понятия как «природно-хозяйственные зоны», «человеческий капитал», «производственный капитал». Новизна стандарта касается не столько содержания предмета, сколько подходов к организации учебно-образовательного процесса в целом в урочное и внеурочное время, изменения роли ученика и учителя в этом процессе, качества используемых учебно-методических комплексов. Наряду с предметными компетенциями новый стандарт требует больше внимания уделять формированию у учащихся навыков универсальных учебных действий, ИКТ - компетенций, приемов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. ФГОС – это, безусловно, шаг в сторону дальнейшего развития образования. Но при этом много вопросов вызывает готовность школы к переходу на новые стандарты. Наибольшие проблемы, на наш взгляд, заключается и в создании необходимых финансовых, материально-технических условий. Требует больших усилий и материальных вложений система подготовки педагогических кадров, способных создать необходимую информационно-образовательную среду и эффективно работать в этой среде по подготовке современных школьников, способных к творческому труду и постоянному самообразованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преподавание географии в соответствии с требованиями нового стандарта образования »
Преподавание географии
в соответствии с требованиями
нового стандарта образования
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – веление времени.
Положительно в ФГОС следующее:
ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.
Это поворот от «школы знаний» к «школе умений». Именно поэтому в основе реализации стандарта лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
Преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной и основной школы.
ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования – формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. Цель школьной географии имеет три уровня: 1) формирование научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности. Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деления предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, то есть изучается географическая среда, в которой живет человек.
География стала относиться к общественно-научным предметам. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая. Операционная часть знаний – это те приемы и способы деятельности, выработанные у школьника и определяющие уровень его готовности к решению различных задач (в познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др. сферах деятельности).
Сейчас перед учителем географии стоит иная методическая задача. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности и т.д. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.
В соответствии с новым учебным планом изучение географии начинается с 5 класса. При этом наиболее важными психолого-педагогическими условиями, на наш взгляд, являются учет преемственности содержания курсов «Окружающий мир» и «География», учет возрастного уровня и уровня развития учащихся, при отборе содержания и методов обучения. Современные пятиклассники готовы к активной познавательной деятельности и самостоятельному решению учебных задач. Они родились и живут в новой информационной среде и обучаются и развиваются быстрее своих сверстников прошлого века. Эти особенности важно учитывать, планируя учебно-образовательную деятельность учащихся этого возраста.
Информационно-методические условия предусматривают формирование необходимой информационной среды образовательного учреждения и наличие, поддерживаемых данной средой, современных учебно-методических комплексов. С каждым годом, все большее значение в составе современных учебно-методических комплексах, играет электронная составляющая. Подготовлены электронные приложения к учебникам, интерактивные электронные карты, методические разработки по проведению практических и самостоятельных работ. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках требует от учителя ИКТ-компетентности и владения новыми педагогическими технологиями, позволяющими добиться более высокого образовательного эффекта. Метапредметные требования к реализации основной образовательной программы, заложенные в ФГОС, предусматривают формирование умений работать с электронными источниками информации, проводить учебно-исследовательскую и проектную деятельность и выполнять другие универсальные учебные действия (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями готовит выпускников школ к самостоятельному обучению и саморазвитию в условиях современного информационного общества.
В настоящее время по географии подготовлены и проведены через экспертизу 9 линий школьных учебников с 5 по 9 классы. Уровень и качество созданных на базе этих учебников учебно-методических комплексов (УМК) сильно различаются. Можно назвать УМК состоящие из большого количества компонентов (до восьми составляющих) и при этом должная связь между этими компонентами по последовательности изучения, методике и содержанию отсутствует. Думается, что использовать при обучении такое количество компонентов крайне затруднительно для учителя, ибо каждый предлагаемый компонент КОМПЛЕКСА (учебник, тетрадь, тренажёр и т.д.) имеет конкретное место в учебном процессе, выполняет конкретную задачу, находится в точном соответствии с поставленной учителем целью, хотя изначально ставилась цель облегчить его работу. Выбор учителем УМК (если он возможен в наших условиях) должен быть осознанным, с пониманием всех плюсов и минусов, а не случайным или под влиянием административного ресурса, как это часто бывает. Знакомство учителей с содержанием современных УМК и его возможностями организации деятельности на уроках, является важной задачей системы повышения квалификации и методистов по предметам.
При изучении географии в соответствии с требованиями нового стандарта, подготовке рабочих программ по предмету, необходимого тематического планирования, постановке целей и задач учителю важно понимать особенности ФГОС, связанные с структурированием и отбором содержания. Основные компоненты содержания представлены в фундаментальном ядре содержания общего образования («Фундаментальное ядро содержания общего образования» М. Просвещение 2011 г., стр. 21-24), требованиях к предметным результатам реализации основной образовательной программы («Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», М. Просвещение 2011 г., стр. 14) и планируемых результатах освоения учебных программ («Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», М. Просвещение 2011 г., см. стр.61-66).
На основе требований ФГОС подготовлены примерная программа по географии, рабочие программы, ориентированные на конкретные линии школьных учебников по географии. Учитель географии может использовать эти наработки и внести в них изменения в объеме 30% вариативной части учебного плана. Рассмотрим более подробно указанные выше компоненты содержания (представлены в виде обобщенной схемы см. презентацию к данной статье).
Содержание географического образования конкретезируется в основной образовательной программе основного общего образования в виде требований к предметным результатам. Рассмотрим эти компоненты содержания более подробно.
Требования к предметным результатам по географии (требования сформулированы в сокращенном и обобщенном виде):
1. Понимание роли географических знаний в решении практических задач природопользования 2. Формирование географического мышления на основе использования территориального подхода и осознания целостности и многообразия окружающего мира 3. Формирование представлений об изменении природных и социально- экономических процессов и явлений в пространстве и во времени 4. Овладение навыками количественных и качественных характеристик компонентов географической среды 5. Овладениями основами картографической грамотности и умениями использовать географическую карту как одним из языков международного общения 6. Получение навыков нахождения, обработки и использования географической информации для решения учебных и практических задач, презентации полученных результатов 7. Овладение навыками использования географических знаний для объяснения и оценки наблюдаемых природных и социально-экономических явлений и процессов, для правильного поведения в условиях стихийных природных явлений и техногенных катастроф 8. Формирование представлений о причинах возникновения и способах решения экологических проблем, умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Таким образом, можно проследить, как основные компоненты содержания школьной географии из фундаментального ядра находят свое отражение в требованиях к предметным результатам и планируемых результатах освоения программы по предмету. При этом планируемые результаты даны на двух уровнях освоения. На первом уровне усвоения учащиеся должны научиться, а на втором уровне они получат возможность научиться, но могут этой возможностью и не воспользоваться. При подготовке тематического планирования и планирования уроков, при формулировке целей и задач урока важно начинать уже сейчас ориентироваться на требования к результатам и планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООПООО). Собственно каждое из представленных требований помогает сформулировать образовательные цели к изучаемым темам программы и конкретным урокам в ходе их предварительного планирования.
Содержание школьного географического образования включается и в основную образовательную программу образовательного учреждения (ООПОУ). Содержание в программе образовательного учреждения представлено в виде планируемых результатах обучения .
Планируемые результаты освоения ООПООО* (примеры приведены в сокращенном виде по основным разделам программы и взяты из примерной основной образовательной программы образовательного учреждения):
Источники географической информации
Научатся: (1 уровень.) использовать источники для извлечения необходимой информации Получат возможность научиться: (2 уровень.) моделировать объекты и явления с помощью компьютерных программ
Природа Земли и человек
1 ур. Проводить измерения температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направлений и скорости течения водных потоков. 2 ур. Использовать знания по географии в повседневной жизни
Население Земли
1 ур. Сравнивать население отдельных регионов и стран 2 ур. Самостоятельно проводить исследования связанные с изучением населения по разным источникам информации
Материки, океаны и страны
1 ур. Оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах конкретных территорий 2 ур. Объяснять закономерности размещения населения и хозяйства территорий в зависимости от природных и социально-экономических факторов
Особенности географического положения России
1 ур. Оценивать особенности влияния географического положения на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения 2 ур. Прогнозировать изменение географического положения страны во времени.
*Необходимо понимать, что планируемые результаты освоения программы 1 уровня – обязательны и контролируются.
Природа, население, хозяйство
1 ур. Оценивать состояние, давать характеристику направлениям развития природно - хозяйственного комплекса страны 2 ур. Прогнозировать перспективы социально – экономического развития страны и состояние природных ресурсов в условиях рыночной экономики
Районы страны
1 ур. Объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны 2 ур. Проводить самостоятельные исследования географических особенностей региона на основе различных источников информации
Россия в современном мире 1 ур. Оценивать роль и место России в мире по основным показателям качества жизни и уровню социально-экономического развития 2 ур. Оценивать возможности России в решении социально-экономических проблем и повышения качества жизни и уровня культуры населения.
Дальнейшая конкретизация и расширение содержания происходит при составлении примерной и рабочей (авторской) программ по географии, которые в соответствии с требованиями ФГОС должны иметь: -пояснительную записку с указанием целей обучения; -общую характеристику предмета; - определение места географии в учебном плане; - планируемые результаты ( личностные, предметные, метапредметные); - содержание предмета по темам; - тематическое планирование с указанием деятельности учащихся.
Основные компоненты содержания примерной программы по географии могут быть представлены в следующем виде.
Программа по географии (основные компоненты содержания)
География Земли (источники географической информации, развитие географических знаний, глобус, план местности, географическая карта, географические методы)
Природа Земли и человек (Земля-планета Солнечной системы, земная кора и литосфера, рельеф, атмосфера, гидросфера, биосфера, почва, географическая оболочка)
Население Земли (заселение Земли, расы, численность населения, размещение населения, народы и религии мира, хозяйственная деятельность населения, городское и сельское население,
Материки, океаны и страны (Современный облик Земли, географические закономерности , природа, население и хозяйство отдельных материков и стран
География России (географическое положение, границы, история освоения и изучения, административно-территориальное устройство)
Природа России (геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, климат и климатические ресурсы; внутренние воды и водные ресурсы; почвы и почвенные ресурсы; растительный и животный мир, биологические ресурсы; природно-хозяйственные зоны)
Население России ( численность, состав, народы и религии, размещение, миграции, человеческий капитал)
Хозяйство России ( отраслевая и территориальная структура, производственный капитал, отрасли и межотраслевые комплексы, факторы размещения предприятий, сфера услуг)
Районы России ( природно-хозяйственное районирование, крупные регионы и районы, Россия в мире) Анализ представленного содержания дает возможность сделать вывод об его относительной устойчивости во времени. Компоненты содержания школьной географии сохранились практически без изменений. Относительно новыми понятиями можно считать такие понятия как «природно-хозяйственные зоны», «человеческий капитал», «производственный капитал». Новизна стандарта касается не столько содержания предмета, сколько подходов к организации учебно-образовательного процесса в целом в урочное и внеурочное время, изменения роли ученика и учителя в этом процессе, качества используемых учебно-методических комплексов. Наряду с предметными компетенциями новый стандарт требует больше внимания уделять формированию у учащихся навыков универсальных учебных действий, ИКТ - компетенций, приемов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. ФГОС – это, безусловно, шаг в сторону дальнейшего развития образования. Но при этом много вопросов вызывает готовность школы к переходу на новые стандарты. Наибольшие проблемы, на наш взгляд, заключается и в создании необходимых финансовых, материально-технических условий. Требует больших усилий и материальных вложений система подготовки педагогических кадров, способных создать необходимую информационно-образовательную среду и эффективно работать в этой среде по подготовке современных школьников, способных к творческому труду и постоянному самообразованию.