Просмотр содержимого документа
«"Особенности организации образовательной деятельности с учетом модальности восприятия информации обучающимися"»
«Особенности организации образовательного пространства с учетом модальности восприятия информации учащимися»
ВАКШИНА СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, студент 37 группы «МПК»
Актуальность
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
Введение:
Наше поведение берет начало в неврологических процессах:
видения, слушания, обоняния, вкуса, осязания.
Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, мы извлекаем «смысл» из информации и затем руководствуемся им.
При этом учитывая особенности модальности .
Что же такое модальность?
МОДАЛЬНОСТЬ
- принадлежность канала восприятия к определенной сенсорной системе;
Ведущая модальность — тот канал восприятия, запоминания, мышления, который человек использует как преимущественный.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ
Типология:
В зависимости от того, какой из каналов восприятия лучше развит, люди делятся на:
визуалов (В) - людей, воспринимающих большую часть информации с помощью зрения;
аудиалов (A ) - тех, кто в основном получает информацию через слуховой канал;
кинестетиков (K) - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
А нужно ли это учителю???
Учителю следует непременно учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся и в процессе обучения и воспитания формировать у них умения как можно более объективно отражать окружающий мир. А для этого необходимо знать, кто пред вами. Если вы знаете, какая ведущая система восприятия мира у вашего собеседника, то вам будет легче найти с ним общий язык, вы сможете выбрать те формы, методы и приемы, которые помогут творческому ребенку развиваться наиболее продуктивно.
используют слова, преувеличивающие описываемые события;
запоминают посредством мышечной памяти;
обладают хорошей координацией движений;
часто наклоняются вперёд;
при общении стоят близко, касаясь людей.
При обучении:
использовать жесты, прикосновения;
медленно излагать материал;
предлагать задания, связанные с практической деятельностью;
отбивать ритм рукой или ногой;
иногда стоять во время урока или отвечать сидя.
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом ведущей модальности учащихся.
Первый этап – целеполагание – предполагает:
для аудиалов – устную постановку цели;
визуалов – письменную;
для кинестетов – выделение цели из созданной проблемной ситуации.
Третий этап – закрепление
Для аудиалов - устное решение задачи.
Для визуалов - письменное решение задач.
Для кинестетов – отработка практических навыков.
Замечания ученикам на языке модальности:
визуалу – покачать головой или погразить пальцем;
аудиалу – сказать
шёпотом: «Ш-ш-ш»,
«Потише»;
кинестетику – легко прикоснуться к плечу.
На перемене:
Визуал: чаще всего остается в классе , если большинство учеников из него выходит . Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы . Но ему могут помешать шумные диалоги аудиало в или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
ОБЩЕНИЕ на «его языке»
- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия , используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
ТЕСТ «Кто ты? Визуал, аудиал или кинестетик?
Разделитесь на пары.
Первая часть теста состоит в наблюдении
за движением глаз. Ответьте на вопрос:
«Как бы вы хотели провести отпуск?».
А теперь проследите, в какую сторону вы отвели глаза, прежде чем начали отвечать. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы формирует человек: визуальные, аудиальные или кинестетические.
ТЕСТ «Кто ты? Визуал, аудиал или кинестетик?
1. Если взгляд направлен наверх , то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал.
2. Если взгляд направлен вниз , то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик .
3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо , без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал .
Задание «Кто пришел к вам?»
Работа в группах.
Перед вами достаточно много советов. Ваша задача – выбрать те из них, которые касаются детей вашей команды.