Исследования и их роль в практической деятельности
Исследования и их роль в практической деятельности
Данная презентация является частью курса учебной дисциплины "Основы исследовательской деятельности" (40 часов - аудиторных) для студентов СПО и содержит общую характеристику типов исследования с примерами применения в сфере управления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследования и их роль в практической деятельности»
Урок 1.4
Раздел 1. Основные понятия научно-исследовательской деятельности
Тема 1.1. Исследования и их роль в практической деятельности человека
логический словарь-справочник
Н.И. Кондакова
Исследование - процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества
философский словарь
Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности
Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в:
а) распознавании проблем и ситуаций;
б) определении их происхождения;
в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Примеры ситуаций, требующих различных типов исследования
Ситуация
Интервьюирование служащих в отделе, компании, группе компаний и т.д. с целью выявления их мотивации к повышению производительности труда (то есть может ли быть сформулирована проблема для исследования?)
Тип исследования
изучаю
щий
Описание способов поощрения служащих и методов, используемых для оценки их производительности труда
описательный
Примеры ситуаций, требующих различных типов исследования
Ситуация
Анализ взаимозависимости поощрений и производительности труда служащих
Тип исследования
аналитичес
кий
Прогноз относительно того, какие составляющие компенсационного пакета должны быть изменены, чтобы изменилась производительность труда служащих (канцелярских работников)
прогрозный
Основные различия между дедуктивным и индуктивным исследовательскими подходами
Дедукция выделяет:
научные принципы
Индукция выделяет:
тестирование теории, движение от теории к данным
достижение понимания значений и смысла, которые люди придают событиям
разработку теории
необходимость объяснить причинную связь между переменными
ясное понимание контекста исследования
Основные различия между дедуктивным и индуктивным исследовательскими подходами
Дедукция выделяет:
сбор количественных данных, применение контроля для обеспечения обоснованности данных
Индукция выделяет:
сбор качественных данных
четко структурированный подход, операционализацию концепций для обеспечения четкости определений
более гибкую структуру, чтобы сделать возможными изменения основных исследовательских вопросов по мере продвижения исследования
Основные различия между дедуктивным и индуктивным исследовательскими подходами
Дедукция выделяет:
независимость исследователя от объекта исследования
Индукция выделяет:
понимание факта, что исследователь является частью процесса исследования
необходимость выборки существенного размера для обобщения выводов
меньшую заинтересованность в обобщениях
Фундаментальное и прикладное исследование в бизнесе
Фундаментальное исследование
Расширить знание о процессах в бизнесе и управлении
Заканчивается разработкой универсальных принципов в отношении процесса и его взаимосвязи с результатом, полученным при завершении процесса
Полученные данные важны и значимы для общества в целом
Цель
Прикладное исследование
Улучшить понимание конкретных бизнес или управленческих проблем
Заканчивается решением проблемы
Новое знание ограничено рамками проблемы
Полученные данные имеют практическую направленность и значимы для менеджера(ов) организации(й)
Фундаментальное и прикладное исследование в бизнесе
Фундаментальное исследование
Предпринято людьми «от науки»
Выбор тем и целей (задач) определен исследователем
Гибкая временная шкала
Содержание
Прикладное исследование
Предпринято людьми как от науки, так и от бизнеса
Цели и задачи согласованы с организацией
Сжатые сроки проведения
Характеристика исследования
Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (па-пример, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
Характеристика исследования
Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.
Характеристика исследования
Потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.
Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов па проведение исследования и результатов, полученных от него.
Упражнение на обстоятельства:
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?