kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер - класс "Приёмы исследовательской деятельности как средство развития критического мышления обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс

«Приёмы исследовательской деятельности  на уроках литературы      как  средство развития критического мышления обучающихся»

Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей русского языка и литературы  и учителей, занимающихся исследовательской работой по предмету. На занятии демонстрируются приёмы проблемной, исследовательской и интегрированных технологий обучения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами вспомним приёмы проблемно – поисковой  деятельности, которые нередко используем в своей работе с детьми.

Рассчитывать на то, что  материал запомнится и усвоится обучающимися,  мы можем  лишь тогда, когда они непосредственно участвуют в  деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Посвятить занятие хотелось бы событию, которому в этом году исполнилось  100 лет - вступлению Российской империи в Первую мировую войну, которую современники именовали Великой Войной или Второй Отечественной.

Сегодня мы будем использовать следующие этапы работы над формированием исследовательских способностей:

выбор темы;

составление плана исследования;

сбор материала;

обобщение материала;

презентация материалов исследования.

1. Выбор темы

Для того чтобы начать исследование, необходимо выявить проблему, которую можно и хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

Перед Вами распечатки стихотворения Э. Багрицкого «Полководец», которое было написано в 1916 году. На автора повлияли события Первой мировой войны (1914-1918 гг.), в которой участвовала Россия. Своим стихотворением Багрицкий выражает протест против бессмысленных кровопролитий в начале двадцатого века. Давайте его прочитаем:

Э. Багрицкий

Стихотворение «Полководец».

                                   1

За пыльным золотом тяжелых колесниц

Летящих к пурпуру слепительных поножий

Курчавые рабы, с натертой салом кожей,

Проводят под уздцы нубийских кобылиц.

И там, где бронзовым закатом сожжены

Кроваво-красных гор обрывистые склоны.

Проходят медленно тяжелые слоны,

Влача в седой пыли расшитые попоны.

                                    2

Свирепых воинов сзывают в бой рога;

И вот они ползут, прикрыв щитами спины.

По выжженному дну заброшенной стремнины

К раскинутым шатрам – становищу врага.

 

Но в тихом лагере им слышен хрип трубы.

Им видно, как орлы взнеслись над легионом.

Как внутренний закат на бронзовые лбы,

Льет медь и киноварь потоком раскаленным.

                                       3

Ржавеет густо кровь на лезвиях мечей.

Стекает каплями со стрел, пронзивших спины.

И трупы бледные сжимают комья глины

Кривыми пальцами с огрызками ногтей.

Но молча он застыл на выжженной горе.

Как на воздвигнутом веками пьедестале.

И профиль сумрачный сияет на заре.

Как будто выбитый на огненной медали.

                                                                               1916 год.

Давайте выберем тему исследования  произведения.

На  историческом примере  (одни  учёные считают, что в произведении представлена борьба карфагенского войска во главе с Ганнибалом, другие уверены в том, что это вымысел автора, и  образ главного героя является  собирательным) Э. Багрицкий рассуждает  о необходимости выработки сильного характера, воли, мужества, свойственных истинным  воинам.

Исторический персонаж  дан во всех его противоречивых качествах: мужественность и неоправданная жестокость, талант и  холоднокровие.  Ясно одно, что война – это страшная катастрофа, калечащая души людей и бессмысленно уносящая  их жизни.

Роль полководца, военачальника всегда нелегка, ответственна. Тема исследования – роль  личности (её стратегического  ума, характера, воли) в  войне (на примере произведения Э. Багрицкого)

Определим цель исследования.

Цель исследования: проследить на примере произведения Э. Багрицкого хронику  исторического события и определить, что это  песнь (ода) во славу великого полководца или  порицание   суровости и холоднокровия военачальника, принесшего  на алтарь победы жизни людей.

Задачи:

  • раскрыть авторский замысел и историческую правдивость отраженных в произведении событий;
  • анализировать художественно-выразительные средства (метафоры, сравнения,  эпитеты, стилистические фигуры),  помогающие раскрыть образ главного героя;
  • подготовиться  к выступлению на  научно – практической конференции

2. Составление плана исследования

1. Тема   произведения

2. Жанр  и композиция стихотворения

3. Образ главного героя

4. Художественно-выразительные средства

5. Проблематика произведения, его место в творчестве поэта,  литературном и историческом процессе.

3. Приёмы исследования, применяемые в работе:

подумать самостоятельно;

спросить у другого человека;

посмотреть в книгах, учебной и справочной литературе;

посмотреть по телевизору;

получить информацию в сети Интернет;

провести эксперимент;

связаться со специалистом.

В нашем случае мы воспользовались приёмами: посмотреть в книгах (справочники, энциклопедии на столах), получить информацию в сети Интернет, провести эксперимент (раздаточный материал с репродукциями картин и историческими справками).

4.Сбор материала

Работа в группах (пять групп, в соответствии с пунктами плана). Собранные сведения  необходимо записать, чтобы затем рабочие группы смогли обменяться полученной информацией.

5.Обобщение материала

Необходимо кратко изложить на бумаге основные тезисы, сформулировать выводы и рассказать об этом коллегам. Все предложенные мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны.

Выступающим необходимо:

дать определения основным литературоведческим понятиям, используемым в исследовании;

классифицировать основные, исторические явления и события;

ранжировать основные идеи исследования;

сделать выводы по результатам исследования;

указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления;

подготовить текст выступления;

приготовить тексты, иллюстрации, презентации;

подготовиться к ответам на вопросы.

6.Презентация материалов исследования.

Моделирование выступления на   научно – практической конференции:

     В стихотворении показана страшная правда кровавых событий  далеких лет   (одни исследователи считают, что описано одно из исторических событий, происходивших в период завоевания Римской республикой стран Средиземноморья во 2 веке до нашей эры, другие уверены в том, что полководец  не   имеет имени,  нет также названия и даты битвы). Творческое воображение разбудило в Багрицком  неутомимую жажду познания мира, истории,  и мы ясно ощущаем авторское стремление к предельно сильному, значительному.  Колоритная фигура древности предстала в истинном облике, и читателей  не может не трогать сила, мужество, храбрость, доблесть полководца, его  военный талант, находчивость ума, быстрота и верность взглядов.  Полководец зорко наблюдает за битвой, правда,  иногда он кажется излишне  суровым, холодным, расчётливым.  Но такова война. Такова его тактика ведения боя.  

Из силы и героизма полководца  складывается для автора образец нетленной красоты человека. Для Багрицкого - это идеал на века.  С этими жизненными ценностями  Багрицкий жил, на них воспитывал сына – Всеволода Багрицкого, поэта, отдавшего свою жизнь за родину в годы Великой Отечественной войны. Об этом говорил Багрицкий своим студентам, начинающим молодым поэтам, когда читал в МГУ на литфаке лекции по литературе и филологии. Этот романтический мотив юности, проникнутый мужеством, отвагой пройдет через всё творчество поэта, поведёт его на самые трудные рубежи, чтобы,   обращаясь к прошлому,  говорить о бессмысленности захватнических войн.

7. Рефлексия. Приём рефлексии «Цепочка пожеланий». Предлагается по цепочке обратиться к коллегам с пожеланиями по итогам взаимодействия, передавая из рук в руки Георгиевскую ленточку – символ Победы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Приёмы исследовательской деятельности как средство развития критического мышления обучающихся" »

Мастер-класс

«Приёмы исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития критического мышления обучающихся»

Автор: Щёлокова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Восход Балашовского района Саратовской области

Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей русского языка и литературы и учителей, занимающихся исследовательской работой по предмету. На занятии демонстрируются приёмы проблемной, исследовательской и интегрированных технологий обучения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами вспомним приёмы проблемно – поисковой деятельности, которые нередко используем в своей работе с детьми.

Рассчитывать на то, что материал запомнится и усвоится обучающимися, мы можем лишь тогда, когда они непосредственно участвуют в деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Посвятить занятие хотелось бы событию, которому в этом году исполнилось 100 лет - вступлению Российской империи в Первую мировую войну, которую современники именовали Великой Войной или Второй Отечественной.

Сегодня мы будем использовать следующие этапы работы над формированием исследовательских способностей:

выбор темы;

составление плана исследования;

сбор материала;

обобщение материала;

презентация материалов исследования.

1. Выбор темы

Для того чтобы начать исследование, необходимо выявить проблему, которую можно и хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

Перед Вами распечатки стихотворения Э. Багрицкого «Полководец», которое было написано в 1916 году. На автора повлияли события Первой мировой войны (1914-1918 гг.), в которой участвовала Россия. Своим стихотворением Багрицкий выражает протест против бессмысленных кровопролитий в начале двадцатого века. Давайте его прочитаем:

Э. Багрицкий

Стихотворение «Полководец».

1

За пыльным золотом тяжелых колесниц

Летящих к пурпуру слепительных поножий

Курчавые рабы, с натертой салом кожей,

Проводят под уздцы нубийских кобылиц.


И там, где бронзовым закатом сожжены

Кроваво-красных гор обрывистые склоны.

Проходят медленно тяжелые слоны,

Влача в седой пыли расшитые попоны.

2

Свирепых воинов сзывают в бой рога;

И вот они ползут, прикрыв щитами спины.

По выжженному дну заброшенной стремнины

К раскинутым шатрам – становищу врага.


Но в тихом лагере им слышен хрип трубы.

Им видно, как орлы взнеслись над легионом.

Как внутренний закат на бронзовые лбы,

Льет медь и киноварь потоком раскаленным.

3

Ржавеет густо кровь на лезвиях мечей.

Стекает каплями со стрел, пронзивших спины.

И трупы бледные сжимают комья глины

Кривыми пальцами с огрызками ногтей.

Но молча он застыл на выжженной горе.

Как на воздвигнутом веками пьедестале.

И профиль сумрачный сияет на заре.

Как будто выбитый на огненной медали.

1916 год.

Давайте выберем тему исследования произведения.

На историческом примере (одни учёные считают, что в произведении представлена борьба карфагенского войска во главе с Ганнибалом, другие уверены в том, что это вымысел автора, и образ главного героя является собирательным) Э. Багрицкий рассуждает о необходимости выработки сильного характера, воли, мужества, свойственных истинным воинам.

Исторический персонаж дан во всех его противоречивых качествах: мужественность и неоправданная жестокость, талант и холоднокровие. Ясно одно, что война – это страшная катастрофа, калечащая души людей и бессмысленно уносящая их жизни.

Роль полководца, военачальника всегда нелегка, ответственна. Тема исследования – роль личности (её стратегического ума, характера, воли) в войне (на примере произведения Э. Багрицкого)

Определим цель исследования.

Цель исследования: проследить на примере произведения Э. Багрицкого хронику исторического события и определить, что это песнь (ода) во славу великого полководца или порицание суровости и холоднокровия военачальника, принесшего на алтарь победы жизни людей.

Задачи:

  • раскрыть авторский замысел и историческую правдивость отраженных в произведении событий;

  • анализировать художественно-выразительные средства (метафоры, сравнения, эпитеты, стилистические фигуры), помогающие раскрыть образ главного героя;

  • подготовиться к выступлению на научно – практической конференции

2. Составление плана исследования

1. Тема произведения

2. Жанр и композиция стихотворения

3. Образ главного героя

4. Художественно-выразительные средства

5. Проблематика произведения, его место в творчестве поэта, литературном и историческом процессе.

3. Приёмы исследования, применяемые в работе:

подумать самостоятельно;

спросить у другого человека;

посмотреть в книгах, учебной и справочной литературе;

посмотреть по телевизору;

получить информацию в сети Интернет;

провести эксперимент;

связаться со специалистом.

В нашем случае мы воспользовались приёмами: посмотреть в книгах (справочники, энциклопедии на столах), получить информацию в сети Интернет, провести эксперимент (раздаточный материал с репродукциями картин и историческими справками).

4.Сбор материала

Работа в группах (пять групп, в соответствии с пунктами плана). Собранные сведения необходимо записать, чтобы затем рабочие группы смогли обменяться полученной информацией.

5.Обобщение материала

Необходимо кратко изложить на бумаге основные тезисы, сформулировать выводы и рассказать об этом коллегам. Все предложенные мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны.

Выступающим необходимо:

дать определения основным литературоведческим понятиям, используемым в исследовании;

классифицировать основные, исторические явления и события;

ранжировать основные идеи исследования;

сделать выводы по результатам исследования;

указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления;

подготовить текст выступления;

приготовить тексты, иллюстрации, презентации;

подготовиться к ответам на вопросы.

6.Презентация материалов исследования.

Моделирование выступления на научно – практической конференции:

В стихотворении показана страшная правда кровавых событий далеких лет (одни исследователи считают, что описано одно из исторических событий, происходивших в период завоевания Римской республикой стран Средиземноморья во 2 веке до нашей эры, другие уверены в том, что полководец не  имеет имени, нет также названия и даты битвы). Творческое воображение разбудило в Багрицком неутомимую жажду познания мира, истории, и мы ясно ощущаем авторское стремление к предельно сильному, значительному. Колоритная фигура древности предстала в истинном облике, и читателей не может не трогать сила, мужество, храбрость, доблесть полководца, его военный талант, находчивость ума, быстрота и верность взглядов. Полководец зорко наблюдает за битвой, правда, иногда он кажется излишне суровым, холодным, расчётливым. Но такова война. Такова его тактика ведения боя.

Из силы и героизма полководца складывается для автора образец нетленной красоты человека. Для Багрицкого - это идеал на века. С этими жизненными ценностями Багрицкий жил, на них воспитывал сына – Всеволода Багрицкого, поэта, отдавшего свою жизнь за родину в годы Великой Отечественной войны. Об этом говорил Багрицкий своим студентам, начинающим молодым поэтам, когда читал в МГУ на литфаке лекции по литературе и филологии. Этот романтический мотив юности, проникнутый мужеством, отвагой пройдет через всё творчество поэта, поведёт его на самые трудные рубежи, чтобы, обращаясь к прошлому, говорить о бессмысленности захватнических войн.

7. Рефлексия. Приём рефлексии «Цепочка пожеланий». Предлагается по цепочке обратиться к коллегам с пожеланиями по итогам взаимодействия, передавая из рук в руки Георгиевскую ленточку – символ Победы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Щёлокова Ольга Александровна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства