Мастер - класс "Приёмы исследовательской деятельности как средство развития критического мышления обучающихся"
Мастер - класс "Приёмы исследовательской деятельности как средство развития критического мышления обучающихся"
Мастер-класс
«Приёмы исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития критического мышления обучающихся»
Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей русского языка и литературы и учителей, занимающихся исследовательской работой по предмету. На занятии демонстрируются приёмы проблемной, исследовательской и интегрированных технологий обучения.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами вспомним приёмы проблемно – поисковой деятельности, которые нередко используем в своей работе с детьми.
Рассчитывать на то, что материал запомнится и усвоится обучающимися, мы можем лишь тогда, когда они непосредственно участвуют в деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Посвятить занятие хотелось бы событию, которому в этом году исполнилось 100 лет - вступлению Российской империи в Первую мировую войну, которую современники именовали Великой Войной или Второй Отечественной.
Сегодня мы будем использовать следующие этапы работы над формированием исследовательских способностей:
выбор темы;
составление плана исследования;
сбор материала;
обобщение материала;
презентация материалов исследования.
1. Выбор темы
Для того чтобы начать исследование, необходимо выявить проблему, которую можно и хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.
Перед Вами распечатки стихотворения Э. Багрицкого «Полководец», которое было написано в 1916 году. На автора повлияли события Первой мировой войны (1914-1918 гг.), в которой участвовала Россия. Своим стихотворением Багрицкий выражает протест против бессмысленных кровопролитий в начале двадцатого века. Давайте его прочитаем:
Э. Багрицкий
Стихотворение «Полководец».
1
За пыльным золотом тяжелых колесниц
Летящих к пурпуру слепительных поножий
Курчавые рабы, с натертой салом кожей,
Проводят под уздцы нубийских кобылиц.
И там, где бронзовым закатом сожжены
Кроваво-красных гор обрывистые склоны.
Проходят медленно тяжелые слоны,
Влача в седой пыли расшитые попоны.
2
Свирепых воинов сзывают в бой рога;
И вот они ползут, прикрыв щитами спины.
По выжженному дну заброшенной стремнины
К раскинутым шатрам – становищу врага.
Но в тихом лагере им слышен хрип трубы.
Им видно, как орлы взнеслись над легионом.
Как внутренний закат на бронзовые лбы,
Льет медь и киноварь потоком раскаленным.
3
Ржавеет густо кровь на лезвиях мечей.
Стекает каплями со стрел, пронзивших спины.
И трупы бледные сжимают комья глины
Кривыми пальцами с огрызками ногтей.
Но молча он застыл на выжженной горе.
Как на воздвигнутом веками пьедестале.
И профиль сумрачный сияет на заре.
Как будто выбитый на огненной медали.
1916 год.
Давайте выберем тему исследования произведения.
На историческом примере (одни учёные считают, что в произведении представлена борьба карфагенского войска во главе с Ганнибалом, другие уверены в том, что это вымысел автора, и образ главного героя является собирательным) Э. Багрицкий рассуждает о необходимости выработки сильного характера, воли, мужества, свойственных истинным воинам.
Исторический персонаж дан во всех его противоречивых качествах: мужественность и неоправданная жестокость, талант и холоднокровие. Ясно одно, что война – это страшная катастрофа, калечащая души людей и бессмысленно уносящая их жизни.
Роль полководца, военачальника всегда нелегка, ответственна. Тема исследования – роль личности (её стратегического ума, характера, воли) в войне (на примере произведения Э. Багрицкого)
Определим цель исследования.
Цель исследования: проследить на примере произведения Э. Багрицкого хронику исторического события и определить, что это песнь (ода) во славу великого полководца или порицание суровости и холоднокровия военачальника, принесшего на алтарь победы жизни людей.
Задачи:
раскрыть авторский замысел и историческую правдивость отраженных в произведении событий;
анализировать художественно-выразительные средства (метафоры, сравнения, эпитеты, стилистические фигуры), помогающие раскрыть образ главного героя;
подготовиться к выступлению на научно – практической конференции
2. Составление плана исследования
1. Тема произведения
2. Жанр и композиция стихотворения
3. Образ главного героя
4. Художественно-выразительные средства
5. Проблематика произведения, его место в творчестве поэта, литературном и историческом процессе.
3. Приёмы исследования, применяемые в работе:
подумать самостоятельно;
спросить у другого человека;
посмотреть в книгах, учебной и справочной литературе;
посмотреть по телевизору;
получить информацию в сети Интернет;
провести эксперимент;
связаться со специалистом.
В нашем случае мы воспользовались приёмами: посмотреть в книгах (справочники, энциклопедии на столах), получить информацию в сети Интернет, провести эксперимент (раздаточный материал с репродукциями картин и историческими справками).
4.Сбор материала
Работа в группах (пять групп, в соответствии с пунктами плана). Собранные сведения необходимо записать, чтобы затем рабочие группы смогли обменяться полученной информацией.
5.Обобщение материала
Необходимо кратко изложить на бумаге основные тезисы, сформулировать выводы и рассказать об этом коллегам. Все предложенные мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны.
Выступающим необходимо:
дать определения основным литературоведческим понятиям, используемым в исследовании;
классифицировать основные, исторические явления и события;
ранжировать основные идеи исследования;
сделать выводы по результатам исследования;
указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления;
подготовить текст выступления;
приготовить тексты, иллюстрации, презентации;
подготовиться к ответам на вопросы.
6.Презентация материалов исследования.
Моделирование выступления на научно – практической конференции:
В стихотворении показана страшная правда кровавых событий далеких лет (одни исследователи считают, что описано одно из исторических событий, происходивших в период завоевания Римской республикой стран Средиземноморья во 2 веке до нашей эры, другие уверены в том, что полководец не имеет имени, нет также названия и даты битвы). Творческое воображение разбудило в Багрицком неутомимую жажду познания мира, истории, и мы ясно ощущаем авторское стремление к предельно сильному, значительному. Колоритная фигура древности предстала в истинном облике, и читателей не может не трогать сила, мужество, храбрость, доблесть полководца, его военный талант, находчивость ума, быстрота и верность взглядов. Полководец зорко наблюдает за битвой, правда, иногда он кажется излишне суровым, холодным, расчётливым. Но такова война. Такова его тактика ведения боя.
Из силы и героизма полководца складывается для автора образец нетленной красоты человека. Для Багрицкого - это идеал на века. С этими жизненными ценностями Багрицкий жил, на них воспитывал сына – Всеволода Багрицкого, поэта, отдавшего свою жизнь за родину в годы Великой Отечественной войны. Об этом говорил Багрицкий своим студентам, начинающим молодым поэтам, когда читал в МГУ на литфаке лекции по литературе и филологии. Этот романтический мотив юности, проникнутый мужеством, отвагой пройдет через всё творчество поэта, поведёт его на самые трудные рубежи, чтобы, обращаясь к прошлому, говорить о бессмысленности захватнических войн.
7. Рефлексия. Приём рефлексии «Цепочка пожеланий». Предлагается по цепочке обратиться к коллегам с пожеланиями по итогам взаимодействия, передавая из рук в руки Георгиевскую ленточку – символ Победы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Приёмы исследовательской деятельности как средство развития критического мышления обучающихся" »
Мастер-класс
«Приёмы исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития критического мышления обучающихся»
Автор: Щёлокова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Восход Балашовского района Саратовской области
Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей русского языка и литературы и учителей, занимающихся исследовательской работой по предмету. На занятии демонстрируются приёмы проблемной, исследовательской и интегрированных технологий обучения.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами вспомним приёмы проблемно – поисковой деятельности, которые нередко используем в своей работе с детьми.
Рассчитывать на то, что материал запомнится и усвоится обучающимися, мы можем лишь тогда, когда они непосредственно участвуют в деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Посвятить занятие хотелось бы событию, которому в этом году исполнилось 100 лет - вступлению Российской империи в Первую мировую войну, которую современники именовали Великой Войной или Второй Отечественной.
Сегодня мы будем использовать следующие этапы работы над формированием исследовательских способностей:
выбор темы;
составление плана исследования;
сбор материала;
обобщение материала;
презентация материалов исследования.
1.Выбор темы
Для того чтобы начать исследование, необходимо выявить проблему, которую можно и хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.
Перед Вами распечатки стихотворения Э. Багрицкого «Полководец», которое было написано в 1916 году. На автора повлияли события Первой мировой войны (1914-1918 гг.), в которой участвовала Россия. Своим стихотворением Багрицкий выражает протест против бессмысленных кровопролитий в начале двадцатого века. Давайте его прочитаем:
Э. Багрицкий
Стихотворение «Полководец».
1
За пыльным золотом тяжелых колесниц
Летящих к пурпуру слепительных поножий
Курчавые рабы, с натертой салом кожей,
Проводят под уздцы нубийских кобылиц.
И там, где бронзовым закатом сожжены
Кроваво-красных гор обрывистые склоны.
Проходят медленно тяжелые слоны,
Влача в седой пыли расшитые попоны.
2
Свирепых воинов сзывают в бой рога;
И вот они ползут, прикрыв щитами спины.
По выжженному дну заброшенной стремнины
К раскинутым шатрам – становищу врага.
Но в тихом лагере им слышен хрип трубы.
Им видно, как орлы взнеслись над легионом.
Как внутренний закат на бронзовые лбы,
Льет медь и киноварь потоком раскаленным.
3
Ржавеет густо кровь на лезвиях мечей.
Стекает каплями со стрел, пронзивших спины.
И трупы бледные сжимают комья глины
Кривыми пальцами с огрызками ногтей.
Но молча он застыл на выжженной горе.
Как на воздвигнутом веками пьедестале.
И профиль сумрачный сияет на заре.
Как будто выбитый на огненной медали.
1916 год.
Давайте выберем тему исследования произведения.
На историческом примере (одни учёные считают, что в произведении представлена борьба карфагенского войска во главе с Ганнибалом, другие уверены в том, что это вымысел автора, и образ главного героя является собирательным) Э. Багрицкий рассуждает о необходимости выработки сильного характера, воли, мужества, свойственных истинным воинам.
Исторический персонаж дан во всех его противоречивых качествах: мужественность и неоправданная жестокость, талант и холоднокровие. Ясно одно, что война – это страшная катастрофа, калечащая души людей и бессмысленно уносящая их жизни.
Роль полководца, военачальника всегда нелегка, ответственна. Тема исследования – роль личности (её стратегического ума, характера, воли) в войне (на примере произведения Э. Багрицкого)
Определим цель исследования.
Цель исследования: проследить на примере произведения Э. Багрицкого хронику исторического события и определить, что это песнь (ода) во славу великого полководца или порицание суровости и холоднокровия военачальника, принесшего на алтарь победы жизни людей.
Задачи:
раскрыть авторский замысел и историческую правдивость отраженных в произведении событий;
анализировать художественно-выразительные средства (метафоры, сравнения, эпитеты, стилистические фигуры), помогающие раскрыть образ главного героя;
подготовиться к выступлению на научно – практической конференции
2. Составление плана исследования
1. Тема произведения
2. Жанр и композиция стихотворения
3. Образ главного героя
4. Художественно-выразительные средства
5. Проблематика произведения, его место в творчестве поэта, литературном и историческом процессе.
3. Приёмы исследования, применяемые в работе:
подумать самостоятельно;
спросить у другого человека;
посмотреть в книгах, учебной и справочной литературе;
посмотреть по телевизору;
получить информацию в сети Интернет;
провести эксперимент;
связаться со специалистом.
В нашем случае мы воспользовались приёмами: посмотреть в книгах (справочники, энциклопедии на столах), получить информацию в сети Интернет, провести эксперимент (раздаточный материал с репродукциями картин и историческими справками).
4.Сбор материала
Работа в группах (пять групп, в соответствии с пунктами плана). Собранные сведения необходимо записать, чтобы затем рабочие группы смогли обменяться полученной информацией.
5.Обобщение материала
Необходимо кратко изложить на бумаге основные тезисы, сформулировать выводы и рассказать об этом коллегам. Все предложенные мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны.
Выступающим необходимо:
дать определения основным литературоведческим понятиям, используемым в исследовании;
классифицировать основные, исторические явления и события;
ранжировать основные идеи исследования;
сделать выводы по результатам исследования;
указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления;
подготовить текст выступления;
приготовить тексты, иллюстрации, презентации;
подготовиться к ответам на вопросы.
6.Презентация материалов исследования.
Моделирование выступления на научно – практической конференции:
В стихотворении показана страшная правда кровавых событий далеких лет (одни исследователи считают, что описано одно из исторических событий, происходивших в период завоевания Римской республикой стран Средиземноморья во 2 веке до нашей эры, другие уверены в том, что полководец не имеет имени, нет также названия и даты битвы). Творческое воображение разбудило в Багрицком неутомимую жажду познания мира, истории, и мы ясно ощущаем авторское стремление к предельно сильному, значительному. Колоритная фигура древности предстала в истинном облике, и читателей не может не трогать сила, мужество, храбрость, доблесть полководца, его военный талант, находчивость ума, быстрота и верность взглядов. Полководец зорко наблюдает за битвой, правда, иногда он кажется излишне суровым, холодным, расчётливым. Но такова война. Такова его тактика ведения боя.
Из силы и героизма полководца складывается для автора образец нетленной красоты человека. Для Багрицкого - это идеал на века. С этими жизненными ценностями Багрицкий жил, на них воспитывал сына – Всеволода Багрицкого, поэта, отдавшего свою жизнь за родину в годы Великой Отечественной войны. Об этом говорил Багрицкий своим студентам, начинающим молодым поэтам, когда читал в МГУ на литфаке лекции по литературе и филологии. Этот романтический мотив юности, проникнутый мужеством, отвагой пройдет через всё творчество поэта, поведёт его на самые трудные рубежи, чтобы, обращаясь к прошлому, говорить о бессмысленности захватнических войн.
7. Рефлексия. Приём рефлексии «Цепочка пожеланий». Предлагается по цепочке обратиться к коллегам с пожеланиями по итогам взаимодействия, передавая из рук в руки Георгиевскую ленточку – символ Победы.