Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование»
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.
1.Что представляет собой «инклюзивное образование»:
2. Готовы ли вы к внедрению «инклюзивного образования» в нашей школе:
Причины необходимости инклюзии
Прирост детей с особыми образовательными потребностями;
Узкий рынок специальных услуг;
Новый тип родителя, заинтересованного в получении ребенком с ОВЗ цензового образования, проживания в родительской семье;
Инновационная нормативно-правовая поддержка;
Возникновение новых типов и видов ОУ;
Развитие системы ранней помощи.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных образовательных условий.
Данная группа детей имеет значительныепреимущества, находясь в системе образования:
1. право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом;
2. право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
3. по окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
4. к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания.
Ст. 79, п. 3 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Специальные образовательные условия
«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
С 1 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА
ФГОС ОВЗ и ФГОС УО – документы, которые определяют условия осуществления права на образование, обеспечивают соблюдение как прав ребенка с ОВЗ, так и прав других участников образовательных отношений
Приложения №№ 1-8к ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Образо-вательная програм-ма
Сопоставимость с ООП
Вари
Полно
(академи-ческий компонент)
Кален-дарн
Вари
ант 1
Нор
ые сроки
стью сопоста
Особые обязательные
Полно
ант 2
стью сопоста
Про
- коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ.
вима
матив
Возможность перехода
условия
обуче-ния
ные
вима
Предусмот
на другой вариант
лон-гиро
- коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов.
рена
образовательной программы
ван-ные
Предусмот
рена
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Варианты 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1, 6.1, 7.1 , 8.1 предполагают, что обучающийся с ОВЗ получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образования здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Мониторинг востребованности
инклюзивного процесса
Направление мониторинга
учебное
Кто проводит
Содержание
учителя-предметники
психологическое
предметные результаты освоения ООП
педагог-психолог
логопедическое
учитель-логопед
социальное
психолого-педагогическая характеристика
классный руководитель
административное
определение уровня речевого развития
состояние здоровья, интересы и склонности, взаимодействие с семьей, особенности поведения и общения, эмоционального состояния
заместитель директора
аккумулирует все результаты мониторинга, готовит материалы для ШПМПк
Родители
Комплексное обследование в лечебном учреждении (медицинское заключение с рекомендациями для ТПМПК)
Комплексное обследование в лечебном учреждении (медицинское заключение с рекомендациями для ТПМПК)
ТПМПК
Комплексное обследование по обращению родителей (коллегиальное заключение с рекомендациями для ОО)
Комплексное обследование по обращению родителей (коллегиальное заключение с рекомендациями для ОО)
ПМПк
Рассмотрение заключения ТПМПК, разработка программ , в т.ч. пакета специальных образовательных условий Информирование родителей и согласование мероприятий
Рассмотрение заключения ТПМПК, разработка программ , в т.ч. пакета специальных образовательных условий
Информирование родителей и согласование мероприятий
Алгоритм действий
15
Управляющий совет, администрация ОО
Обсуждение, согласование, утверждение пакета локальных документов (программы, в т.ч. специальные образовательные условия)
Обсуждение, согласование, утверждение пакета локальных документов (программы, в т.ч. специальные образовательные условия)
Педколлектив, администрация ОО
Реализация мероприятий, корректировка и доработка программ, контроль за соблюдением специальных образовательных условий
Реализация мероприятий, корректировка и доработка программ, контроль за соблюдением специальных образовательных условий
Алгоритм действий
16
Наполняемость классов
Наполняемость классов определяется СанПиНами (ОВЗ).
16
N п/п
Варианты программ образования
Вид ОВЗ
5.
1 вариант
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
7.
2 вариант
максимальное количество обучающихся
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)
9.
3 вариант
Не более 5 в инклюзии. Наполняе
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуаль
Не более 4 в инклюзии Наполняе
12
мость класса - не более 25.
4 вариант
ными нарушениями)
12
-
Вариант не предусмот
мость класса - не более 25 .
Вариант не предусмот
Вариант не предусмот
-
рен
рен
Вариант не предусмот
12
рен
5
рен
16
Статья 79.Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой (АОП).
Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ ( в соответствии с рекомендациями ПМПК ).
Требование конфиденциальности
Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, являетсяКОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ. Представление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Психолого-педагогическое просвещение
Участиеродителей в управлении
Вовлечение родителей в образовательный процесс
Статья58часть9в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по АОП следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ОВЗмогут отличатьсяот общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по ООП.
Вопрос о повторном обучении учащихся с ОВЗ по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Повторное обучение допустимо присохранном интеллектеучащегося, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т.д.
Отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообщене предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. (ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).
Вариант обучения по факту неликвидации академической задолженности (АОП, ИОМ, повторное) выбирают именно родители. Образовательная организация не вправе в любом случае сделать такой выбор за родителей.
Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ
Выпускники IX классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) – это может быть основной государственный экзамен (ОГЭ) либо государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
Существуют специальные правила организации ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Для определения необходимых условий проведения ГИА выпускник с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА должен предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию):