Просмотр содержимого документа
«Формирование положительного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности»
Формирование положительного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности
Цель: познакомить слушателей с темой исследования, а также наглядно
представить методы и приемы работы по данной теме, показать полученные результаты.
Противоречия между разрушением традиционной модели воспитания в семье и созданием условий для воспитания нравственных начал личности в условиях образовательного учреждения
Проблемой исследования будут являться современные методы и приёмы формирования положительного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности .
Цель исследования – повышение уровня формирования положительного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности.
В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи :
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
проанализировать и описать методы и приёмы формирования положительного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности;
провести диагностику уровня положительного отношения к семье;
провести анализ результатов работы.
Теоретическую основу составили труды педагогов и психологов:
Воликова Т.В. « Учитель и семья .»
Волжина О.И. « Воспитательный потенциал современной семьи»
Выготский JI.С. « Педагогическая психология .»
Колодезникова М.Г., Омукова Л.И. « Актуальные проблемы семейного воспитания .»
Колодезникова М.Г. « Дидактические возможности семьи и их использование в школьной практике .»
Кравченко Н.Е. « Влияние семьи на формирование личности учащегося .»
А. С. Макаренко «Лекции по воспитанию детей», «Книге для родителей.»
В. А. Сухомлинский «Родительская педагогика»
Наиболее эффективные методы формирования положительного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности:
заучивание и иллюстрирование пословиц и поговорок о семье;
чтение цитат и афоризмов о семье;
беседа «Я люблю свою семью»;
заучивание песен;
рисование;
написание сочинения;
заучивание стихотворений.
Методика "Моя семья" (в интерпретации В.К. Лосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
Основан тест на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней. Для многих родителей результаты этого теста могут оказаться весьма неожиданными, ибо взрослые и дети по-разному оценивают одно и то же.
Анкетирование родителей «Семейные традиции».
В анкете были предложены вопросы следующего содержания:
1.Какие семейные традиции Вы соблюдаете?
2.Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?
3.К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?
4.Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть Вашей семье?
5.Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?
6.Организуется ли специально в Вашей семье деятельность ребенка?
Внеклассное мероприятие.
Тема: «Семья. Семейные ценности»
Цели:
• формировать желание жить в гармоничной, дружной семье;
• воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
• развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
• формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
• изучение семей классного коллектива;
Задачи:
• способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам;
• создавать условия для осознания значимости семьи, как для самого ребенка, так и для общества;
• продолжить работу по сплочению классного коллектива.
Заучивание и иллюстрирование пословиц и поговорок о семье и о доме
Данный метод позволяет активно задействовать внимание и память детей, что способствует их развитию. Формировали умение заучивать пословицы и поговорки, и умение иллюстрировать их содержание, был выработан правильный темп речи, было сформировано понятие о семье, воспитана любовь к своей семье.
Чтение цитат и афоризмов о семье, родителях и детях
Этот метод работы развивает технику чтения, умение ориентироваться в цитатах и афоризмах, вырабатывать правильный темп речи; в ходе работы было сформировано понятие о семье, воспитана любовь к своей семье.
Родительское собрание
Форма проведения: круглый стол, с элементами игры; практикум.
Цель: формирование у родителей и учащихся класса представления о семейных ценностях.
Задачи:
• создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;
• «обмен» семейными традициями с последующим применением последних во всестороннем развитии и воспитании детей;
• показать важную роль ценностей в каждой семье;
• смоделировать ситуацию успеха для каждой семьи;
• сплочение родительского и детского коллективов.
Беседа «Я люблю семью».
Цель: выявить своеобразие межпоколенных отношений в семьях учащихся младших классов.
В ходе беседы, учащиеся рассказали о составе своей семьи, о своих взаимоотношениях с родителями, о семейных традициях и о возможных возникающих конфликтах .
Заучивание песен о семье.
Совместно с учителем музыки проводится работа по заучиванию песен , которые носят веселый, позитивный характер и формируют положительное отношение к членам семьи.
Сочинение «Моя семья»
В сочинениях дети отражали особенности своего семейного уклада. Описывали отношения в семье. Многие дети красочно и подробно описывали события, происходящие в своей семье.
Перед учителями стоит задача нравственного просвещения учащихся, привития им культурного иммунитета, обеспечения духовно-нравственной безопасности детей.
Формирование семейных ценностей у подрастающего поколения является базовой основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству, что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодёжи, распада семьи.
Ребёнок – зеркало семьи;
Как в капле воды отражается–солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.