kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельной работы и осознанного подхода к учебному процессу. Проблема формирования мотивации учебно-познавательной деятельности лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.

Актуальность проекта заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся способствует формированию мировоззрения личности учащегося, интенсификации учебно-воспитательного процесса и как следствие формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы »

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин Самое страшное горе , горе для школы, горе для общества, если молодому человеку не хочется знать! В.А.Сухомлинский

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.

П.Я. Гальперин

Самое страшное горе , горе для школы, горе для общества, если молодому человеку не хочется знать!

В.А.Сухомлинский

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельной работы и осознанного подхода к учебному процессу. Проблема формирования мотивации учебно-познавательной деятельности лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Актуальность проекта  заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся способствует формированию мировоззрения личности учащегося, интенсификации учебно-воспитательного процесса и как следствие формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности

Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельной работы и осознанного подхода к учебному процессу. Проблема формирования мотивации учебно-познавательной деятельности лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.

Актуальность проекта  заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся способствует формированию мировоззрения личности учащегося, интенсификации учебно-воспитательного процесса и как следствие формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.

Цель и задачи проекта Характер проблемы, заявленной в названии, определил цель данного проекта - разработка условий, способствующих развитию мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках русского языка и литературы во имя достижения целей саморазвития. Объект исследования  - учебно-познавательная деятельность школьников на уроках русского языка и литературы. Предмет исследования  - управление развитием мотивации старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности.

Цель и задачи проекта

Характер проблемы, заявленной в названии, определил цель данного проекта - разработка условий, способствующих развитию мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках русского языка и литературы во имя достижения целей саморазвития.

Объект исследования  - учебно-познавательная деятельность школьников на уроках русского языка и литературы.

Предмет исследования  - управление развитием мотивации старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности.

Гипотеза исследования  - гуманитарное образование станет средством развития мотивации школьников при условии, если выбраны такие технологии обучения, которые позволят сформировать на оптимальном уровне мотивацию учебно-познавательной деятельности и учитывают индивидуальные различия, а также творческие способности учащихся; будет разработано и обосновано содержание образования, включающее специально спроектированные задания и упражнения, направленные на развитие мотивации; систематически ведется мониторинг за развитием личностных качеств учащихся на основе использования комплексной методики определения уровня развития мотивации.

Гипотеза исследования  - гуманитарное образование станет средством развития мотивации школьников при условии, если выбраны такие технологии обучения, которые позволят сформировать на оптимальном уровне мотивацию учебно-познавательной деятельности и учитывают индивидуальные различия, а также творческие способности учащихся;

будет разработано и обосновано содержание образования, включающее специально спроектированные задания и упражнения, направленные на развитие мотивации;

систематически ведется мониторинг за развитием личностных качеств учащихся на основе использования комплексной методики определения уровня развития мотивации.

В соответствии с целью проекта, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:

В соответствии с целью проекта, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:

  • Разработать содержание обучения, позволяющее развивать мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
  • Спроектировать технологии обучения, гарантирующие успех учебно-воспитательного процесса, направленного на повышение мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников.
  • Определить методы диагностирования результативности образовательного проекта.
  • Проследить динамику развития мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников.
Психологи школы П.Я.Гальперина доказали, что характер мотивации зависит от типа учения. От того, какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику – пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом, - будет зависеть и тип учения, и характер мотивации.

Психологи школы П.Я.Гальперина доказали, что характер мотивации зависит от типа учения.

От того, какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику – пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом, - будет зависеть и тип учения, и характер мотивации.

Как дело обстоит в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации ещё нет, а в старшем – уже нет. Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-8 классов. Что нужно изменить в системе школьного обучения, чтобы повернуть детей к учебе? Д.Б. Эльконин отмечал, что позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это – позиция человека, совершенствующего самого себя.

Как дело обстоит в реальности?

В младшем школьном возрасте познавательной мотивации ещё нет, а в старшем – уже нет. Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-8 классов.

Что нужно изменить в системе школьного обучения, чтобы повернуть детей к учебе?

Д.Б. Эльконин отмечал, что позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это – позиция человека, совершенствующего самого себя.

Как же сформировать такую позицию у школьника? Через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех её компонентов.

Как же сформировать такую позицию у школьника?

Через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех её компонентов.

Школа

Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого.

Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр.

Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений.

Школа "памяти" строится на традиционных основах:

  • классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе "преподавания,
  • фронтальной форме организации учебного пространства,
  • контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках.

9

В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности Новые образовательные цели ставят акценты в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегося В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности  акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями , т.е., знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации. 15

В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности

Новые образовательные цели

ставят акценты

в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегося

В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности

акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями , т.е., знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.

15

Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве Целевой установкой этой школы является формирование у учащихся знаний, умений, навыков.  Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти». 10

Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве

Целевой установкой этой школы является

  • формирование у учащихся знаний, умений, навыков.

Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим.

Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.

В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти».

10

Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности. 3

Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира

Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту

процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.

Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)

В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности.

3

Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.  Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки,  Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.  «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее  Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
  • Скуки, принуждения и лени,
  • пассивности и страха ожидания «палки» - двойки,
  • Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.
  • «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее
  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

5

Традиционная система обучения Развивающее обучение  Личностно – ориентированное обучение 12

Традиционная система обучения

Развивающее обучение

Личностно – ориентированное обучение

12

Государственные стандарты Стандарт + личностный опыт педагога и ребенка. Специальные программы: Венгера, Занкова, Эльконина, Давыдова.  13

Государственные стандарты

Стандарт + личностный опыт педагога и ребенка.

Специальные программы:

Венгера, Занкова, Эльконина, Давыдова.

13

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики. Характеристики образовательных моделей . Инновационная «Способностная» педагогика Традиционная «Знаниевая» педагогика № Особенности Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 1. Цель Интегральная характеристика 2. «Школа развития» «Школа памяти» Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный 3. Субъект - субъектный «Я вместе с вами» 4. Девиз педагога «Я над вами» 5. Характер и стиль взаимодействия демократичность авторитарность диалогичность, открытость, рефлексивность монологичность, закрытость Фронтальные, индивидуальные Групповые, кооперативные, парные, коллективные 6. Формы организации 6

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики.

Характеристики образовательных моделей .

Инновационная «Способностная» педагогика

Традиционная «Знаниевая» педагогика

Особенности

Формирование знаний, умений и навыков

Развитие личности

1.

Цель

Интегральная характеристика

2.

«Школа развития»

«Школа памяти»

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект - объектный

3.

Субъект - субъектный

«Я вместе с вами»

4.

Девиз педагога

«Я над вами»

5.

Характер и стиль взаимодействия

демократичность

авторитарность

диалогичность, открытость, рефлексивность

монологичность, закрытость

Фронтальные,

индивидуальные

Групповые, кооперативные, парные, коллективные

6.

Формы организации

6

Характеристики образовательных моделей Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика № Особенности Познавательные.Проблемно-поисковые: проблемного изложения  7. частично-поисковый, эвристический исследовательский Иллюстративно-объяснительные информационные Методы обучения «выращивания» «продавливания»  8. Ведущий принцип  9. Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Продуктивный, Творческий, Проблемный Репродуктивный, воспроизводящий 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания «Формула обучения» 7

Характеристики образовательных моделей

Традиционная «Знаниевая» педагогика

Инновационная «Способностная» педагогика

Особенности

Познавательные.Проблемно-поисковые: проблемного изложения

7.

  • частично-поисковый, эвристический
  • исследовательский

Иллюстративно-объяснительные

информационные

Методы обучения

«выращивания»

«продавливания»

8.

Ведущий принцип

9.

Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:

Продуктивный, Творческий, Проблемный

Репродуктивный, воспроизводящий

10.

Знания – репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность - рефлексия - знания

«Формула обучения»

7

Характеристики образовательных моделей Инновационная «Способностная» педагогика Традиционная «Знаниевая» педагогика № Особенности Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия. Диалог. Заучивание, деятельность по алгоритму.Монолог.  11. Способы усвоения 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Функции учителя Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант Активно-инициативная, Пассивность, 13. Позиция ученика наличие мотива к самосовершенствованию, отсутствие интереса, наличие интереса к деятельности отсутствие мотива к личностному росту 8

Характеристики образовательных моделей

Инновационная «Способностная» педагогика

Традиционная «Знаниевая» педагогика

Особенности

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия. Диалог.

Заучивание, деятельность по алгоритму.Монолог.

11.

Способы усвоения

12.

носитель информации, хранитель норм и традиций,

Функции учителя

Организатор сотрудничества, Консультант,

пропагандист предметно – дисциплинарных знаний

Управляющий поисковой работой учащихся, консультант

Активно-инициативная,

Пассивность,

13.

Позиция ученика

наличие мотива к самосовершенствованию,

отсутствие интереса,

наличие интереса к деятельности

отсутствие мотива к личностному росту

8

Характеристики образовательных моделей Инновационная «Способностная» педагогика Традиционная «Знаниевая» педагогика № Особенности Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия  11. Способы усвоения 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Функции учителя Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант Пассивность, Активность, 13. Позиция ученика наличие мотива к самосовершенствованию, отсутствие интереса, наличие интереса к деятельности отсутствие мотива к личностному росту 8

Характеристики образовательных моделей

Инновационная «Способностная» педагогика

Традиционная «Знаниевая» педагогика

Особенности

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

11.

Способы усвоения

12.

носитель информации, хранитель норм и традиций,

Функции учителя

Организатор сотрудничества, Консультант,

пропагандист предметно – дисциплинарных знаний

Управляющий поисковой работой учащихся, консультант

Пассивность,

Активность,

13.

Позиция ученика

наличие мотива к самосовершенствованию,

отсутствие интереса,

наличие интереса к деятельности

отсутствие мотива к личностному росту

8

Таким образом, при проектировании модели учебного процесса, ориентированного на развитие мотивации обучения, развитие определенных способностей, свойств и качеств личности ученика, важно помнить, что вопрос о том, чему и как учить решается принципиально по-разному в зависимости от того,  какие психолого-педагогические представления берутся за основу,  какие выбираются условия для проектирования и построения образовательного пространства .     18

Таким образом, при проектировании модели учебного процесса, ориентированного на развитие мотивации обучения, развитие определенных способностей, свойств и качеств личности ученика, важно помнить, что вопрос о том, чему и как учить решается принципиально по-разному в зависимости от того,

  • какие психолого-педагогические представления берутся за основу,
  • какие выбираются условия для проектирования и построения образовательного пространства .

18

Как же может быть организовано образовательное пространство развивающего типа? При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного пространства развивающего типа коммуникативная (дискуссионная)  ...исследовательская (проблемно-поисковая)    педагогические технологии: имитационного моделирования (игровая) психологическая (самоопределен-ческая)   деятельностная  рефлексивная  21

Как же может быть организовано образовательное пространство развивающего типа?

При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного пространства развивающего типа

коммуникативная (дискуссионная)

...исследовательская

(проблемно-поисковая)

педагогические технологии:

имитационного моделирования (игровая)

психологическая (самоопределен-ческая)

деятельностная

рефлексивная

21

Исследовательская (проблемно-поисковая)

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие".

ТЕХНОЛОГИИ

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

Коммуникативная (дискуссионная)

Имитационного моделирования (игровая)

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Психологическая (самоопределен-ческая)

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

Деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Рефлексивная

Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие.  Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности , в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Что включает?   Модель организации учебного процесса называют

Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология

1.Понятие.

Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности , в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.

Что включает?

Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".

Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении.

Принцип проблемности реализуется:

как в содержании учебного предмета;

так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.

2. Модель организации учебного процесса.

Как назвать?

23

3. Технологические приемы организации учебного процесса.   Как создать? а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию, б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы; в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.  Результативность можно оценить с помощью критериев: 4.Результативность применения в учебном процессе. а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации  (

3. Технологические приемы организации учебного процесса.

Как создать?

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,

б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

Результативность можно оценить с помощью критериев:

4.Результативность применения в учебном процессе.

а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации

("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),

б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере

(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...")

Как оценить?

24

4.Результативность применения в учебном процессе. (продолжение) в) переживание учащимися субъективного открытия: (

4.Результативность применения в учебном процессе. (продолжение)

в) переживание учащимися субъективного открытия:

("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."),

г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;

("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."),

д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Как оценить?

5. Признаки применения подхода в учебном процессе.

Методы обучения — проблемные:

Как отличить?

а) проблемного изложения;

б) частично-поисковый;

в) исследовательский.

Формы организации учебного пространства коллективные:

а) парное взаимодействие;

б) микрогрупповое взаимодействие;

в) бригадное (групповое) взаимодействие;

г) межгрупповое взаимодействие.

25

Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.     Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия. Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом. Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера. 27

Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.

Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.

Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.

Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности

Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.

27

Выбор или разработка технологии обучения  отбор выбор выбор выбор содержания формы методов средств  организации обучения обучения   структури- классные, проблемные, учебники, рование групповые, творческие, ТСО,  индивидуальные репродуктивные плакаты  и т.д. и т.д. и т.д.   внедрение технологии    коррекция   оценка

Выбор или разработка технологии обучения

отбор выбор выбор выбор содержания формы методов средств

организации обучения обучения

структури- классные, проблемные, учебники, рование групповые, творческие, ТСО,

индивидуальные репродуктивные плакаты

и т.д. и т.д. и т.д.

внедрение технологии

коррекция

оценка

Один из важнейших для нас мотивов учения школьников – это познавательный интерес ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС   ????????????  радость познания, эмоциональность,  активность, увлеченность  ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ

Один из важнейших для нас мотивов учения школьников – это познавательный интерес

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

????????????

радость познания, эмоциональность,

активность, увлеченность

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ

Современная психологическая наука о мотивах (по А.К.Марковой) Под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Мотивы: Познавательные (если связаны с содержанием учения). Социальные (если связаны с общением учеников друг с другом и учителем).П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др. (деятельностная теория учения). Мотив может быть либо внешним, либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний.

Современная психологическая наука о мотивах

(по А.К.Марковой)

Под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности.

Мотивы:

Познавательные (если связаны с содержанием учения).

Социальные (если связаны с общением учеников друг с другом и учителем).П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др. (деятельностная теория учения).

Мотив может быть либо внешним, либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний.

Психологи выделяют три уровня познавательной мотивации школьников (по А.К.Марковой): широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний; учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний; мотив самообразования. В идеале картина может быть представлена так: для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы – мотивы самообразования.

Психологи выделяют три уровня познавательной мотивации школьников

(по А.К.Марковой):

  • широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;
  • учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;
  • мотив самообразования.

В идеале картина может быть представлена так: для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы – мотивы самообразования.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы: - ассоциативный ряд; - опорный конспект; - ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ; - мозговая атака; - групповая дискуссия; - чтение с остановками и Вопросы Блума; - кластеры; - синквейн; - «Продвинутая лекция» ; - эссе; - ключевые термины; - перепутанные логические цепочки; n - дидактическая игра; - лингвистические карты; - лингвистическая аллюзия (намек) ; - исследование текста; - работа с тестами; - нетрадиционные формы домашнего задания.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- опорный конспект;

- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками и Вопросы Блума;

- кластеры;

- синквейн;

- «Продвинутая лекция» ;

- эссе;

- ключевые термины;

- перепутанные логические цепочки; n

- дидактическая игра;

- лингвистические карты;

- лингвистическая аллюзия (намек) ;

- исследование текста;

- работа с тестами;

- нетрадиционные формы домашнего задания.

Мозаика встречных усилий учителя и учащихся   Этап урока 1. Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку» 2.  Педагогические приё мы «Отсроченная загадка», «Погружение», «Эпиграф» и др. Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам 3. «Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен - не согласен» и др. 4. Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний «Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю/ не знаю» и др. Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников 5. Деловые игры, «Театрализация», «Кластер» и др. Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания «Итоги» (общие, выборочные, экспертные), «Возврат к началу» «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн», «Пословица – зеркало души»

Мозаика встречных усилий учителя и учащихся

Этап урока

1.

Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку»

2.

Педагогические приё мы

«Отсроченная загадка», «Погружение», «Эпиграф» и др.

Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам

3.

«Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен - не согласен» и др.

4.

Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний

«Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю/ не знаю» и др.

Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников

5.

Деловые игры, «Театрализация», «Кластер» и др.

Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания

«Итоги» (общие, выборочные, экспертные), «Возврат к началу» «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн», «Пословица – зеркало души»

Круги Эйлера    Цель: формирование у обучающихся умения сравнивать лингвистическую информацию.  Этот приём позволяет выполнить разбор сразу двух единиц языка. Морфологический разбор.   В большом зале уже гремел 3 оркестр и начались 3 танцы.  общее -глагол (обозначает действие); - неперех.; - в изъявит. наклонении; -в прош. вр.; - в предлож. является сказуемым.   гремел - отвечает на вопрос что делал? - несов. вида; - II спряж.; - в ед. числе; - в муж. роде. начались - отвечает на вопрос что сделали? - сов. вида; - I спряж.; - во множ. числе.

Круги Эйлера

 

Цель: формирование у обучающихся умения сравнивать лингвистическую информацию.

Этот приём позволяет выполнить разбор сразу двух единиц языка.

Морфологический разбор.

 

В большом зале уже гремел 3 оркестр и начались 3 танцы.

общее

-глагол (обозначает действие);

- неперех.;

- в изъявит. наклонении;

-в прош. вр.;

- в предлож. является сказуемым.

гремел

- отвечает на вопрос что делал?

- несов. вида;

- II спряж.;

- в ед. числе;

- в муж. роде.

начались

- отвечает на вопрос что сделали?

- сов. вида;

- I спряж.;

- во множ. числе.

Синтаксический разбор.     1.Пьеса прошла с успехом 4 . 2. Закрой, пожалуйста, дверь 4 .   2. - побудительное; - односоставное; - опред.-личное; - осложнено вводным словом. 1. - повествов.; - двусоставное.  - простое; - невосклиц.; - распростр.  1.Через полчаса всё в доме успокоилось, хотя спали далеко не все 4 . 2.Солнце выглянуло – она повеселела 4 .   1. - союзное; - сложно- подчинённое с придаточным уступительным - повествов.; - невосклиц.; -сложное (состоит из двух предика-тивных частей) 2. - бессоюзное

Синтаксический разбор.

 

  1.Пьеса прошла с успехом 4 . 2. Закрой, пожалуйста, дверь 4 .

2.

- побудительное;

- односоставное;

- опред.-личное;

- осложнено вводным словом.

1.

- повествов.;

- двусоставное.

- простое;

- невосклиц.;

- распростр.

1.Через полчаса всё в доме успокоилось, хотя спали далеко не все 4 .

2.Солнце выглянуло – она повеселела 4 .

1.

- союзное;

- сложно-

подчинённое с придаточным

уступительным

- повествов.;

- невосклиц.;

-сложное (состоит из двух предика-тивных частей)

2.

- бессоюзное

Лови ошибку, найди ошибку Найдите ошибки Согласование пожилая женщина голубой берет чересчур сытый железная крыша двадцатые годы дом с мезонином решенная задача выписанные слова борщ по-флотски способность слышать добрый по натуре кожаный портфель льняная салфетка езда верхом вересковая трубка детская книга девочка с косичками конская упряжь тоска по родине  

Лови ошибку, найди ошибку

Найдите ошибки

Согласование

пожилая женщина

голубой берет

чересчур сытый

железная крыша

двадцатые годы

дом с мезонином

решенная задача

выписанные слова

борщ по-флотски

способность слышать

добрый по натуре

кожаный портфель

льняная салфетка

езда верхом

вересковая трубка

детская книга

девочка с косичками

конская упряжь

тоска по родине

 

Грозди, кластер Графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые.  Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие ученики сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.  Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Грозди, кластер

Графический прием систематизации материала.

Наши мысли располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые.

Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие ученики сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

СТРАТЕГИЯ «ФИШБОУН» (диаграмма Ишикавы, = «рыбная кость», «рыбий скелет»)   причины вывод проблема  факты, аргументы

СТРАТЕГИЯ «ФИШБОУН»

(диаграмма Ишикавы,

= «рыбная кость», «рыбий скелет»)

причины

вывод

проблема

факты, аргументы

СТРАТЕГИЯ «ФИШБОУН» в работе над повестью В.К. Железникова «Чучело» Коллектив – группа лиц, объединённых общими интересами, общей работой на благо общества. Совместные «мероприятия» Самостоятельно зарабатывают деньги на поездку в Москву Одноклассники Лены не коллектив, так как их действия не приносят благо. Их по-настоящему ничего не объединяет Сбегают с урока в кино Бойкот и травля Лены Можно ли однокласс-ников Лены Бессольце-вой назвать коллекти-вом? Миронова против, но ее уносят силой. Шмакова и Попов остаются в классе. Димка совершает предательство. Хотят быть самостоятельными и независимыми, но работают не все Предательство Димки. Слезы и протест Лены. Отъезд Бессольцевых.  Приносит ли «мероприятие» благо?

СТРАТЕГИЯ «ФИШБОУН»

в работе над повестью В.К. Железникова «Чучело»

Коллектив – группа лиц, объединённых общими

интересами, общей работой на благо общества.

Совместные «мероприятия»

Самостоятельно зарабатывают деньги на поездку в Москву

Одноклассники Лены

не коллектив,

так как их действия не приносят благо. Их по-настоящему ничего не объединяет

Сбегают с урока в кино

Бойкот и травля Лены

Можно ли однокласс-ников Лены Бессольце-вой назвать коллекти-вом?

Миронова против, но ее уносят силой. Шмакова и Попов остаются в классе. Димка совершает предательство.

Хотят быть самостоятельными и независимыми, но работают не все

Предательство Димки. Слезы и протест Лены. Отъезд Бессольцевых.

Приносит ли «мероприятие» благо?

Инсерт  «V» - знаю  «+» - новое для меня;  « - » - думал иначе;  « ? » - не понял, есть вопросы.

Инсерт

«V» - знаю

«+» - новое для меня;

« - » - думал иначе;

« ? » - не понял, есть вопросы.

Простой вопрос: «Причастие – это самостоятельная часть речи?» Уточняющий вопрос: «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?» Интерпретационный (объясняющий) вопрос: «Почему причастия не имеют формы будущего времени?» Творческий вопрос: «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?» Оценочный вопрос: «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?» Практический вопрос: «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

Простой вопрос: «Причастие – это самостоятельная часть речи?»

Уточняющий вопрос: «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»

Интерпретационный (объясняющий) вопрос: «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»

Творческий вопрос: «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»

Оценочный вопрос: «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»

Практический вопрос: «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

Верные – неверные утверждения № утверждение 1. 2. 3. 4. 5. 6.  до  чтения текста Определяют два основных типа словарей: энциклопедические и развлекательные. В энциклопедических словарях даётся описание какого-либо явления, события, биографические сведения известных исторических деятелей, деятелей науки, искусства и т.д. Первые развлекательные словари – толкователи незнакомых слов – появились в древности и были приложением к книгам. Первый толковый словарь вышел в XVI веке. Самым большим словарём русского языка в XIX веке был «Толковый словарь живого великорусского языка» М.В.Ломоносова. Аспектные словари – это словари синонимов, омонимов, антонимов и т.д. после чтения текста

Верные – неверные утверждения

утверждение

1.

2.

3.

4.

5.

6.

до

чтения текста

Определяют два основных типа словарей: энциклопедические и развлекательные.

В энциклопедических словарях даётся описание какого-либо явления, события, биографические сведения известных исторических деятелей, деятелей науки, искусства и т.д.

Первые развлекательные словари – толкователи незнакомых слов – появились в древности и были приложением к книгам.

Первый толковый словарь вышел в XVI веке.

Самым большим словарём русского языка в XIX веке был «Толковый словарь живого великорусского языка» М.В.Ломоносова.

Аспектные словари – это словари синонимов, омонимов, антонимов и т.д.

после чтения текста

Да-нетка Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. (А.С.Грибоедов)

Да-нетка

Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. (А.С.Грибоедов)

  • В этом слове два слога? (да)
  • Это служебная часть речи? (нет)
  • Это слово спрягается? (нет)
  • Это слово употреблено во второй предикативной части? (да) и т.д.
Восстановите текст   Текст – это связное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .   Основные признаки текста. 1. Единство … текста. 2. Наличие … мысли текста. 3. Относительная … текста. 4. Определённый … предложений. 5. … связь предложений в тексте.

Восстановите текст

Текст – это связное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .

Основные признаки текста.

1. Единство … текста.

2. Наличие … мысли текста.

3. Относительная … текста.

4. Определённый … предложений.

5. … связь предложений в тексте.

Логические цепочки План фонетического разбора слова  1. Записать слово буквами и указать их количество.  2. Затранскрибировать слово.  3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.  4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

Логические цепочки

План фонетического разбора слова

1. Записать слово буквами и указать их количество.

2. Затранскрибировать слово.

3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.

4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

ПОПС - формула П озиция ( Я считаю, что проблема, поднятая автором текста актуальна (неактуальна)… ) О бъяснение (… потому что …) П ример ( Я могу доказать это на примере …) С ледствие ( Исходя из сказанного, делаю вывод …)

ПОПС - формула

П озиция ( Я считаю, что проблема, поднятая автором текста актуальна (неактуальна)… )

О бъяснение (… потому что …)

П ример ( Я могу доказать это на примере …)

С ледствие ( Исходя из сказанного, делаю вывод …)

Реши пропорцию (спит) как убитый  = ?  = сломя голову  =  ?  крепко темно ? ?   молодой  = сухой  =  ?  = ?  моложе ? веселее ?

Реши пропорцию

(спит) как убитый = ? = сломя голову = ?

крепко темно ? ?

молодой = сухой = ? = ?

моложе ? веселее ?

Найди соответствия Запишите предложения, соответствующие схемам:  1. [ ], и [ ]. 2. [ ]:[ ]. 3. [… ,обр.,… ]. 4. [ ],( ).

Найди соответствия

Запишите предложения, соответствующие схемам:

1. [ ], и [ ]. 2. [ ]:[ ]. 3. [… ,обр.,… ]. 4. [ ],( ).

  • Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России. (Ч.Айтматов.)
  • Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.)
  • Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.)
  • Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.)
  • Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.)
  • Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)
Синквейн В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Синквейн

В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Виктор Владимирович Виноградов. Эрудированный , осведомлённый. Исследовал , создавал , редактировал. Знаток и любитель русской словесности. Учёный . Онегин. Скучающий, «лишний». Отвергает, убивает, влюбляется. Онегин отвергает любовь Татьяны. Пессимист.

Виктор Владимирович Виноградов.

Эрудированный , осведомлённый.

Исследовал , создавал , редактировал.

Знаток и любитель русской словесности.

Учёный .

Онегин.

Скучающий, «лишний».

Отвергает, убивает, влюбляется.

Онегин отвергает любовь Татьяны.

Пессимист.

Круги по воде Подберите ( или придумайте сами ) примеры употребления тире .  сущ . в им.п. сущ . в им.п.  Тамань  - самый скверный городишко из всех приморских городов России .  (М.Ю.Лермонтов.)   неожиданное присоединение   Игорь не поехал со всеми - и спектакль он не увидел .  условие совершения действия  Радуга поперёк реки - будет хорошая погода .  ( Пословица ) « Ерунда всё это », - тихо проговорил Прохор .

Круги по воде

Подберите ( или придумайте сами ) примеры употребления тире .

сущ . в им.п. сущ . в им.п.

Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России . (М.Ю.Лермонтов.)

неожиданное присоединение

Игорь не поехал со всеми - и спектакль он не увидел .

условие совершения действия

Радуга поперёк реки - будет хорошая погода . ( Пословица )

« Ерунда всё это », - тихо проговорил Прохор .

Трехчастный дневник Письмо Татьяны.  -  Что есть любовь для героини? - Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души?  Учащиеся заполняют трехчастный дневник. Ключевые слова Комментарии к ним «Меня презреньем наказать…» «Моей несчастной доле…», «горького мучения…» Комментарии к комментариям Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна… «Только слышать ваши речи…» «Я твоя…» «Хранитель мой…» «Послан богом…» Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство... Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций «В сновиденьях мне являлся…» «Чудный взгляд…» «Воля неба…» Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».

Трехчастный дневник

Письмо Татьяны. 

Что есть любовь для героини? - Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души?  Учащиеся заполняют трехчастный дневник.

Ключевые слова

Комментарии к ним

«Меня презреньем наказать…» «Моей несчастной доле…», «горького мучения…»

Комментарии к комментариям

Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна…

«Только слышать ваши речи…» «Я твоя…» «Хранитель мой…» «Послан богом…»

Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство...

Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций

«В сновиденьях мне являлся…» «Чудный взгляд…» «Воля неба…»

Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».

Морфологический анализ А Б 1 В -медл- ¬ 2 ^ -двиг- ис- Г 3 4 не- -крик- -а- -ся -ех- 5 -и за- -ет -о- у- -уч- 6 -хорош- -л- -а на- 7 пере- -пуг- -н- -о 8 -уклюж- -енн- -ит вс- -нн- без- -е- -ы -ть 1) «Соберите» словосочетание : Б 7 А 3 В 5 Г 2 + Б 1 А 7 В 1 В 7 В 3  (вскрикнет испуганно).  Обозначьте и объясните известные вам орфограммы :   2) (Не)медле(н,нн)о уехать. Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б 2 А 1 В 6 В 3 + Б 4 А 4 В 1 Г 8 )

Морфологический анализ

А

Б

1

В

-медл-

¬

2

^

-двиг-

ис-

Г

3

4

не-

-крик-

-а-

-ся

-ех-

5

за-

-ет

-о-

у-

-уч-

6

-хорош-

-л-

на-

7

пере-

-пуг-

-н-

8

-уклюж-

-енн-

-ит

вс-

-нн-

без-

-е-

-ть

1) «Соберите» словосочетание : Б 7 А 3 В 5 Г 2 + Б 1 А 7 В 1 В 7 В 3

(вскрикнет испуганно).

Обозначьте и объясните известные вам орфограммы :

2) (Не)медле(н,нн)о уехать. Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание 2 А 1 В 6 В 3 + Б 4 А 4 В 1 Г 8 )

Проблемная лингвистическая задача Представляет собою сопоставление различных языковых явлений на основе внешнего сходства (фонетический или морфемный состав слова, его лексическое значение и синтаксическая роль и т.д.). Вставьте пропущенные буквы в словах и определите, какое лексическое значение они имеют: кош..лка, саж..нка, дж..нка, трущ..ба, чащ..ба, кумач..м, парч..й, алыч..й. Относятся ли эти орфограммы к одному правилу? Можно ли проверить правописание этих слов известными вам способами? Проверьте орфограммы по словарю. К какой части речи относятся эти слова? В каких морфемах данных вам слов пропущены буквы? Какие из представленных слов не принадлежат русскому языку по происхождению? Сформулируйте правило правописания этой орфограммы. Какие из слов не могут быть включены в сформулированное правило? Будут ли они исключением из правила и почему? Составьте собственный словарик орфограммы. Можно ли представить данное правило в качестве алгоритма или таблицы?

Проблемная лингвистическая задача

Представляет собою сопоставление различных языковых явлений на основе внешнего сходства (фонетический или морфемный состав слова, его лексическое значение и синтаксическая роль и т.д.).

Вставьте пропущенные буквы в словах и определите, какое лексическое значение они имеют: кош..лка, саж..нка, дж..нка, трущ..ба, чащ..ба, кумач..м, парч..й, алыч..й. Относятся ли эти орфограммы к одному правилу? Можно ли проверить правописание этих слов известными вам способами? Проверьте орфограммы по словарю. К какой части речи относятся эти слова? В каких морфемах данных вам слов пропущены буквы? Какие из представленных слов не принадлежат русскому языку по происхождению? Сформулируйте правило правописания этой орфограммы. Какие из слов не могут быть включены в сформулированное правило? Будут ли они исключением из правила и почему? Составьте собственный словарик орфограммы. Можно ли представить данное правило в качестве алгоритма или таблицы?

Лингвистическое моделирование  Предполагает создание языковых единиц и конструкций с опорой на существующую в языке модель или алгоритм. Один из способов образования слов носит название бессуффиксный. Он реализуется следующим образом: обрывать – обрыв; оплатить – оплата; подписать – подпись. Определите, какие части речи принимают участие в словообразовательном процессе; каков их морфемный состав; к какой части речи относятся образованные слова. Почему этот способ словообразования носит название бессуффиксного? Образуйте с его помощью слова от глаголов: настилать, лгать, ворошить, звучать . Проверьте себя по словообразовательному словарю. Предложите языковые примеры осуществления данного способа словообразования в просторечной или разговорной лексике.

Лингвистическое моделирование

Предполагает создание языковых единиц и конструкций с опорой на существующую в языке модель или алгоритм.

Один из способов образования слов носит название бессуффиксный. Он реализуется следующим образом: обрывать – обрыв; оплатить – оплата; подписать – подпись. Определите, какие части речи принимают участие в словообразовательном процессе; каков их морфемный состав; к какой части речи относятся образованные слова. Почему этот способ словообразования носит название бессуффиксного?

Образуйте с его помощью слова от глаголов: настилать, лгать, ворошить, звучать . Проверьте себя по словообразовательному словарю. Предложите языковые примеры осуществления данного способа словообразования в просторечной или разговорной лексике.

Творческие задания Составьте текст о Петре I, основываясь на дан­ных причастных оборотах  редактирующий газеты открывающий школы распределяющий дворян по учебным заведениям выезжающий за границу посещающий музеи интересующийся бальзамированием собирающий произведения искусства говорящий по-голландски понимающий французский и немецкий знающий математику и географию освоивший 14 специальностей умеющий строить корабль  любящий простоту и естественность надевающий сапоги из грубой кожи ненавидящий условности теряющийся от церемоний работающий на славу относящийся к наукам с уважением получивший звание почетного члена французской Академии наук основавший Академию России открывший Кунсткамеру для народа изменивший не только историю, но и время

Творческие задания

Составьте текст о Петре I, основываясь на дан­ных причастных оборотах

редактирующий газеты

открывающий школы

распределяющий дворян по учебным заведениям

выезжающий за границу

посещающий музеи

интересующийся бальзамированием

собирающий произведения искусства

говорящий по-голландски

понимающий французский и немецкий

знающий математику и географию

освоивший 14 специальностей

умеющий строить корабль

любящий простоту и естественность

надевающий сапоги из грубой кожи

ненавидящий условности

теряющийся от церемоний

работающий на славу

относящийся к наукам с уважением

получивший звание почетного члена французской Академии наук

основавший Академию России

открывший Кунсткамеру для народа

изменивший не только историю, но и время

Типы домашнего задания : - творческая работа; - лингвистическое исследование текста; - художественное чтение; - создание самостоятельных литературных произведений различных жанров; - продолжение неоконченных произведений; - наблюдение за природой; - подготовка словарных диктантов; - составление вопросника к зачету по теме; - составление конспекта, опорных таблиц; - письмо по памяти.

Типы домашнего задания :

- творческая работа;

- лингвистическое исследование текста;

- художественное чтение;

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений;

- наблюдение за природой;

- подготовка словарных диктантов;

- составление вопросника к зачету по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц;

- письмо по памяти.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Иванова Людмила Константиновна

Дата: 19.08.2014

Номер свидетельства: 112221


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства