kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Блочно- модульная технология как обучающая система

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Управляемое самообразование"- при котором обучающийся сам изучает предмет, а преподаватель создаёт условия для этого: мотивирует направляет, контролирует.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Блочно- модульная технология как обучающая система»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия промышленных технологий» Блочно- модульная технология как обучающая система, способствующая повышению качества обучения    Преподаватель: Голод Н.В.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия промышленных технологий»

Блочно- модульная технология как

обучающая система, способствующая

повышению качества обучения

Преподаватель: Голод Н.В.

« Чем легче учителю учить,    тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю,   тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить заходом мысли ученика,…    тем легче будет учиться ученику».       Л.Н.Толстой

« Чем легче учителю учить,

тем труднее ученикам учиться.

Чем труднее учителю,

тем легче ученику.

Чем больше будет учитель учиться сам,

обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить заходом мысли ученика,…

тем легче будет учиться ученику».

Л.Н.Толстой

Как устроена одна из самых необычных педагогических стратегий нашего времени . Впервые блочное обучение описал польский педагог Чеслав Купичевич (Czesław Kupisiewicz) в книге «Основы общей дидактики» (1973). Так он назвал свою « систему управления самообразованием », в которой обучение строится по чёткой программе, но внутри неё у ученика есть свобода действий. По замыслу автора учебная программа подразделяется на следующие блоки:  Предоставление учебного материала. Проверка усвоенного. Дополнительное обучение, устранение пробелов. Решение задач с применением полученных знаний. Итоговый контроль. 

Как устроена одна из самых необычных педагогических стратегий нашего времени .

Впервые блочное обучение описал польский педагог Чеслав Купичевич (Czesław Kupisiewicz) в книге «Основы общей дидактики» (1973). Так он назвал свою « систему управления самообразованием », в которой обучение строится по чёткой программе, но внутри неё у ученика есть свобода действий.

По замыслу автора учебная программа подразделяется на следующие блоки: 

Предоставление учебного материала.

Проверка усвоенного.

Дополнительное обучение, устранение пробелов.

Решение задач с применением полученных знаний.

Итоговый контроль. 

Чеслав Куписевич (1924–2015) Профессор, член-корреспондент Польской Академии Наук. Разработал блочную систему обучения, объединяющую традиционную школьную дидактику и самообразование

Чеслав Куписевич (1924–2015)

Профессор, член-корреспондент Польской Академии Наук. Разработал блочную систему обучения, объединяющую традиционную школьную дидактику и самообразование

Блочное обучение позволяло создавать образовательные программы для полностью компьютеризированного обучения.    В последние десятилетия XX века многие были убеждены, что традиционные школы скоро уйдут в прошлое, и все знания люди будут получать с помощью цифровых технологий. Но и сейчас, когда стало очевидно, что люди лучше усваивают знания при взаимодействии с другими людьми, идеи «управляемого самообразования» остаются актуальными. Они легли в основу стратегии  модульного обучения , при котором ученик сам изучает предмет, а учитель создаёт условия для этого: мотивирует, направляет и контролирует. 

Блочное обучение позволяло создавать образовательные программы для полностью компьютеризированного обучения. 

В последние десятилетия XX века многие были убеждены, что традиционные школы скоро уйдут в прошлое, и все знания люди будут получать с помощью цифровых технологий. Но и сейчас, когда стало очевидно, что люди лучше усваивают знания при взаимодействии с другими людьми, идеи «управляемого самообразования» остаются актуальными. Они легли в основу стратегии  модульного обучения , при котором ученик сам изучает предмет, а учитель создаёт условия для этого: мотивирует, направляет и контролирует. 

Модульные программы  — это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

Модульные программы — это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

  • Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.
  • Отбор содержания.
  • Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
  • Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).
  • Написание модульной программы (желательно печатный материал).
Модульный урок имеет свои особенности : 1.Каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.; 2.Целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. 3.Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важного процесса. Алгоритм составления модульного урока :

Модульный урок имеет свои особенности :

1.Каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;

2.Целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. 3.Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важного процесса.

Алгоритм составления модульного урока :

  • Определение места модульного урока в теме.
  • Формулировка темы урока.
  • Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
  • Подбор необходимого фактического материала.
  • Отбор методов и форм преподавания и контроля.
  • Определение способов учебной деятельности учащихся.
  • Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.
Особенности подготовки Действия учителя при составлении урока - модуля: 1) формулирование темы урока; 2) отбор учебного материала по содержанию; 3) определение интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения для учащихся на этом уроке; (например:  в результате работы необходимо изучить...; определить...; повторить...; сравнить...; развить умения и навыки и т.д.) 4) распределения учебного содержания на логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение цели для каждого УЭ; 5) определение способов учебной деятельности учащихся; 6) отбор методов и форм деятельности учителя; 7) письменное составление модуля данного урока; 8) подготовка необходимого количества копий текста модуля;

Особенности подготовки

Действия учителя при составлении урока - модуля:

1) формулирование темы урока;

2) отбор учебного материала по содержанию;

3) определение интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения для учащихся на этом уроке;

(например:  в результате работы необходимо изучить...; определить...; повторить...; сравнить...; развить умения и навыки и т.д.)

4) распределения учебного содержания на логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение цели для каждого УЭ;

5) определение способов учебной деятельности учащихся;

6) отбор методов и форм деятельности учителя;

7) письменное составление модуля данного урока;

8) подготовка необходимого количества копий текста модуля;

Как проходит модульный урок

Как проходит модульный урок

  • Подобно тому как учебная программа делится на модули, каждый урок разделён на учебные элементы:
  • Мотивационный этап .   Учитель настраивает учеников на самостоятельную работу и даёт инструкции. 
  • Входная диагностика . Проверка знаний и умений для освоения модуля. Это может быть устный опрос, небольшой диктант, парная или групповая работа. В последних двух случаях учитель даёт ключи для само- или взаимопроверки.
  • Обучающие блоки . Включают теоретические и практические занятия. В каждом занятии может быть до семи блоков с разными видами деятельности (индивидуальная работа, дискуссия, практика). Ученики работают по  технологическим картам —  раздаточным материалам, где содержатся инструкции, ключи для самопроверки и указано время на выполнение каждого задания. 
  • Рефлексия . Ученики оценивают собственную продуктивность и результаты работы. Внимание уделяется не только степени усвоения темы, но и тому, насколько эффективны были способы обучения: «какое задание показалось вам самым лёгким?», «с каким возникли трудности?», «что вам понравилось делать?». Объём и суть домашнего задания зависят от того, насколько успешно ученик работал на уроке. 
  • В течение модульного занятия учащиеся работают самостоятельно, общаются и помогают друг другу, оценивают себя и товарищей. Преподаватель контролирует процесс, отвечает на вопросы учеников и следит за временем выполнения заданий. 
Для достижения результата необходимо соблюдать некоторые условия:

Для достижения результата необходимо соблюдать некоторые условия:

  • Разделить учебный материал на небольшие части, легко усваиваемые учащимися с учетом самостоятельного изучения информации;
  • после каждого этапа проверить степень усвоения материала (3-5 вопросов);
  • соблюдать этапы организации учебного занятия: мотивация, организация самостоятельной деятельности учащихся, проверка сформированности навыков.
Блоки создаются на основе сквозных содержательных линий.  ПМ –ИМ – РМ – МС –МКЗ – МК ПМ- проблемный модуль; ИМ – информационный модуль; РМ – расширенный модуль; МС –модуль систематизации; МКЗ – модуль коррекции знаний; МК – модуль контроля.
  • Блоки создаются на основе сквозных содержательных линий.
  • ПМ –ИМ – РМ – МС –МКЗ – МК
  • ПМ- проблемный модуль;
  • ИМ – информационный модуль;
  • РМ – расширенный модуль;
  • МС –модуль систематизации;
  • МКЗ – модуль коррекции знаний;
  • МК – модуль контроля.
1.Проблемный модуль

1.Проблемный модуль

  • Изложение теоретического материала начинается с постановки исторически возникшей проблемной задачи, которая привела к появлению нового понятия.
  • ПМ позволяет : показать необходимость изучаемого материала;
  • определить дальнейшее применение этого материала как при изучении данной темы, так и всего предмета в целом.
2. Информационный модуль

2. Информационный модуль

  • Основа ИМ каждого блока является лекция, ее итогом служит опорный конспект.
  • Принципы составления ОК :
  • - научное изложение вопроса с максимальным использованием математической символики;
  • - краткость изложения, не нарушающая логического построения теоретического материала;
  • - продуманная наглядность (рисунки, чертежи, схемы);
  • - один конспект содержит информацию по целой теме или части темы, если она слишком обширна;
  • - выделение главного, основного цветом или шрифтом;
  • - логическая связь и последовательность перехода от одного конспекта к другому.
3. Расширенный модуль

3. Расширенный модуль

  • Углубление и расширение теоретического материала, решение нестандартных задач.
  • Происходит усвоение большего количества информации за одну и туже единицу времени.
  • В этом модуле возможно проведение уроков закрепления изученного материала, уроков применения знаний и умений ,
  • уроков в нестандартной форме .
4. Модуль систематизации

4. Модуль систематизации

  • Восприятие- осмысление- обобщение-формирование понятий, категорий и систем- овладение основными идеями темы.
  • (уроки – семинары,
  • турниры, конференции)
5. Модуль коррекции знаний

5. Модуль коррекции знаний

  • Основная задача- ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
  • Устранение пробелов в знаниях учащихся с целью предупреждения отставания и неуспевемости реализуется посредством проведения консультаций, дополнительных занятий , уроков работы над ошибками.
6. Модуль контроля

6. Модуль контроля

  • Проводится систематический учет знаний и умений по следующим параметрам:
  • - текущий контроль (проверка теории, практических умений через самостоятельные работы, опросы по ОК);
  • - контроль выполнения домашних заданий(релейные контрольные работы);
  • - тематический или итоговый контроль (тесты , тематические контрольные работы, зачеты).
Плюсы и минусы модульно-блочного обучения

Плюсы и минусы модульно-блочного обучения

  • Плюсы: 
  • Гибкость и динамичность . Элементы модульной системы можно дополнять и заменять в зависимости от целей и формы обучения.
  • Развитие самостоятельности.
  • Индивидуализация.  Ученики сами выбирают, какими методами получать знания и каков порядок выполнения заданий.
  • Психологический комфорт.  Самоконтроль и концентрация на одном–двух предметах в течение дня снижают стресс от учёбы.
  • Равномерная нагрузка.  Обучение по всем предметам строится на единых алгоритмах, а каждой теме уделено равное количество часов. 
  • Возможность дистанционного и семейного обучения .
Минусы: 

Минусы: 

  • Требует адаптации . Не всем легко привыкнуть к такому высокому уровню самостоятельной работы. 
  • Требует подготовки учителя . Разработка раздаточных материалов для каждого модуля требует от учителя высокого профессионализма и отнимает много времени и сил.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Блочно- модульная технология как обучающая система

Автор: Голод Надежда Валентиновна

Дата: 04.01.2025

Номер свидетельства: 663032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "разработка урока по НВП по модульно-блочной системе "
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka-uroka-po-nvp-po-modul-no-blochnoi-sistiemie"
    ["file_id"] => string(6) "157419"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421592042"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов в преподавании биологии». "
    ["seo_title"] => string(97) "urovnievaia-diffierientsiatsiia-na-osnovie-obiazatiel-nykh-riezul-tatov-v-priepodavanii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "161567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422252331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства