Блочно- модульная технология как обучающая система
Блочно- модульная технология как обучающая система
"Управляемое самообразование"- при котором обучающийся сам изучает предмет, а преподаватель создаёт условия для этого: мотивирует направляет, контролирует.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Блочно- модульная технология как обучающая система»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия промышленных технологий»
Блочно- модульная технология как
обучающая система, способствующая
повышению качества обучения
Преподаватель: Голод Н.В.
« Чем легче учителю учить,
тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю,
тем легче ученику.
Чем больше будет учитель учиться сам,
обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить заходом мысли ученика,…
тем легче будет учиться ученику».
Л.Н.Толстой
Как устроена одна из самых необычных педагогических стратегий нашего времени .
Впервые блочное обучение описал польский педагог Чеслав Купичевич (Czesław Kupisiewicz) в книге «Основы общей дидактики» (1973). Так он назвал свою « систему управления самообразованием », в которой обучение строится по чёткой программе, но внутри неё у ученика есть свобода действий.
По замыслу автора учебная программа подразделяется на следующие блоки:
Предоставление учебного материала.
Проверка усвоенного.
Дополнительное обучение, устранение пробелов.
Решение задач с применением полученных знаний.
Итоговый контроль.
Чеслав Куписевич (1924–2015)
Профессор, член-корреспондент Польской Академии Наук. Разработал блочную систему обучения, объединяющую традиционную школьную дидактику и самообразование
Блочное обучение позволяло создавать образовательные программы для полностью компьютеризированного обучения.
В последние десятилетия XX века многие были убеждены, что традиционные школы скоро уйдут в прошлое, и все знания люди будут получать с помощью цифровых технологий. Но и сейчас, когда стало очевидно, что люди лучше усваивают знания при взаимодействии с другими людьми, идеи «управляемого самообразования» остаются актуальными. Они легли в основу стратегии модульного обучения , при котором ученик сам изучает предмет, а учитель создаёт условия для этого: мотивирует, направляет и контролирует.
Модульные программы — это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:
Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.
Отбор содержания.
Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).
Написание модульной программы (желательно печатный материал).
Модульный урок имеет свои особенности :
1.Каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;
2.Целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. 3.Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важного процесса.
Алгоритм составления модульного урока :
Определение места модульного урока в теме.
Формулировка темы урока.
Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
Подбор необходимого фактического материала.
Отбор методов и форм преподавания и контроля.
Определение способов учебной деятельности учащихся.
Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.
Особенности подготовки
Действия учителя при составлении урока - модуля:
1) формулирование темы урока;
2) отбор учебного материала по содержанию;
3) определение интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения для учащихся на этом уроке;
(например: в результате работы необходимо изучить...; определить...; повторить...; сравнить...; развить умения и навыки и т.д.)
4) распределения учебного содержания на логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение цели для каждого УЭ;
5) определение способов учебной деятельности учащихся;
6) отбор методов и форм деятельности учителя;
7) письменное составление модуля данного урока;
8) подготовка необходимого количества копий текста модуля;
Как проходит модульный урок
Подобно тому как учебная программа делится на модули, каждый урок разделён на учебные элементы:
Мотивационный этап . Учитель настраивает учеников на самостоятельную работу и даёт инструкции.
Входная диагностика . Проверка знаний и умений для освоения модуля. Это может быть устный опрос, небольшой диктант, парная или групповая работа. В последних двух случаях учитель даёт ключи для само- или взаимопроверки.
Обучающие блоки . Включают теоретические и практические занятия. В каждом занятии может быть до семи блоков с разными видами деятельности (индивидуальная работа, дискуссия, практика). Ученики работают по технологическим картам — раздаточным материалам, где содержатся инструкции, ключи для самопроверки и указано время на выполнение каждого задания.
Рефлексия . Ученики оценивают собственную продуктивность и результаты работы. Внимание уделяется не только степени усвоения темы, но и тому, насколько эффективны были способы обучения: «какое задание показалось вам самым лёгким?», «с каким возникли трудности?», «что вам понравилось делать?». Объём и суть домашнего задания зависят от того, насколько успешно ученик работал на уроке.
В течение модульного занятия учащиеся работают самостоятельно, общаются и помогают друг другу, оценивают себя и товарищей. Преподаватель контролирует процесс, отвечает на вопросы учеников и следит за временем выполнения заданий.
Для достижения результата необходимо соблюдать некоторые условия:
Разделить учебный материал на небольшие части, легко усваиваемые учащимися с учетом самостоятельного изучения информации;
после каждого этапа проверить степень усвоения материала (3-5 вопросов);
соблюдать этапы организации учебного занятия: мотивация, организация самостоятельной деятельности учащихся, проверка сформированности навыков.
Блоки создаются на основе сквозных содержательных линий.
ПМ –ИМ – РМ – МС –МКЗ – МК
ПМ- проблемный модуль;
ИМ – информационный модуль;
РМ – расширенный модуль;
МС –модуль систематизации;
МКЗ – модуль коррекции знаний;
МК – модуль контроля.
1.Проблемный модуль
Изложение теоретического материала начинается с постановки исторически возникшей проблемной задачи, которая привела к появлению нового понятия.
ПМ позволяет : показать необходимость изучаемого материала;
определить дальнейшее применение этого материала как при изучении данной темы, так и всего предмета в целом.
2. Информационный модуль
Основа ИМ каждого блока является лекция, ее итогом служит опорный конспект.
Принципы составления ОК :
- научное изложение вопроса с максимальным использованием математической символики;
- краткость изложения, не нарушающая логического построения теоретического материала;
- один конспект содержит информацию по целой теме или части темы, если она слишком обширна;
- выделение главного, основного цветом или шрифтом;
- логическая связь и последовательность перехода от одного конспекта к другому.
3. Расширенный модуль
Углубление и расширение теоретического материала, решение нестандартных задач.
Происходит усвоение большего количества информации за одну и туже единицу времени.
В этом модуле возможно проведение уроков закрепления изученного материала, уроков применения знаний и умений ,
уроков в нестандартной форме .
4. Модуль систематизации
Восприятие- осмысление- обобщение-формирование понятий, категорий и систем- овладение основными идеями темы.
(уроки – семинары,
турниры, конференции)
5. Модуль коррекции знаний
Основная задача- ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
Устранение пробелов в знаниях учащихся с целью предупреждения отставания и неуспевемости реализуется посредством проведения консультаций, дополнительных занятий , уроков работы над ошибками.
6. Модуль контроля
Проводится систематический учет знаний и умений по следующим параметрам:
- текущий контроль (проверка теории, практических умений через самостоятельные работы, опросы по ОК);
- контроль выполнения домашних заданий(релейные контрольные работы);
- тематический или итоговый контроль (тесты , тематические контрольные работы, зачеты).
Плюсы и минусы модульно-блочного обучения
Плюсы:
Гибкость и динамичность . Элементы модульной системы можно дополнять и заменять в зависимости от целей и формы обучения.
Развитие самостоятельности.
Индивидуализация. Ученики сами выбирают, какими методами получать знания и каков порядок выполнения заданий.
Психологический комфорт. Самоконтроль и концентрация на одном–двух предметах в течение дня снижают стресс от учёбы.
Равномерная нагрузка. Обучение по всем предметам строится на единых алгоритмах, а каждой теме уделено равное количество часов.
Возможность дистанционного и семейного обучения .
Минусы:
Требует адаптации . Не всем легко привыкнуть к такому высокому уровню самостоятельной работы.
Требует подготовки учителя . Разработка раздаточных материалов для каждого модуля требует от учителя высокого профессионализма и отнимает много времени и сил.