Просмотр содержимого документа
«Безопасность дорожного движения»
Безопасность дорожного движения
Подготовила:
студентка группы Ш-32
Склярова Ольга
Безопасность дорожного движения – огромный комплекс мероприятий обеспечивающий безопасность всех участников дорожного движения. А мы с вами, все без исключения имеем прямое отношение к категории «участник дорожного движения», как водители транспортных средств, как пассажиры транспортных средств и, наконец, как пешеходы.
Законодательство трактует безопасность дорожного движения как степень защищённости участников от ДТП и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие классифицируется как событие, возникшее во время процесса движения по дороге любого транспортного средства, либо при его участии, во время которого произошла смерть или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений или причинён какой-либо материальный ущерб собственности.
Активные меры обеспечения безопасности движения:
-Грамотное, с учетом всех особенностей, проектирование и расположение всех, без исключения, объектов дорожной сети.
-Изучение и своевременное предотвращение влияния конструкции дороги на вероятность ДТП.
-Постоянное совершенствование организации, как самого дорожного движения, так и Правил дорожного движения, как основного регламентирующего документа.
-Постоянный контроль соблюдения правил дорожного движения всеми его участниками.
-Постоянный контроль технического состояния транспортных средств (ТО) и оборудования, которое отвечает за организацию дорожного движения (знаки дорожного движения, светофоры и т.д.)
Пассивные меры обеспечения безопасности дорожного движения:
-Совершенствование оборудования для безопасности транспортных средств: конструктивно – усиление жесткости кузова, обустройство салонов средствами активно-пассивной безопасности – ремни, подушки безопасности и т.д.
-Проектирование и усовершенствование приспособлений в дорожной системе для безопасности пешеходов.
Правила дорожного движения – это основной документ, который самым подробным образом описывает условия безопасного движения для всех его участников, и регламентирует каждое действие, происходящее на дороге. Поэтому, соблюдение Правил дорожного движения в 90% гарантирует безопасность дорожного движения. 10% отводится обстоятельствам непреодолимой силы: внезапное заболевание или стихийные бедствия.
Безопасность пешеходов
Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя. Быть пешеходом – это очень ответственно. Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей. И риски также присутствуют у обеих сторон. Потому что довольно часто виновными в ДТП являются именно пешеходы, переходящие улицу на красный свет или в неположенном месте. Некоторые даже банально забывают, что если переходишь дорогу, нужно смотреть по сторонам, потому что из-за поворота может неожиданно появиться машина. И тогда уже поздно будет смотреть в ее сторону.
Поэтому и водителям, и пешеходам необходимо соблюдать основные правила, при которых риск дорожно-транспортных происшествий уменьшится:
пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам;
при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств;
пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин;
на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Пешеходы – одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения. По сравнению с водителями, они физически не защищены, и дорожно-транспортные происшествия с их участием зачастую становятся трагедией – как правило, пешеход получает тяжелые травмы, в том числе несовместимые с жизнью. Нередко из-за незнания Правил дорожного движения или пренебрежения ими виновником ДТП становится сам пешеход.
Быть пешеходом – это очень ответственно. Дорожное движение – сложный процесс, но его безопасность зависит от поступков каждого человека, а значит, и от тебя. Ты должен строго соблюдать правила дорожного движения. Особенно важно уметь вести себя на улице, переходить дорогу и знать правила для пешеходов.
Формы и методы работы педагога по реализации программы профилактических мероприятий по детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) среди учащихся разнообразны и включают в себя беседы, организацию самообучения (рекомендации и разъяснения по работе с различными печатными материалами) и обучения с использованием наглядных материалов, дискуссий, мозговые штурмы, моделирование, передача навыков, знаний, умений по цепочке и т.д. В процессе профилактической работы должны использоваться все формы и методы профилактики, в зависимости от целей, состава учащихся, степени их готовности.
Формы работы можно подразделить на группы: учебно-плановые, включающие теоретические, практические и тренировочные занятия, а также внеурочные, то есть внешкольные (кружки, массовые праздники, различного рода состязания, викторины и т.д.)
Учебно-плановые занятия являются ведущей формой и выполняют главную обучающе-образовательную функцию по передаче-усвоению новых знаний, навыков и умений. Как правило, эта форма реализуется в виде урока. Урок следует планировать и проводить так, чтобы на нем произошло полное усвоение учебного материала всеми обучаемыми. Поэтому уроки должны быть разнообразными, соответствующими особенностям содержания и уровню подготовки учащихся.С помощью внеклассных форм учащиеся приобретают дополнительную информацию, нужные умения и навыки, закрепленные упражнения, воспитывают необходимые черты характера для выполнения правил на дорогах.Метод работы - это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочноеусвоение знаний учащимися. Наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний: рассказ-объяснение и беседа.
К рассказупедагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.с.то, что они не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет н обогащает новыми элементами. В рассказе используются эпические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.Рассказ-объяснениенеобходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде. В рассказе-объяснение педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательным и осторожным. Так, наблюдая происходящее на улице и дороге, учащийся должен уметь выделить все основные признаки, т.е представить всю картину, событие. Целостное восприятие закрепляется в памяти в виде образов и способствует работе воображения и мышленияБеседа- этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет их знания, умения и навыки. Если педагог умело ставит вопросы, и побуждают учащихся вспоминать известные им знания о действиях в дорожных условиях путем самостоятельных размышлений ,выводов и обобщений.
Работа с учебной книжкой-тетрадью-это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и дорожные термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и рисунки, ищут ответь на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. В книжке-тетради есть сюжетные картинки и рисунки опасных ситуаций, светофоров, дорог, перекрестков, дорожных знаков и т.д. По ходу занятий педагог обращает внимание учащихся на эти иллюстрации. При этом нужно учить осознавать отличительные признаки предметов.
Самостоятельнаяучебная работапредставляет собой овладение научными знаниями,практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя так и без него. При этом необходимо целенаправленное управление самостоятельной деятельностью учеников посредством формулировки темы-проблемы, ее расшифровки через план или схему, указания основных и дополнительных источников, вопросов и заданий для самоконтроля осваиваемых знаний, заданий для развития необходимых умений и навыков, сроков консультаций и форм контроля.Самостоятельную работу учащихся классифицируют:
по дидактической цели ее применения — познавательная, практическая, обобщающая;
по типам решаемых задач - исследовательская, творческая, познавательная и др.
по уровням проблемности - репродуктивная, репродуктивно-исследовательская,исследовательская;
по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся - фронтальная, групповая,индивидуальная;
по месту ее выполнения - домашняя, классная;
по методам научного познания — теоретическая, экспериментальная
Тренировочные упражненияимеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков. Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной дорожной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.
Ролевая игравсегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей у учащихся развивается воображение, Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью. Важно наблюдать за отношением к роли. В ней поведение школьника существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е, контролируется и сопоставляется с образцом.
Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому обучающемуся нужна постоянная поддержка педагога и участников игры. В ролевой игре «водители- пешеходы» даются соответствующие установки. Например: «Машины поехали, а пешеходы не успели перейти дорогу. Что делать?»В игре учащиеся должны понять, что на дороге нельзя метаться: остановись, и машины тебя объедут.
Цель -научить спокойно ориентироваться на проезжей части дороги, если он не успел ее перейти.
Экскурсия проводитсядля закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие,автобусные и на общественном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий, показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д.Педагог просит прислушаться к уличным звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д.На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний,умений, навыков и привычек.
В учебно-воспитательном процессе профилактики ДДТТ применяются методы воспитания-способы психолого-педагогического воздействия на сознание, волю, чувства, поведение учащихся. С их помощью осуществляется решение воспитательных задач. Основными методами воспитания являются внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение.