kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание - одна из основных категорий педагогики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание является одной из основных категорий педагогики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание - одна из основных категорий педагогики»

ВОСПИТАНИЕ - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ПЕДАГОГИКИ


Хохлов Андрей Анатольевич, преподаватель ГАПОУ КО «ККСД»




Воспитание является одной из основных категорий педагогики.

Этимология слова «воспитание» прямо указывает на его происхождение от старославянского «питати», образованного с помощью суффикса «-ати» и основы «пита» (пища, хлеб). В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даль представляет два понятия, образованные от глагола «воспитывать»: «Воспитывание» - процесс, педагогическая характеристика процесса действия тех, кто воспитывает, и тех, кто воспитывается.

«Воспитание» - завершение действия, процесса, результат забот, наставлений и научения.

Главный смысл понятия «воспитание» в древнерусской культуре указывает на доминанту морального начала, высших духовных ценностей.

В XVIII веке Россия начала перенимать у Западной Европы внешние формы жизни. Русское воспитание было поставлено перед необходимостью организовать «перенос» западных ценностей на русскую почву, заставить поколение воспитателей и воспитанников учиться у европейцев. Начиная с XVIII в., «воспитание» указывает на внешние, поведенческие проявления, достижения в освоении правил этикета, дисциплины. Во времена правления Екатерины II семантика понятия «воспитание» разъясняется деятелями российского образования. И. И. Бецкой утверждал, что только «способом воспитания» можно произвести в обществе «новую породу» людей, добропорядочных и просвещенных граждан. Он определяет воспитание как процесс освоения светской культуры.

В середине XIX века русские педагоги обращаются к поиску истинного смысла отечественного воспитания. Они стремились выйти из-под западного влияния. Так, К. Д. Ушинский упрекал педагогическое сообщество и просвещенные сословия в «детском желании» во всем угнаться за Западом: «Мы до сих пор пользовались иноземными убеждениями, зато мы и меняли их легко, зато они и прививались к нам плохо и приносили мало существенной пользы».

Он выделяет «преднамеренное» воспитание (его специально организуют школа и наставники) и «непреднамеренное» (которое ребенок естественно впитывает в среде родного языка, народной культуры, семейной жизни и православной религии)». «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов». Таким образом, К. Д. Ушинский открыто отстаивал исконный смысл понятия воспитания, укорененный в русской культуре.

К началу XX в. в отечественной педагогике оформились две позиции:

  1. «позиция социализирующая» - воспитание - социальный процесс, человека следует научить понимать общественные законы и жить в соответствии с ними;

  2. «позиция свободы» - воспитание предполагает индивидуальное человеческое самосовершенствование.

Так, Н. К. Крупская рассматривала «воспитание в широком смысле», которое совершается под влиянием всей системы воздействий окружающей действительности, и «воспитание в узком смысле» как «преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков».

Интересен опыт воспитания, позиция А. С. Макаренко. Он одним из первых в советской педагогике пришел к пониманию того, что воспитание – «есть процесс социальный в самом широком смысле... Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка». А. С. Макаренко утверждал, воспитание – это воспитание в коллективе и трудовой деятельности.

Заслуживают внимания взгляды В. А. Сухомлинского на воспитание. Утверждая гуманистический подход в педагогике, он отмечал, что «процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников, в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний».

В современной педагогике термин «воспитание» принято употреблять в трех значениях.

Воспитание в социальном смысле - социализация - подготовка подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни.

Воспитание в широком педагогическом смысле - образование - процесс целенаправленного формирования личности, который осуществляется в образовательном учреждении.

Воспитание в узком педагогическом смысле – организация педагогом деятельности детей с целью формирования определённых качеств.

В современных условиях воспитанию отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитание - одна из основных категорий педагогики

Автор: Хохлов Андрей Анатольевич

Дата: 18.12.2024

Номер свидетельства: 662145

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников "
    ["seo_title"] => string(59) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-1"
    ["file_id"] => string(6) "183214"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425764605"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Патриотическое воспитание школьников в 21 веке "
    ["seo_title"] => string(53) "patriotichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-v-21-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "227616"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440839273"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(106) "riealizatsiia-individual-nogho-i-diffierientsirovannogho-podkhodov-v-obuchienii-i-vospitanii-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246709"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446447704"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Воспитание в школе и семье"
    ["seo_title"] => string(31) "vospitaniie-v-shkolie-i-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "256467"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448135047"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Научно-методическая статья на тему:"Дидактическая игра как одно из средств привития интереса к математике в начальном общем образовании." "
    ["seo_title"] => string(156) "nauchno-mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-didaktichieskaia-ighra-kak-odno-iz-sriedstv-privitiia-intieriesa-k-matiematikie-v-nachal-nom-obshchiem-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "166860"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422996831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства