-
Дидактическая игра как одно из средств привития интереса к математике в начальном общем образовании
Л.М Долгих, Л. Н. Кузнецова, МБОУ СОШ № 46 городского округа город Воронеж
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального образования большое внимание уделяется технологии деятельностного метода , которая предполагает в образовательном процессе начального общего образования личностно ориентированный подход, проблемно диалоговый метод и методы активизации и интенсификации деятельности обучающихся. Поэтому важное место в учебном процессе отводится нетрадиционным формам проведения уроков, игровым технологиям. Перед учителем , принимающим 1 класс , возникают такие вопросы: как заинтересовать современного информированного ребёнка?
Дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности учащихся, развивает внимание, память, способствует созданию эмоциональной обстановки, помогает усваивать материал естественно, легко.
В сфере деятельности ребёнка игре принадлежит исключительно важное значение. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место в первые годы обучения в школе.
Дидактическая ( или обучающая) игра относится к играм с правилами- она- предмет эволюцирования ролевой игры ( Д..В. Эльконин).
В основе таких игр лежит то или иное познавательное содержание, умственное или волевое усилие ребёнка, направленное на решение задачи, выполнение действий, определяющих ход игры. В дидактических играх развиваются основные процессы мышления- анализ, сравнение, умозаключение и т.д. Ценность дидактической игры в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающихся целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Положительные эмоции , возникающие во время игры, активизируют деятельность учащихся, развивают их произвольное внимание, память. В игре ученики , незаметно для себя выполняют большое число действий, упражнений, решают задачи и т.д.
Внимание ребёнка приковано к игре, выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую обстановку.
Например, учитель рассказывает о том, что юные следопыты нашли зашифрованное письмо и необходимо расшифровать его. Это можно сделать, если решить столбик примеров, и вместо цифр, которые получаются в ответах, поставить нужные буквы. Ученики решают примеры быстро , с увлечением. Они знают, что если хоть один пример решат неверно, то расшифровать письмо не удастся. Обычное упражнение выполняется с подъёмом, так как игровая ситуация эмоционально окрашивает деятельность учеников. Это активизирует их, позволяет сосредоточить произвольное внимание и, главное, добиться хороших результатов в усвоении программного материала. Именно такие игры дидактические , т.е. обучающие. В играх дети узнают не только новое, воспитываются, но и всесторонне развиваются: развиваются их память, речь, мышление, инициатива и творчество.
Дидактические игры содействуют выработке таких важных качеств, как смекалка, самостоятельность суждений, самоконтроль и др.
Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогики К.Д. Ушинским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и видными психологами Л.С. Выготским, Л.С. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др.
Детская игра – это необходимое явление в жизни ребёнка. Игра- это проявление его естественной потребности к деятельности, в которой он познаёт окружающую действительность, развивая одновременно присущие ему способности.
Игра не самоцель, а средство воспитания. Игру не следует путать с развлечением и забавой, не следует рассматривать игру как деятельность, доставляющую удовольствие. Такой подход к игре обедняет её, делает бесполезной, даёт повод для принижения её роли как средства воспитания. На игру нужно смотреть как на вид преобразующей деятельности. Только такой подход к пониманию игры поможет правильно оценить её значение и роль, использовать в образовательной работе.
Требования к дидактическим играм
Дидактические игры, проводимые на уроках, должны отвечать следующим требованиям.
- Подбор дидактических игр для обучения проводится в соответствии с программными требованиями. Основные критерии их подбора - познавательная значимость, соответствие теме и задачам урока.
- Дидактическая игра должна разрабатываться таким образом, чтобы к её участникам были предъявленные требования в отношении знаний.
- Успешность проведения дидактической игры во многом определяется ясным осознанием учащимися цели игры, что позволит направить мысль ученика в нужное русло, повысить интерес детей к выполнению работы.
- Важно соблюдать и определённую последовательность при подборе игр, учитывать, что играм с более трудным содержанием должны предшествовать игры с содержанием меньшей степени трудности, которые служили бы подготовкой к их проведению. Обеспечить постепенное усложнение таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование, конкретизация, обобщение.
- Правила и организация дидактических игр должны составляться и разрабатываться с учётом индивидуальных способностей учащихся, т.е. с учётом различных групп (слабых и сильных, активных и пассивных и т.д.) . Они по возможности должны быть такими, чтобы для каждой категории учеников были созданы условия для проявления самостоятельности, настойчивости, смекалки, возможности проявления чувства удовлетворённости, успеха. Необходимо предусмотреть более лёгкие , ослабленные варианты игры для слабых учащихся, состояние уверенности в себе, в свои возможности и , наоборот, трудные варианты для сильных учеников.
-
Необходимо предусмотреть этапы игры, подготавливающие к успешному участию в ней всех учащихся, а также этапы, назначение которых- поддержать успех в игре, помочь отстающим в ходе игры. Наличие подготовительных этапов необходимо ещё и для того, чтобы все учащиеся были поставлены во время игры в сравнительно равные условия.
- Учёт особенностей различных групп учащихся должен сочетаться с необходимостью воспитания у каждого ученика целеустремлённости в активной деятельности.
-
А.С. Макаренко писал, что игра без усилия , без активной деятельности всегда плохая игра. Если игра не представляет для детей никакой трудности, то теряется её дидактический смысл. Повышение трудности заданий не должно приводить к нарушению требования посильности их для детей.
7) Правила игры должны быть простыми, точно и чётко сформулированными.
8) Каждый ученик должен принимать участие в процессе игры. Следует иметь в виду, что длительное ожидание своей « очереди»- снижает интерес к игре.
9) Дидактические игры должны способствовать усилению воспитательного влияния обучения.
10) Наглядные пособия , предназначенные для проведения дидактических игр , должны быть простыми для изготовления, удобными для использования и разнообразными. Важно при этом обеспечить не только разнообразие наглядного материала, но и его подбор. От того , как он подобран , зачастую зависит само содержание игры. Например, игра « Найди пару»
На одной полочке наборного полотна выставляются несколько красных кругов разного размера ( большие и маленькие) . Вызванному ученику дает учитель столько же синих кругов и предлагает ему расставить эти круги на нижней полочке наборного полотна так, чтобы образовались пары: большой красный круг- большой синий круг, маленький красный круг- маленький синий круг.
Дидактические игры должны быть разнообразными по содержанию и по форме организации. Если какая-нибудь игра проводится часто и приёмы не разнообразятся, то возникает опасность уныния и скуки на уроке, ибо утрачиваются новизна и интерес. В игру нужно вносить что-то новое, усложнять правила, заменять предметы, включать правила соревнования.
В целом же игра способствует обучению детей умению наблюдать и сравнивать, развивать внимание , зрительную память.