kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Воспитание — одна из основных категорий педагогики, тем не менее общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому — его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников »

Что такое воспитание?

Воспитание — одна из основных категорий педагогики, тем не менее общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому — его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.

Определяя объем понятия воспитание, многие исследователи выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;

  • воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

  • воспитание в узком педагогическом смысле, а именно — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

  • воспитание в еще более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества).

Детство всегда с надеждой обращено в будущее,

как бы ни было беспощадно настоящее.

И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые

показали им путь, который определит им жизнь.

«В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель» Антуан де Сент-Экзюпери

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственного воспитания, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.

В школе ребенок не только готовится к жизни, но и уже живет полноправной жизнью — со своими радостями, заботами, печалями, тревогами. Они могут быть очень разными: и высоконравственными, хорошими, и нехорошими как со стороны детей, так и со стороны окружающих их взрослых. Вот почему с раннего школьного возраста столь важно всячески усиливать нравственный аспект обучения и, таким образом, оказывать позитивное влияние на формирование человека.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Все сильные стороны личности ребёнка проявляются, прежде всего, в учебном процессе, когда каждый ребёнок становится более знающим и умеющим в какой-то области, на каком-то уровне.

Однако, сегодня духовно-нравственное воспитание осуществляется и во внеурочной деятельности.

Тема моей воспитательной работы: Развитие духовной и физически здоровой личности, способной к творческому созиданию.

Опорой в реализации этой сложной задачи является несколько документов: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и созданная на её основе моя рабочая программа, которая включает в себя тематическое планирование, а также рабочая программа по социально-проектной деятельности. Если вы внимательно посмотрите на тематическое планирование, то увидите, программа по социально-проектной деятельности является одной из составляющих программы по духовно-нравственному воспитанию. Условно её можно разделить на два вида работ: совместные проекты и занятия по рабочей тетради «Во имя общего блага»

В процессе воспитания необходимо опираться на ряд принципов:

Заповеди воспитания

  • Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон - вот залог успеха.

  • Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.

  • Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.

  • Не подсказывай готового решения, а подсказывай возможные пути к нему.

  • Не пропусти момента, когда ребенок достиг первого успеха.

  • Делай своевременные замечания.

  • Оценивай поступок, а не личность.

Каждый учитель в процессе работы стремится научить своих учеников ответственности. Однако ответственность нельзя навязать детям, её надо воспитать в них. Когда непрестанно говорить им, что и как делать, они станут выполнять это очень хорошо, но! Ведь у них остаётся мало возможностей для собственных суждений и развития чувства ответственности. «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, с иным запасом опыта, иными увлечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем» — сказал Януш Корчак.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка, а так же сохранения его психологического и физического здоровья, в процессе своей деятельности необходимо опираться на сотрудничество с семьей. Основной принцип – осознание партнерства. Залог успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании личности ребенка, прежде всего, в формировании активной педагогической позиции родителей, вооружении их педагогическими знаниями, вовлечении родителей в совместную работу.

Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитывали на протяжении последних десятилетий. Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу.

Начиная с азов в начальной школе мы, учителя, пытаемся пользоваться опытом и поддержкой родителей учащихся. На этом этапе мы рассматриваем нашего ученика с различных сторон его развития и пытаемся уделить внимание тем пробелам, которые проявляются через воспитание в семье. И здесь наша с вами работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности: классные часы, проведение семейных праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, а также просветительская деятельность со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания. И, как признаются некоторые родители, им это необходимо.

Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Для эффективной работы с детьми необходимо знать семью, условия, в которых ребенок живет и воспитывается, выяснить возможность родителей участвовать в делах класса и школы. В итоге составляется социальный паспорт семьи, который во многом определяет особенности работы с родителями.

Особое место занимают родительские собрания, на которых не нужно ограничиваться обсуждением вопросов успеваемости детей и решением организационных проблем. Родительские собрания – это не монолог учителя, а скорее диалог с родителями, во время которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместные решения возникших проблем.

Уровень сформированности нравственных качеств легко поддаётся диагностике. И в качестве примера я хочу предложить вам анкеты, а также познакомить вас с одним из пособий.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Автор: Баранова Светлана Георгиевна

Дата: 08.03.2015

Номер свидетельства: 183214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Выступление на тему: «Эффективные формы воспитательной работы классных руководителей по духовно-нравственному развитию обучающихся начальной школы» "
    ["seo_title"] => string(165) "vystuplieniie-na-tiemu-effiektivnyie-formy-vospitatiel-noi-raboty-klassnykh-rukovoditieliei-po-dukhovno-nravstviennomu-razvitiiu-obuchaiushchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "136826"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417190834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства