Просмотр содержимого документа
«Система педагогического мониторинга»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
г..Димитровград
Гвардейская , 43
Cистема педагогического мониторинга
,
Лучезарнова Ирина Ваисовна,
педагог дополнительного образования
Димитровград 2015
система педагогического мониторинга
В данном материале описана система педагогического мониторинга образовательной деятельности детского объединения , работающего по образовательной программе дополнительного образования детей «Репортёр » Надеюсь, что он будет полезен педагогам дополнительного образования, работающим с юными журналистами.
Программа «Репортёр », рассчитанная на учащихся среднего и старшего школьного возраста. Составлена с учётом компетентностного подхода и предполагает, что к концу обучения у каждого обучающегося будут сформированы следующие ключевые компетенции:
информационно-коммуникативные;
учебно-познавательные;
социально-трудовые;
личностного совершенствования;
общекультурные.
Ожидаемый результат обучения:
К концу курса обучающиеся должны:
иметь общее представление о журналистике и компьютерной программе Microsoft Office Publisher, о том, как сделать школьное издание приемлемым с точки зрения журналистских и полиграфических требований, уметь вежливо и дружелюбно общаться друг с другом и с другими людьми, уметь договариваться.
Знать: основные жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чём их различие; знать, что такое тема, идея журналистского материала; что является областью исследования для юнкора; правила использования технических средств, основные способы работы с компьютерной техникой; специфику ведения журналистского расследования.
Уметь: создавать заметки, репортажи, интервью, отзывы, опросы; выделять и характеризовать тему и идею любого журналистского материала; иметь навыки нахождения и исправления логических, речевых ошибок, навыки макетирования газетных полос и составления текстов, иметь навыки речевой культуры; отделять актуальные материалы от неактуальных; создавать актуальные журналистские произведения для школьной газеты; вести журналистское расследование; пользоваться интернетом для получения необходимой, достоверной информации; использовать технические средства в создании текстов публицистического жанра.
Владеть следующими ключевыми компетентностями:
Информационно-коммуникативной:
владение журналистской терминологией;
практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем.
владение методами поиска, анализа и отбора необходимой информации;
способность к сотрудничеству, продуктивному общению,
Учебно-познавательной:
умение планировать, анализировать, рефлексировать и оценивать учебно-познавательную деятельность;
способность выполнять практическую работу с использованием различных методов;
умение излагать свои мысли, объяснять, доказывать;
владение практическими навыками в подготовке журналистских текстов в процессе практической деятельности, оценки качества таких текстов;
владение методами самостоятельной работы по поиску материала для публикаций.
Социально-трудовой:
готовность к выполнению различных социальных ролей;
владение навыками в определенной сфере деятельности, в быту,
навыками самоорганизации.
Личностного совершенствования:
владение правилами личной безопасности;
осознание духовного и интеллектуального саморазвития;
осознание необходимости личного самосовершенствования.
Общекультурной:
осознание духовной сущности родного языка.
Формы контроля за содержанием и качеством обучения:
1-й год обучения: ЗУН воспитанников оцениваются по результатам тестирования (с использованием ИКТ), выполнению практического задания, предполагающего оценку умения и навыков в макетировании газеты, написании основных журналистских жанров для школьной газеты.
2-й год обучения: ЗУН воспитанников оцениваются по результатам тестирования (с использованием ИКТ), выполнению практического задания, предполагающего оценку умения и навыков в создании и выпуске школьной газеты, написании основных журналистских жанров для школьной СМИ, участия в конкурсах различного уровня.
Реализация развивающих задач отслеживается в зависимости от года обучения:
1. Отслеживание сформированности ключевых компетентностей с использованием различных методов происходит в начале обучения и в конце обучения;
2. 1-й, 2-й годы обучения предполагают отслеживание следующих показателей в развитии личности:
а) мотивации к обучению (в начале года проводится диагностика мотивации к обучению с использованием тест-опросника МУН);
б) выявление коммуникативных склонностей детей (в конце учебного года с использованием «Методики выявления коммуникативных склонностей детей» Г.В. Овчаровой);
в) креативности (методом наблюдения в ходе реализации программы) с проведением итоговых практических зачётных работ и отслеживанием творческой активности детей в написании работ, печати их в школьной газете, СМИ и участии в конкурсах различного уровня, а также в проектной деятельности, создании школьной газеты.
Отслеживание показателей мотивированности (в начале каждого года) и коммуникативности (в конце каждого года) позволяют проследить динамику в развитии этих качеств личности по факту первичного включения в работу по освоению программы и по факту их предполагаемого совершенствования на определенном этапе обучения.
Результаты заносятся в таблицы.
После анализа полученных результатов с обучающими при необходимости проводится коррекционная работа.
Контроль знаний проводится в виде:
– опроса;
– собеседования;
– тестов, наблюдений;
– интеллектуальных игр с использованием компьютерных технологий.
– защиты (презентации) работы (проекта),
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица № 1. Карта обучающихся.
Сформированность ключевых компетенций
Ключевые компетентности
Уровень сформированности на начало обучения
(1-й год)
Уровень сформированности на конец обучения (3-й год)
Методы отслеживания
Информационно-коммуникативные
владение журналистской терминологией;
Словарный диктант
способность к сотрудничеству, продуктивному общению*
владение методами поиска, анализа и отбора необходимой информации *
Наблюдение, опрос
практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем *
Диктант
Учебно-познавательные:
владение знаниями в области русского языка*, журналистики;
Тестирование
способность выполнять практическую работу с использованием различных методов*
Практическая работа
умение планировать, анализировать, рефлексировать и оценивать учебно-познавательную деятельность*
Наблюдение
умение излагать свои мысли, объяснять, доказывать*
Наблюдение
Ролевая игра
Презентация проекта
владение практическими навыками в подготовке журналистских текстов в процессе практической деятельности, оценки качества таких текстов;
Практическая работа (написание текстов в разных журналистских жанрах)
Макетирование газеты
Вёрстка газеты
Наблюдение
владение методами самостоятельной работы по поиску материала для публикаций
Наблюдение
Социально-трудовые:
готовность к выполнению различных социальных ролей;
Ролевая игра
Наблюдение
владение навыками в определенной сфере деятельности, в быту*
Беседа
Личностного совершенствования:
владение правилами личной безопасности*
Наблюдение
осознание духовного и интеллектуального саморазвития*
Беседа
осознание необходимости личного самосовершенствования*
Беседа
Общекультурные:
осознание духовной сущности родного языка*
Наблюдение
* помечены компетентности, сформированные у обучающихся на момент начала обучения по программе «Школьный пресс-центр»
Уровни сформированности компетентностей:
Н – начальный
С – средний
В – высокий
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика выявления коммуникативных склонностей (Г. В. Овчарова)
Цель: выявление коммуникативных склонностей детей. Инструкция: отвечать на вопросы, не задумываясь: если «да» + ; если «нет» –.
Вопросы:
Часто ли тебе удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими твоего мнения?
Всегда ли тебе трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
Нравится ли тебе заниматься общественной деятельностью?
Если возникли некоторые помехи в осуществлении твоих намерений, то легко ли ты отступаешь от задуманного?
Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
Стремишься ли ты к тому, чтобы твои товарищи действовали в соответствии с твоим мнением?
Верно ли, что у тебя не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
Часто ли ты в решении важных дел принимаешь инициативу на себя?
Правда ли, что ты обычно плохо ориентируешься в незнакомой для тебя обстановке?
Возникает ли у тебя раздражение, если тебе не удается закончить начатое дело?
Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?
Часто ли ты проявляешь инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы твоих товарищей?
Верно ли, что ты редко стремишься к доказательству своей правоты?
Принимаешь ли ты участие в общественной жизни кружка, Центра?
Верно ли, что ты не стремишься отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято твоими товарищами?
Охотно ли ты приступаешь к организации различных мероприятий для своих товарищей?
Часто ли ты опаздываешь на деловые встречи, свидания?
Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?
Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка: результат подсчитывается по формуле: сумма положительных ответов на все нечетные вопросы + сумма отрицательных ответов на все нечетные вопросы делится на 20.
Оценка уровня развития коммуникативных способностей:
Низкий: 0,1 – 0,45
Ниже среднего: 0,46 – 0,55
Средний: 0,56 – 0,65
Выше среднего: 0,66 – 0,75
Высокий: 0,76 – 1,0
Диагностика образовательного уровня обучающихся
№
Ф.И.О. учащихся
Год обучения
Мотивация к занятиям
ЗУН
Творческая активность
Достижения
октябрь
апрель
октябрь
апрель
октябрь
апрель
октябрь
апрель
1
2
2
3
3
3
3
2
Литература
1. Аттестация воспитанников Дворца детского и юношеского