Программа психологического практикума согласуется с курсом преподавания психологии и человековедения в общеобразовательной школе, основывается на рекомендациях программы Бгажноковой И.М.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.
«Психологический практикум» преследует цель: формирование у школьников с проблемами в интеллектуальном развитии общего представления о том, что такое психология и чем она занимается, какое значение имеет в жизни и какую пользу приносит людям.
Учитывая несформированность высших чувств у умственно отсталых учащихся, что «Психологический практикум» должен включать следующие основные аспекты:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКИ /планирование "Уроки Психологии" »
Пояснительная записка.
Программа психологического практикума согласуется с курсом преподавания психологии и человековедения в общеобразовательной школе, основывается на рекомендациях программы Бгажноковой И.М.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.
«Психологический практикум» преследует цель: формирование у школьников с проблемами в интеллектуальном развитии общего представления о том, что такое психология и чем она занимается, какое значение имеет в жизни и какую пользу приносит людям.
Учитывая несформированность высших чувств у умственно отсталых учащихся, что «Психологический практикум» должен включать следующие основные аспекты:
Общесоциальный, содержащий данные о значимости человека, социальных ролях, выполняемых им в обществе.
Этический, включающий воспитание, в первую очередь, следующих нравственных качеств: равноправного товарищеского отношения к представителям другого пола; людям, живущим рядом; доброты, уступчивости и т.д.
Психологический: формирование понятий о личности; упражнение в дифференциации эмоций; владея навыками общения и др.
Большинство тем программы сочетается так, чтобы элементарные теоретические представления школьники сразу же могли проверить экспериментально, испытать на практике.
«Психологический практикум» предполагается вести в 7, 8, 9-х классах (три года). Занятия по данному курсу будут проходить еженедельно по 2 часа в течение года.
Раздел 1. «Введение»
Понятие о психологии. Ее необходимость людям. Как появился человек на Земле. Сходство и отличие человека от животных. Органы чувств человека. Плохие и хорошие люди; как их отличить. Происхождение снов. Мозг и его тайны. Настроение человека. Знакомство с собой и друг с другом (рассказ по плану).
Раздел 2. Познавательная сфера личности.
Виды познавательных процессов. Их развитие от рождения человека до развития обучения в школе.
Тема. Ощущение и восприятие.
Понятие об ощущении и восприятии, виды. Психологические игры – тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др. ощущений и восприятий. Физические характеристики обитания человека. Значение ощущений и восприятий в жизни человека.
Тема. Внимание и внимательность.
Понятие о внимании. Виды. Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у «внимательных» и «невнимательных» учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: «Лабиринт», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Что изменилось в рисунках», «Найди ошибку», «Кто воспитаннее» и т.д.
Тема. Память.
Понятие о памяти, как о психическом процессе. Игры-тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти учащихся. Упражнения точности; уверенности воспроизведения. Тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной, моторной памяти. Исследование объема смысловой и механической памяти. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приемам запоминания и воспроизведения.
Тема: Мышление. «Думай, рассуждай, решай».
Элементарные понятия о мышлении. Виды мышления. Свойства мышления (беглость, гибкость и др.). Тесты-анализы на изучение действенного, образного, логического мышления. Вербально-логическое мышление. Операции сравнения. Отношения рядоположенности, противоположенности. Обобщение. Наглядно-образное мышление. Задачи-игры на изучение конструктивного преобразовательного мышления учащихся.
Тема. Воображение.
Понятие. «Мечта как особый вид воображения». Связь воображения с памятью и мышлением. Упражнения на выполнение различных заданий с художественным, конструктивным, техническим содержанием по воображению.
Раздел 3. «Познай себя».
Тема. Основные свойства личности.
Тема. Способности.
Тема. «Как и что мы чувствуем». Речь и общение.
«Учусь понимать других».
«Учусь общаться».
«Человек среди людей».
«Юношество-мир дружбы и любви».
Высшие человеческие чувства. Психологические различия мужчины и женщины. Семья. Распределение семейных ролей (семейный договор).
Тема. Характер
Анализ поступков героев литературных произведений; тесты и упражнения.
Тема. Воля.
Познавательные беседы: «Упрямство и настойчивость». «Не хочу и надо». Тестовые задания на выявление устойчивости внимания и волевого усилия с усложняющимся содержанием. («Найди отпечатки», «Мозайка», «Перепутанные линии» и др.)
Раздел 4. «Обучение жизненно важным навыкам».
Тема. Эмоции и чувства.
Роль эмоций в жизни человека. Анализ жизненных наблюдений, тесты-упражнения. Практические приемы преодоления мышечного напряжения. Обида. Конфликты. Стрессы. Способы как справиться с плохим настроением.
Тема. Основы самопознания.
Определение личности и индивидуальности. Примеры уверенного и неуверенного поведения . Практические упражнения уверенного поведения. Права и обязанности учащихся.
Тема. «Умей сказать «нет»!».
Сведения о человеческих пороках . Тест «Юноши и девушки». Приемы отказа от предложенных наркотиков. Влияние наркотиков и ПАВ на организм и психику человека. Изготовление плакатов на антинаркотическую тему.
Тема. «Кем быть?».
Познавательные беседы о труде человека. Толкование пословиц и поговорок о труде. Анализ характеристик трудолюбивого и нерадивого человека. Работа с анкетой по проф. направленности. Изучение работоспособности. Профориентационные игры. Изучение жизненных позиций (любительские тесты).
Я знаю, что Вы способны думать, чувствовать и действовать разумно и самостоятельно.
Я знаю, что Вы еще не все знаете и не все умеете.
Я убеждена, что Вы уже достаточно взрослые, чтобы всему научиться.
В трудном деле учение Вы никогда не будете одиноки. Вам всегда помогут и Ваши учителя, и Ваши одноклассники.
Задачи коррекции и развития
Развитие познавательных психических процессов, как базисного компонента общего интеллекта.
Сохранение (и восстановление) душевного здоровья и эмоционального благополучия школьников. Формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.
Формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей.
Формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием.
обучение учащихся средствам коммуникации и психологической адаптации, через приемы психологической защиты.
Формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих.