Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку»
Содержание
№ п/п
Наименование раздела
Страница
1
Пояснительная записка
3
2.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
4
3.
Содержание учебного предмета
8
4.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
11
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по родному языку составлена с учетом требований, установленных:
федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ 2 "Об образовании в Российской Федерации";
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования»
приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2018г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»
примерной образовательной программой из реестра основного общего образования;
методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 7.08.2015 г, 19.04.2011 г."
положением о рабочей программе МБОУ "СОШ № 60" от 31.08.2016 г.
Цель изучения предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования сводится к развитию языковой и лингвистической компетенций, которые предполагают овладение необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знание основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; понимание родного языка как формы выражения национальной культуры.
Достижение цели предполагает решение частных задач:
Формирование представлений о зарождении и развитии русской письменности.
Расширение знаний о тексте и различных формах его организации.
Создание условий для формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой способности учащихся).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Нацеленность курса на соприкосновение с историей родного языка, на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе общего образования как выразитель и хранитель культуры народа. Ценность курса состоит в большом объеме надпрограммного и практически значимого материала, который позволит ребенку эффективнее взаимодействовать в социуме и решать личностно значимые задачи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать метапредметные универсальные учебные действия, которые базируются, в частности, и на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Текстоцентричность курса связана с возросшей ролью умений оперативно и корректно интерпретировать устную и письменную информацию.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) развитие навыка смыслового чтения и анализа письменной информации;
5) развитие коммуникативной компетенции, которая предполагает выбор адекватных речевых стратегий;
6) готовность и способность эффективно и корректно вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников,
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность формулировать результаты учебной деятельности в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка как средства общения, отражения и хранения информации о мире;
представление об истории развития русской письменности и взаимосвязи культуры народа и его языка, о становлении алфавита;
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка в процессе решения коммуникативных задач и создания собственных текстов;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (словообразовательного, лексического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Владеть всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приѐмами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определѐнной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свѐрнутости (пересказ, план, тезисы);
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своѐ отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Владеть базовыми понятиями лингвистики: лингвистика и еѐ основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.
Проведению различных видов анализа слова; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определѐнным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
основам научных знаний о родном (русском) языке;
пониманию взаимосвязи его уровней и единиц;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования.
3. Содержание учебного предмета.
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
Содержание раздела
5 класс
1
Русский алфавит
3
Славянская письменность. Алфавит. Распространение письменности на Руси. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия. Влияние византийской культуры на Древнюю Русь. Петровский реформы: буквы ять, ижица(V), фита(Ѳ) и ер(ъ).
2
Речь и формы ее организации
7
Речь и язык. Формы речи. Диалог, монолог. Пунктуация в предложениях с прямой речью и при диалоге. Речевой этике.
3
Текст и способы его создания
7
Текст как продукт речевой деятельности и его признаки (членимость, смысловая цельность, связность). Содержание текста: тема, проблема, идея. Средства связи предложений в тексте: синтаксические, морфологические, лексические. План: простой и сложный. Структурирование текста. Главная и второстепенная информация. Избыточная информация.
6 класс
4
Типы речи
6
Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Композиция текста. Композиция сочинения-рассуждения. Абзац – средство членения текст. Микротема. Тезис. Доказательства, аргументы. Способы развития темы в тексте.
5
Стили речи
11
Стилистическая система русского литературного языка. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия, реферат), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор; личное письмо, диалог). Особенности рекламных текстов. Коммуникативный замысел рекламных текстов. Нарушение литературной нормы с целью достижения рекламного эффекта. Понятие слогана.
7 класс
6
Тропы
8
Эпитет. Оценочные и устойчивые эпитеты. Сравнение. Сравнительный оборот, сравнительные союзы. Сравнение, выраженное творительным падежом имени существительного. Метафора. Олицетворение. Гипербола, литота, гротеск. Гротеск как особенность русских былин. Киносценарий.
Синонимы, антонимы, фразеологизмы, неологизмы. Окказиональная лексика. Стилистически сниженная лексика, разговорная лексика, просторечная. Книжная лексика. Жаргонизмы. Слова-паразиты. История русской фразеологии: как появились устойчивые обороты речи? Фразеологизм – отражение народной мудрости и житейского опыта.
8 класс
9
Стилистические нормы
6
Коммуникативный замысел. Культура речи. Роль синонимов в обогащении речи. Антонимы. Омонимы и способ их отличия от многозначных слов. Благозвучие речи. Речевой этикет. Метонимия, синекдоха, перифраз и аллегория как способ усиления выразительности речи.
10
Орфоэпические нормы
3
Орфоэпия. Акцентология. Правила русского ударения. Функции русского ударения (кульминативная, смыслоразличительная, стилистическая, экспрессивная).
11
Лексические нормы
8
Способы обогащения лексического запаса языка. Тезаурус. Заимствованная лексика. Борцы с заимствованиями: А. П. Сумароков, и Н. И. Новиков, В.И. Даль и др. Тавтология уместная и необоснованная. Как избежать тавтологию? Отличие тавтологии от лексического повтора. Паронимы. Логика высказывания. Движение темы высказывания. Понятие речевых штампов, клише, канцеляризмов. Стилистически неуместная лексика. Крылатые слова: фразеологизмы, афоризмы, пословицы и поговорки.
9 класс
12
Выдающиеся лингвисты русского языкознания
6
Вклад в развитие языка и науки о языке М.В. Ломоносова (реформа языка, теория стилей, взгляд на церковно-книжную лексику, «Письмо о правилах российского стихотворства»), В.И. Даля (создание «Толкового словаря живого великорусского языка», собрание пословиц, взгляд на язык как на сокровищницу русских традиций и хранителя русского духа), А.Х. Востокова (понятие компаративистики), А.А. Шахматова (реконструкция, историческое и лингвотекстологическое исследование русских летописных сводов и других письменных памятников), Ф.И. Буслаева («Историческая грамматика русского языка»), В.В. Виноградова (основные тезисы его грамматики).
13
Работа над правильностью речи
3
Знакомство с работами Б.Н. Головина, М.М. Сперанского, А.Ф. Кони, А.В. Миртова о качестве речи.
14
Составление текстов разных жанров
8
Работа над созданием собственного текста, этапы работы над авторским текстом. Составление плана. Структурирование информации и способы ее представления: таблицы, схемы и др.. Интервью как жанр. Как правильно брать интервью? Подготовка к интервью. Виды вопросов (тонкие, толстые, сенсорные, провокационные и др). Жанр очерка и его виды. Доклад как жанр устной речи. Правила выступления, манера держаться на публике. Культура ответов на вопросы. Особенности юмористических рассказов (ирония, шутка, пафос), фельетон как жанр. Заметки и заготовки как этап работы над собственным текстом.
4. Тематическое планирование.
№ п/п
Тема раздела
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
5 класс.
1
Русский алфавит
Овладевают приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи. Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека.
2
Речь и формы ее организации
Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Анализируют пословицы и поговорки русского народа. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение. Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Составляют диалоги на заданную тему.
3
Текст и способы его создания
Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют компоненты ситуации общения. Создают собственные тексты для решения коммуникативных задач. Узнают признаки текста, характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Анализируют текст с точки зрения его темы, проблемы и идеи.
6 класс.
4
Типы речи
Анализируют текст с точки зрения его типа, выделяют ключевые образы, составляют план текста. Знакомятся с понятием композиции и логикой текста-рассуждения. Составляют собственные тексты на заданную экологическую тематику.
5
Стили речи
Выделяют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи предложенных текстов. Учатся делать выводы на основе наблюдений.
7 класс.
6
Тропы
Углубляют знания в области лексического значения слова, учатся отличать прямое значение слова от переносного. Приводят примеры употребления троп. Знакомятся с жанром киносценария, учатся включать образные средства выразительности в собственный текст.
7
Фигуры
Учатся распознавать фигуры речи в текстах различных функциональных стилей.
8
Лексические средства выразительности
Углубляют знания в области русской фразеологии, учатся работать с разными источниками информации. Создают тексты по заданной теме и жанру. Выделяют в речи общеупотребительные слова. Характеризуют слова с точки зрения принадлежности активному и пассивному запасу. Отвечают на вопросы, связанные с историей происхождения слов. Работают с этимологическим словарем, словарем иностранных слов, словарем фразеологизмов. Различают свободные сочетания слов от фразеологизмов, осознают источники происхождения фразеологизмов.
8 класс.
9
Стилистические нормы
Активизируют знания речевого этикета, создают собственные тексты, участвуют в коммуникативном тренинге. Осваивают азы устного выступления. Редактируют собственные тексты.
10
Орфоэпические нормы
Осознают соотношение произношения и правописания, запоминают орфоэпические нормы русского языка.
11
Лексические нормы
Узнают признаки заимствованных слов, учатся отличать исконно русскую лексику от заимствованной. Участвуют в коммуникативных тренингах, редактируют собственные тексты. Учатся распознавать лексические ошибки и устранять их. Знакомятся с понятиями речевых штампов, клише, канцеляризмов. Пишут сочинения.
9 класс.
12
Выдающиеся лингвисты русского языкознания
Работают с разными источниками информации, конспектируют, готовят презентации и устные выступления.
13
Работа над правильностью речи
Участвуют в коммуникативных тренингах, редактируют собственные тексты. Учатся распознавать лексические ошибки и устранять их. Работают с разными источниками информации, конспектируют, готовят презентации и устные выступления.
14
Составление текстов разных жанров
Учатся создавать тексты в соответствии с коммуникативной задачей.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Родной язык (русский)»
5 класс
№
Тема
Количество часов
Русский алфавит
3
1
Введение и распространение письменности на Руси. Кириллица
1
2
Реформы русского алфавита
1
3
История исчезнувших букв
1
Речь и формы её организации
7
4
Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи?
1
5
Что такое монолог и диалог? Конструирование предложений с диалогом.
1
6
Монолог и диалог. Сочинение в форме диалога «Мама».
1
7
Наблюдение за знаками препинаниями в написании диалога. Отрывок из произведения Н.Н. Носова «Незнайка и его друзья»
1
8
Как вести беседу? Наблюдение за знаками препинания в написании диалога. Отрывок из произведения Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»
1
9
Толкование пословиц на тему: «Как вести беседу?» Составление начала телефонного разговора.
1
10
Сочинение сказки с элементами диалога «Белки»
1
Текст и способы его создания
7
11
Главное в тексте – идея, основная мысль. Сочинения на темы: «Какое чудо - цирк», «Учитель мужества – футбол» и др.
1
12
Что такое текст? Основные средства связи предложений в тексте. Составление текста.
1
13
Обращение как средство связи предложений в тексте. Составление текста.
1
14
Что значит писать и говорить на тему? Составление текста. Определение темы.
1
15
Развивайте умение писать и говорить на тему. Сочинения на темы: «Игра», «Встреча», «Школа»
1
16
Для чего нужен план? Простой, сложный план. Составление плана сказки «Храбрый опенок»
1
17
Сочинение по картинкам и плану «Автомобиль Кота Леопольда»
1
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Родной язык (русский)»
6 класс
№
Тема
Количество часов
Типы речи
6
1
Как различают типы речи?
1
2
Повествовать – значит рассказывать.
Подготовка к изложению по отрывку из рассказа В. Бианки
1
3
Как описать предмет?
Композиция описания. Эпитеты.
Подготовка к описанию «Хохлома»
1
4
Описание предмета по картинке «Хохлома»
1
5
Рассуждение. Композиция текста-рассуждения.
1
6
Составление текстов-рассуждений на экологическую тему.
1
Стили речи
11
7
Когда и где используют разговорный стиль?
Краткое изложение «Однажды ночью»
1
8
Слова, характерные для разговорного стиля. Диалог.
1
9
Книжные стили.
Знакомьтесь: научный стиль.
1
10
Научный стиль. Термины. Изложения текстов в научном стиле.
1
11
Художественный стиль. Как описать животное? Сочинение о диком животном или птице
1
12
Подготовка к сочинению по фотографии «Кабинет Л.Н. Толстого»
Жанры публицистического стиля (репортаж, очерк, статья). Написание репортажа «На соревнованиях».
1
17
Информационное выступление, его особенности. Рекламное выступление.
1
Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной язык (русский)»
7 класс
№
Тема
Количество часов
Средства выразительности языка
Тропы
8
1
Эпитет. Подготовка к сочинению-описанию
1
2
Сочинение о диком животном или птице
1
3
Для чего используется сравнение? Конструирование предложений с использованием сравнения
1
4
Сравнительный оборот. Замена существительных в творительном падеже сравнительным оборотом.
1
5
Метафора. Метафорические загадки. Олицетворение.
1
6
Гипербола, литота, гротеск в русских былинах.
1
7
Как создавать киносценарий? Подготовка к киносценарию «Один день из жизни бродячей собаки»
1
8
Киносценарий «Один день из жизни бродячей собаки»
1
Фигуры
4
9
Инверсия, лексический повтор, оксюморон в поэзии С. Есенина
1
10
Анафора, эпифора, антитеза, градация в ранней поэзии М.Ю. Лермонтова.
1
11
Инверсия, лексический повтор, оксюморон в поэзии С. Есенина
1
12
Риторический вопрос, восклицание, обращение; синтаксический параллелизм в поэзии А.С. Пушкина
1
Лексические средства выразительности
5
13
Лексические средства выразительности: синонимы, антонимы, фразеологизмы, индивидуально-авторские слова и др.
1
14
Составление связного текста «Новости дня»
1
15
Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения. Лингвистический эксперимент
1
16
Фразеологизмы. Источники русской фразеологии и проблемы мотивированности значений фразеологизмов.
1
17
Коммуникативный тренинг «Сделай речь ярче!» на материале фразеологических единиц (по страницам газет)
1
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Родной язык (русский)»
8 класс
№
Тема
Количество часов
Стилистические нормы
6
1
Уместность и доступность речи. Возможности синонимии, антонимии и омонимии.
1
2
Краткость и богатство речи. Тропы: метонимия, синекдоха, перифраз, аллегория и др.
1
3
Случай из жизни «Кто рано встал, тот не потерял»
1
4
Благозвучие и образность речи. Тропы: метонимия, синекдоха, перифраз, аллегория и др.
1
5
Своеобразие речи. Понятие речевого этикета.
1
6
Коммуникативный тренинг «Я хочу рассказать вам о…»
1
Орфоэпические нормы
3
7
Произносительные нормы и их применение в речи. Составление речевых разминок.
1
8
Акцентологические нормы. Функции русского ударения. Составление памятки по основным правилам произношения
1
9
Коммуникативный тренинг «Пойми меня». Отработка на практике норм произношения и ударения.
1
Лексические нормы
8
10
Специфика функционирования заимствованных слов.
1
11
Тавтологические сочетания в пределах и за пределами нормы.
1
12
Правила смыслового согласования слов. Функционирование паронимов.
1
13
Коммуникативный тренинг «В каком смысле?», посвященный проблеме неустраненной многозначности в речи.
1
14
Логичность речи. Композиция речи. Ошибки в нарушении логичной речи
Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.
1
17
Сочинение «Школа будущего или двадцать лет спустя»
1
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Родной язык (русский)»
9 класс
№
Тема
Количество часов
Выдающиеся лингвисты русского языкознания
6
1
М.В. Ломоносов – зачинатель русского языкознания
1
2
В.И. Даль и его вклад в становление русского языка
1
3
А.Х. Востоков – основоположник сравнительного славянского языкознания в России
1
4
А.А. Шахматов – основоположник древнерусской текстологии как науки.
1
5
Ф.И. Буслаев. Учение о разграничении морфологических и синтаксических признаков частей речи в русистике.
1
6
В.В. Виноградов. «Грамматика русского языка» - первая «академическая грамматика»
1
Работа над правильностью речи
3
7
Качества хорошей речи.
Знакомство с работой одного из основоположников науки о культуре речи в советском языкознании Б.Н. Головина «О качествах хорошей речи».
1
8
Правильность русской речи и речевое мастерство.
Знакомство с фрагментами из работ известных российских ученых и мыслителей XIX — XX вв. М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия», А.Ф. Кони «Советы лекторам», А.В. Миртов «Умение говорить публично».
1
9
Совершенствование написанного.
Работа с памяткой «О работе над совершенствованием рукописи».
Работа А.С. Пушкина над эпизодом «Троекуров и рыжий мальчишка». Редактирование неудачных сочинений товарищей.
1
Составление текстов разных жанров
8
10
Тезисы и конспект.
Составление плана, тезиса, конспекта по книге Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями».
Составление тезиса краткого устного высказывания на тему «Для чего нужно уметь конспектировать и тезировать».
1
11
Интервью. Порядок работы над интервью. Особенности интервью.
Интервью у ветерана Великой Отечественной войны, у чемпиона города, у лучшего ученика школы и др.
1
12
Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев».
Портретный очерк нашего современника.
1
13
Доклад. Особенности устной речи. Работа над главой из книги А. Андронникова «Я хочу рассказать вам...».
Подготовка доклада на тему «Что такое хорошее устное выступление».
1
14
Литературные заготовки. Записные книжки писателей и журналистов. Работа над заметками из записной книжки И.А. Ильфа, использованными в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Запись устного рассказа с соблюдением особенностей речи рассказчика.
1
15
Юмористический рассказ. Юмор. Комическая ситуация, смешное недоразумение. Работа над юмористическим рассказом М. Зощенко «Светлый гений». Юмористический рассказ о самом смешном случае в вашей жизни.
1
16
Фельетон. Художественные особенности фельетона. Анализ фельетона «Если в голове сквозняк», написанного учеником.