kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по родному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку»

Содержание


п/п

Наименование раздела

Страница

1

Пояснительная записка

3

2.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.


4

3.

Содержание учебного предмета


8

4.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности



11


1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по родному языку составлена с учетом требований, установленных:

  • федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ 2 "Об образовании в Российской Федерации";

  • приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

  • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования»

  • приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2018г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»

  • примерной образовательной программой из реестра основного общего образования;

  • методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 7.08.2015 г, 19.04.2011 г."

  • положением о рабочей программе МБОУ "СОШ № 60" от 31.08.2016 г.

Цель изучения предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования сводится к развитию языковой и лингвистической компетенций, которые предполагают овладение необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знание основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; понимание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Достижение цели предполагает решение частных задач:

  1. Формирование представлений о зарождении и развитии русской письменности.

  2. Расширение знаний о тексте и различных формах его организации.

  3. Создание условий для формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой способности учащихся).


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Нацеленность курса на соприкосновение с историей родного языка, на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе общего образования как выразитель и хранитель культуры народа. Ценность курса состоит в большом объеме надпрограммного и практически значимого материала, который позволит ребенку эффективнее взаимодействовать в социуме и решать личностно значимые задачи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать метапредметные универсальные учебные действия, которые базируются, в частности, и на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Текстоцентричность курса связана с возросшей ролью умений оперативно и корректно интерпретировать устную и письменную информацию.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) развитие навыка смыслового чтения и анализа письменной информации;

5) развитие коммуникативной компетенции, которая предполагает выбор адекватных речевых стратегий;

6) готовность и способность эффективно и корректно вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из различных источников,

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и

  • передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность формулировать результаты учебной деятельности в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог  — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2)  применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка как средства общения, отражения и хранения информации о мире;

  2. представление об истории развития русской письменности и взаимосвязи культуры народа и его языка, о становлении алфавита;

  3. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  4. использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка в процессе решения коммуникативных задач и создания собственных текстов;

  5. расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

  6. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (словообразовательного, лексического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

  7. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  8. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.


Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Владеть всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приѐмами работы с книгой, периодическими изданиями;

- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определѐнной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свѐрнутости (пересказ, план, тезисы);

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своѐ отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Владеть базовыми понятиями лингвистики: лингвистика и еѐ основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.

Проведению различных видов анализа слова; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определѐнным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

основам научных знаний о родном (русском) языке;

  • пониманию взаимосвязи его уровней и единиц;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;

  • представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования.







3. Содержание учебного предмета.

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание раздела

5 класс

1

Русский алфавит

3

Славянская письменность. Алфавит. Распространение письменности на Руси. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия. Влияние византийской культуры на Древнюю Русь. Петровский реформы: буквы ять, ижица(V), фита(Ѳ) и ер(ъ).

2

Речь и формы ее организации

7

Речь и язык. Формы речи. Диалог, монолог. Пунктуация в предложениях с прямой речью и при диалоге. Речевой этике.

3

Текст и способы его создания

7

Текст как продукт речевой деятельности и его признаки (членимость, смысловая цельность, связность). Содержание текста: тема, проблема, идея. Средства связи предложений в тексте: синтаксические, морфологические, лексические. План: простой и сложный. Структурирование текста. Главная и второстепенная информация. Избыточная информация.

6 класс

4

Типы речи

6

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Композиция текста. Композиция сочинения-рассуждения. Абзац – средство членения текст. Микротема. Тезис. Доказательства, аргументы. Способы развития темы в тексте.

5

Стили речи

11

Стилистическая система русского литературного языка. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия, реферат), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор; личное письмо, диалог). Особенности рекламных текстов. Коммуникативный замысел рекламных текстов. Нарушение литературной нормы с целью достижения рекламного эффекта. Понятие слогана.

7 класс

6

Тропы

8

Эпитет. Оценочные и устойчивые эпитеты. Сравнение. Сравнительный оборот, сравнительные союзы. Сравнение, выраженное творительным падежом имени существительного. Метафора. Олицетворение. Гипербола, литота, гротеск. Гротеск как особенность русских былин. Киносценарий.

7

Фигуры

4

Инверсия, лексический повтор, оксюморон, анафора, эпифора, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Синтаксический параллелизм.

8

Лексические средства выразительности

5

Синонимы, антонимы, фразеологизмы, неологизмы. Окказиональная лексика. Стилистически сниженная лексика, разговорная лексика, просторечная. Книжная лексика. Жаргонизмы. Слова-паразиты. История русской фразеологии: как появились устойчивые обороты речи? Фразеологизм – отражение народной мудрости и житейского опыта.

8 класс

9

Стилистические нормы

6

Коммуникативный замысел. Культура речи. Роль синонимов в обогащении речи. Антонимы. Омонимы и способ их отличия от многозначных слов. Благозвучие речи. Речевой этикет. Метонимия, синекдоха, перифраз и аллегория как способ усиления выразительности речи.

10

Орфоэпические нормы

3

Орфоэпия. Акцентология. Правила русского ударения. Функции русского ударения (кульминативная, смыслоразличительная, стилистическая, экспрессивная).

11

Лексические нормы

8

Способы обогащения лексического запаса языка. Тезаурус. Заимствованная лексика. Борцы с заимствованиями: А. П. Сумароков, и Н. И. Новиков, В.И. Даль и др. Тавтология уместная и необоснованная. Как избежать тавтологию? Отличие тавтологии от лексического повтора. Паронимы. Логика высказывания. Движение темы высказывания. Понятие речевых штампов, клише, канцеляризмов. Стилистически неуместная лексика. Крылатые слова: фразеологизмы, афоризмы, пословицы и поговорки.

9 класс

12

Выдающиеся лингвисты русского языкознания

6

Вклад в развитие языка и науки о языке М.В. Ломоносова (реформа языка, теория стилей, взгляд на церковно-книжную лексику, «Письмо о правилах российского стихотворства»), В.И. Даля (создание «Толкового словаря живого великорусского языка», собрание пословиц, взгляд на язык как на сокровищницу русских традиций и хранителя русского духа), А.Х. Востокова (понятие компаративистики), А.А. Шахматова (реконструкция, историческое и лингвотекстологическое исследование русских летописных сводов и других письменных памятников), Ф.И. Буслаева («Историческая грамматика русского языка»), В.В. Виноградова (основные тезисы его грамматики).

13

Работа над правильностью речи

3

Знакомство с работами Б.Н. Головина, М.М. Сперанского, А.Ф. Кони, А.В. Миртова о качестве речи.

14

Составление текстов разных жанров

8

Работа над созданием собственного текста, этапы работы над авторским текстом. Составление плана. Структурирование информации и способы ее представления: таблицы, схемы и др.. Интервью как жанр. Как правильно брать интервью? Подготовка к интервью. Виды вопросов (тонкие, толстые, сенсорные, провокационные и др). Жанр очерка и его виды. Доклад как жанр устной речи. Правила выступления, манера держаться на публике. Культура ответов на вопросы. Особенности юмористических рассказов (ирония, шутка, пафос), фельетон как жанр. Заметки и заготовки как этап работы над собственным текстом.






4. Тематическое планирование.


п/п

Тема раздела

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

5 класс.

1

Русский алфавит

Овладевают приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи. Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека.

2

Речь и формы ее организации

Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Анализируют пословицы и поговорки русского народа. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение. Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Составляют диалоги на заданную тему.

3

Текст и способы его создания

Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют компоненты ситуации общения. Создают собственные тексты для решения коммуникативных задач. Узнают признаки текста, характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Анализируют текст с точки зрения его темы, проблемы и идеи.

6 класс.

4

Типы речи

Анализируют текст с точки зрения его типа, выделяют ключевые образы, составляют план текста. Знакомятся с понятием композиции и логикой текста-рассуждения. Составляют собственные тексты на заданную экологическую тематику.

5

Стили речи

Выделяют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи предложенных текстов. Учатся делать выводы на основе наблюдений.

7 класс.

6

Тропы

Углубляют знания в области лексического значения слова, учатся отличать прямое значение слова от переносного. Приводят примеры употребления троп. Знакомятся с жанром киносценария, учатся включать образные средства выразительности в собственный текст.

7

Фигуры

Учатся распознавать фигуры речи в текстах различных функциональных стилей.

8

Лексические средства выразительности

Углубляют знания в области русской фразеологии, учатся работать с разными источниками информации. Создают тексты по заданной теме и жанру. Выделяют в речи общеупотребительные слова. Характеризуют слова с точки зрения принадлежности активному и пассивному запасу. Отвечают на вопросы, связанные с историей происхождения слов. Работают с этимологическим словарем, словарем иностранных слов, словарем фразеологизмов. Различают свободные сочетания слов от фразеологизмов, осознают источники происхождения фразеологизмов.

8 класс.

9

Стилистические нормы

Активизируют знания речевого этикета, создают собственные тексты, участвуют в коммуникативном тренинге. Осваивают азы устного выступления. Редактируют собственные тексты.

10

Орфоэпические нормы

Осознают соотношение произношения и правописания, запоминают орфоэпические нормы русского языка.

11

Лексические нормы

Узнают признаки заимствованных слов, учатся отличать исконно русскую лексику от заимствованной. Участвуют в коммуникативных тренингах, редактируют собственные тексты. Учатся распознавать лексические ошибки и устранять их. Знакомятся с понятиями речевых штампов, клише, канцеляризмов. Пишут сочинения.

9 класс.

12

Выдающиеся лингвисты русского языкознания

Работают с разными источниками информации, конспектируют, готовят презентации и устные выступления.

13

Работа над правильностью речи

Участвуют в коммуникативных тренингах, редактируют собственные тексты. Учатся распознавать лексические ошибки и устранять их. Работают с разными источниками информации, конспектируют, готовят презентации и устные выступления.

14

Составление текстов разных жанров

Учатся создавать тексты в соответствии с коммуникативной задачей.



















Календарно-тематическое планирование по предмету

«Родной язык (русский)»

5 класс


Тема

Количество часов


Русский алфавит

3

1

Введение и распространение письменности на Руси. Кириллица

1

2

Реформы русского алфавита

1

3

История исчезнувших букв

1


Речь и формы её организации

7

4

Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи?

1

5

Что такое монолог и диалог? Конструирование предложений с диалогом.

1

6

Монолог и диалог. Сочинение в форме диалога «Мама».

1

7

Наблюдение за знаками препинаниями в написании диалога. Отрывок из произведения Н.Н. Носова «Незнайка и его друзья»

1

8

Как вести беседу? Наблюдение за знаками препинания в написании диалога. Отрывок из произведения Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»

1

9

Толкование пословиц на тему: «Как вести беседу?» Составление начала телефонного разговора.

1

10

Сочинение сказки с элементами диалога «Белки»

1


Текст и способы его создания

7

11

Главное в тексте – идея, основная мысль. Сочинения на темы: «Какое чудо - цирк», «Учитель мужества – футбол» и др.

1

12

Что такое текст? Основные средства связи предложений в тексте. Составление текста.

1

13

Обращение как средство связи предложений в тексте. Составление текста.

1

14

Что значит писать и говорить на тему? Составление текста. Определение темы.

1

15

Развивайте умение писать и говорить на тему. Сочинения на темы: «Игра», «Встреча», «Школа»

1

16

Для чего нужен план? Простой, сложный план. Составление плана сказки «Храбрый опенок»

1

17

Сочинение по картинкам и плану «Автомобиль Кота Леопольда»

1






Календарно-тематическое планирование по предмету

«Родной язык (русский)»

6 класс


Тема

Количество часов


Типы речи

6

1

Как различают типы речи?

1

2

Повествовать – значит рассказывать.

Подготовка к изложению по отрывку из рассказа В. Бианки

1

3

Как описать предмет?

Композиция описания. Эпитеты.

Подготовка к описанию «Хохлома»

1

4

Описание предмета по картинке «Хохлома»

1

5

Рассуждение. Композиция текста-рассуждения.

1

6

Составление текстов-рассуждений на экологическую тему.

1


Стили речи

11

7

Когда и где используют разговорный стиль?

Краткое изложение «Однажды ночью»

1

8

Слова, характерные для разговорного стиля. Диалог.

1

9

Книжные стили.

Знакомьтесь: научный стиль.

1

10

Научный стиль. Термины. Изложения текстов в научном стиле.

1

11

Художественный стиль. Как описать животное? Сочинение о диком животном или птице

1

12

Подготовка к сочинению по фотографии «Кабинет Л.Н. Толстого»

1

13

Сочинение «Кабинет Л.Н. Толстого»

1

14

Официально-деловой стиль. Справка. Сообщение. Приказ. Объявление

1

15

Публицистический стиль. Его особенности.

1

16

Жанры публицистического стиля (репортаж, очерк, статья). Написание репортажа «На соревнованиях».

1

17

Информационное выступление, его особенности. Рекламное выступление.

1










Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной язык (русский)»

7 класс

Тема

Количество часов


Средства выразительности языка



Тропы

8

1

Эпитет. Подготовка к сочинению-описанию

1

2

Сочинение о диком животном или птице

1

3

Для чего используется сравнение? Конструирование предложений с использованием сравнения

1

4

Сравнительный оборот. Замена существительных в творительном падеже сравнительным оборотом.

1

5

Метафора. Метафорические загадки. Олицетворение.

1

6

Гипербола, литота, гротеск в русских былинах.

1

7

Как создавать киносценарий? Подготовка к киносценарию «Один день из жизни бродячей собаки»

1

8

Киносценарий «Один день из жизни бродячей собаки»

1


Фигуры

4

9

Инверсия, лексический повтор, оксюморон в поэзии С. Есенина

1

10

Анафора, эпифора, антитеза, градация в ранней поэзии М.Ю. Лермонтова.

1

11

Инверсия, лексический повтор, оксюморон в поэзии С. Есенина

1

12

Риторический вопрос, восклицание, обращение; синтаксический параллелизм в поэзии А.С. Пушкина

1


Лексические средства выразительности

5

13

Лексические средства выразительности: синонимы, антонимы, фразеологизмы, индивидуально-авторские слова и др.

1

14

Составление связного текста «Новости дня»

1

15

Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения. Лингвистический эксперимент

1

16

Фразеологизмы. Источники русской фразеологии и проблемы мотивированности значений фразеологизмов.

1

17

Коммуникативный тренинг «Сделай речь ярче!» на материале фразеологических единиц (по страницам газет)

1










Календарно-тематическое планирование по предмету

«Родной язык (русский)»

8 класс

Тема

Количество часов


Стилистические нормы

6

1

Уместность и доступность речи. Возможности синонимии, антонимии и омонимии.

1

2

Краткость и богатство речи. Тропы: метонимия, синекдоха, перифраз, аллегория и др.

1

3

Случай из жизни «Кто рано встал, тот не потерял»

1

4

Благозвучие и образность речи. Тропы: метонимия, синекдоха, перифраз, аллегория и др.

1

5

Своеобразие речи. Понятие речевого этикета.

1

6

Коммуникативный тренинг «Я хочу рассказать вам о…»

1


Орфоэпические нормы

3

7

Произносительные нормы и их применение в речи. Составление речевых разминок.

1

8

Акцентологические нормы. Функции русского ударения. Составление памятки по основным правилам произношения

1

9

Коммуникативный тренинг «Пойми меня». Отработка на практике норм произношения и ударения.

1


Лексические нормы

8

10

Специфика функционирования заимствованных слов.

1

11

Тавтологические сочетания в пределах и за пределами нормы.

1

12

Правила смыслового согласования слов. Функционирование паронимов.

1

13

Коммуникативный тренинг «В каком смысле?», посвященный проблеме неустраненной многозначности в речи.

1

14

Логичность речи. Композиция речи. Ошибки в нарушении логичной речи

1

15

Чистота речи. Речевые штампа, шаблоны, клише, канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию.

1

16

Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

1

17

Сочинение «Школа будущего или двадцать лет спустя»

1









Календарно-тематическое планирование по предмету

«Родной язык (русский)»

9 класс

Тема

Количество часов


Выдающиеся лингвисты русского языкознания

6

1

М.В. Ломоносов – зачинатель русского языкознания

1

2

В.И. Даль и его вклад в становление русского языка

1

3

А.Х. Востоков – основоположник сравнительного славянского языкознания в России

1

4

А.А. Шахматов – основоположник древнерусской текстологии как науки.

1

5

Ф.И. Буслаев. Учение о разграничении морфологических и синтаксических признаков частей речи в русистике.

1

6

В.В. Виноградов. «Грамматика русского языка» - первая «академическая грамматика»

1


Работа над правильностью речи

3

7

Качества хорошей речи.

Знакомство с работой одного из основоположников науки о культуре речи в советском языкознании Б.Н. Головина «О качествах хорошей речи».

1

8

Правильность русской речи и речевое мастерство.

Знакомство с фрагментами из работ известных российских ученых и мыслителей XIX — XX вв. М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия», А.Ф. Кони «Советы лекторам», А.В. Миртов «Умение говорить публично».

1

9

Совершенствование написанного.

Работа с памяткой «О работе над совершенствованием рукописи».

Работа А.С. Пушкина над эпизодом «Троекуров и рыжий мальчишка». Редактирование неудачных сочинений товарищей.

1


Составление текстов разных жанров

8

10

Тезисы и конспект.

Составление плана, тезиса, конспекта по книге Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями».

Составление тезиса краткого устного высказывания на тему «Для чего нужно уметь конспектировать и тезировать».

1

11

Интервью. Порядок работы над интервью. Особенности интервью.

Интервью у ветерана Великой Отечественной войны, у чемпиона города, у лучшего ученика школы и др.

1

12

Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев».

Портретный очерк нашего современника.

1

13

Доклад. Особенности устной речи. Работа над главой из книги А. Андронникова «Я хочу рассказать вам...».

Подготовка доклада на тему «Что такое хорошее устное выступление».

1

14

Литературные заготовки. Записные книжки писателей и журналистов. Работа над заметками из записной книжки И.А. Ильфа, использованными в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Запись устного рассказа с соблюдением особенностей речи рассказчика.

1

15

Юмористический рассказ. Юмор. Комическая ситуация, смешное недоразумение. Работа над юмористическим рассказом М. Зощенко «Светлый гений». Юмористический рассказ о самом смешном случае в вашей жизни.

1

16

Фельетон. Художественные особенности фельетона. Анализ фельетона «Если в голове сквозняк», написанного учеником.

Фельетон на основе данных сюжетов.

1

17

Обобщение по курсу

1










21




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по родному языку

Автор: Матюшевская Ангелина Андреевна

Дата: 18.11.2022

Номер свидетельства: 617651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа "Родной язык" 1-4 классы"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia_programma_rodnoi_iazyk_1_4_klassy"
    ["file_id"] => string(6) "563093"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605080758"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа "Родной язык (русский)" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_programma_rodnoi_iazyk_russkii_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "520460"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1569147195"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа "Родной (русский) язык для 6 класса."
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_programma_rodnoi_russkii_iazyk_dlia_6_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "533329"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1577120984"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Рабочая программа "Родной (русский) язык и литературное чтение на родном (русском) языке""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_rodnoi_russkii_iazyk_i_literaturnoe_chtenie_na_rodnom_russko"
    ["file_id"] => string(6) "565648"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607255594"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа "Родной (русский) язык для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_programma_rodnoi_russkii_iazyk_dlia_5_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "533325"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1577120611"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства