kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Родной язык" 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Родной язык" 1-4 классы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родной язык" 1-4 классы»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусловская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрена

на заседании МО

протокол №

«31» августа 2019

___________________

Принята

на педагогическом совете

МБОУ «Сусловская СОШ»

протокол №

«31» августа 2019


Утверждена

Приказом № 151

МБОУ «Сусловская СОШ»

«31» августа 2019











Рабочая программа

учебного предмета «Родной язык»

1-4 классы







Составители

Грехова Лидия Петровна,

учителя начальных классов

первой квалификационной категории
















Суслово




21.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

- Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

У учащегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания

«Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные результаты:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

4.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

7.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

8.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета: в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

10.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

11.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

12.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

13.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

14.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык»

15.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

16.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.


Регулятивные УУД

Учащийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Коммуникативные УУД

Учащийсянаучится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД

Учащийсянаучится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение,классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-устанавливать аналогии;

-владеть рядом общих приёмов решения задач.

Предметные результаты отражают:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразииязыкового и культурного пространства России, о языке как основе национальногосамосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальнойкультуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языкакак государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речикак показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умениеориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватныеязыковые средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использоватьзнания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В результате изучения учебного предмета «Родной язык» учащийся научится:

  • исправлять, редактировать свою речь, работать над наиболее распространёнными речевыми и грамматическими ошибками.

  • самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения.

  • определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов.

  • выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с учётом особенностей текста.

  • редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложения;

  • правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение красной строки, правильное заполнение строк;

  • создавать тексты по образцу (изложения), затем – собственные тексты на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения);

  • использовать в речи многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

  • вступать в диалог и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы, быть хорошим слушателем;

  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, редактировать предложения, определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

  • производить звукобуквенный анализ доступных слов;

  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия);

  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану).


1 класс

Учащийся научится:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

- пересказывать текст, сюжет известной сказки по данному рисунку;

- составлять текст из набора предложений, отличать текст от набора предложений;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- работать по предложенному учителем плану;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударные, безударные; согласные –звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);

- не смешиватьпонятия «звук» и «буква»;

- делить слово на слоги, ставить ударение;

- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

- ставить пунктуационные знаки конца предложения.


2 класс

Учащийся научится:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- понимать смысл заглавия текста;

- выбирать наиболее подходящее заглавие из данных, самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- определять микротему широкую и узкую;

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

- делить слова на части для переноса;

- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

- писать под диктовку слова, предложения, текст;

- писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

- обращать внимание на особенности употребления слов;

- ставить вопросы к словам в предложении;

- видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его;

- определять части слова (корень, приставка, суффикс, окончание).



3 класс

Учащийся научится:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

- производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам;

- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;

- писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами,правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;

- подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

- разбирать по составу доступные слова;

- выделять два корня в сложных словах;

- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому;

- выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план,

- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).


4 класс

Учащийся научится:

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- пользоваться словарями;

- практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

-производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

- разбирать доступные слова по составу;

- подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

- исправлять, редактировать свою речь, работать над наиболее распространёнными речевыми и грамматическими ошибками;

- выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с учётом особенностей текста;

-исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее;

- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение красной строки, правильное заполнение строк;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.


2. Содержание учебного предмета


1 класс (33ч)

Секреты речи и текста (9ч)

Как люди общаются друг с другом. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Вежливые слова (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Зачем людям имена. Сравнение текстов.

Язык в действии (10ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Роль ударения в словах.Практическая работа: «Учимся правильно ставить ударение».

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Русский язык: прошлое и настоящее (14ч)

Как писали в старину. История русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.).Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Практическая работа «Предметы русского быта в художественных текстах». Старинная русская одежда в произведениях искусства (художественная литература, живопись).

Проектное задание: «Словарь в картинках».


2 класс (34ч)

Русский язык: прошлое и настоящее (10ч)

Русская старинная одежда.

Слова, называющие предметы традиционного русского быта. Слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг). Слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени. Слова, называющие то, во что раньше одевался человек (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Язык в действии (15ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. Синонимы. Антонимы. Как появились пословицы и фразеологизмы?

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (9ч)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты ивы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.


3 класс (34ч)

Русский язык: прошлое и настоящее (17ч)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Язык в действии (8ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Секреты речи и текста (9ч)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).


4 класс (34ч)

Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на местеи т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Язык в действии (4ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Секреты речи и текста (6ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).


3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


1 класс (33ч)

п / п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

I

Секреты речи и текста

9

1

Как люди общаются друг с другом.

1

2

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

1

3-4

Вежливые слова (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).

2

5-6

Виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

1


7

Зачем людям имена.

1

8

Проект «Секрет твоего имени».

1

9

Сравнение текстов.


II

Язык в действии

10

10

Как правильно произносить слова.

1

11

Выделяем голосом важные слова.

1

12-13

Роль ударения в словах.

2

14-15

Учимся правильно ставить ударение.

2

16

Как можно играть звуками?

1

17

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

1

18-19

Наблюдение за сочетаемостью слов.

2

III

Русский язык: прошлое и настоящее

14

20

Как писали в старину.

1

21-22

История русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

2

23

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

1

24

Оформление буквиц и заставок.

1

25

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта.

1

26

Дом в старину: что как называлось.

1

27-28

Как называлось то, во что одевались в старину.

2

29-30


Старинная русская одежда в произведениях искусства (художественная литература, живопись).

2

31-32

Предметы русского быта в художественных текстах.

2

33

Проект «Словарь в картинках».

1


Итого

33

2 класс (34ч)

п / п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

I

Русский язык: прошлое и настоящее

10

1-2

Русская старинная одежда.

2

3

Слова, называющие предметы традиционного русского быта.

1

4

Cлова, называющие домашнюю утварь и орудия труда.

1

5

Cлова, называющие то, что ели в старину.

1

6

Cлова, называющие то, во что раньше одевался человек.

1

7

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта.

1

8

Делу время – потехе час: игры, игрушки.

1

9

Контрольная работа по теме «Русский язык: прошлое и настоящее»

1

10

Работа над ошибками. Проект «Почему это так называется?» (ИКТ)

1

II

Язык в действии

15

11

Как правильно произносить слова.

1

12

Роль ударения в словах.

1

13

Место ударения в поэтическом тексте.

1

14

Работа со словарем ударений.

1

15

Синонимы.

1

16

Антонимы.

1

17

Как появились пословицы и фразеологизмы?

1

18-19

Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.

2

20

Разные способы толкования значения слов.

1

21

Наблюдение за сочетаемостью слов.

1

22

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.

1

23

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

1

24

Контрольная работа по теме «Язык в действии»

1

25

Работа над ошибками. Совершенствование орфографических навыков.

1

III

Секреты речи и текста

9

26

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

1

27

Особенности русского речевого этикета.

1

28

Устойчивые этикетные выражения: формы обращения, использование обращения ты ивы.

1

29

Устный ответ как жанр монологической речи.

1

30

Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление.

1

31

Связь предложений в тексте. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

1

32

Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

1

33

Секреты речи и текста.

1

34

Работа над ошибками. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

1


Итого

34


3 класс (34ч)

п / п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

I

Русский язык: прошлое и настоящее

17

1-2

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми.

2

3-4

Слова, называющие природные явления и растения.

2

5-6

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей.

2

7-8

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты.

2

9-10

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений.

2

11-12

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

2

13-14

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

2

15

Контрольная работа по теме: «Русский язык: прошлое и настоящее»

1

16-17

Работа над ошибками. Проект «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (ИКТ).

2

II

Язык в действии

8

18

Как правильно произносить слова

1

19

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка

1

20

Специфика грамматических категорий русского языка

1

21

Нормы употребления отдельных грамматических форм имен существительных.

1

22

Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных

1

23

Нормы правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных

1

24

Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа

1

25

Контрольная работа по теме: «Язык в действии».

1

III

Секреты речи и текста

9

26

Работа над ошибками. Особенности устного выступления.

1

27

Создание текстов-повествований о путешествии по городам.

1

28

Создание текстов-повествований об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

1

29-30

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации

2

31-32

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы

2

33

Контрольная работа по теме: «Секреты речи и текста».

1

34

Работа над ошибками. Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов

1


Итого

34


4 класс (17ч)

п / п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

I

Русский язык: прошлое и настоящее

7

1

Слова, связанные с качествами и чувствами людей.

1

2

Слова, называющие родственные отношения.

1

3

Качества, чувства людей, родственные отношения в пословицах, поговорках и фразеологизмах.

1

4

Сравнение пословиц, поговорок и фразеологизмов разных народов. Русские традиционные эпитеты.

1

5

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

1

6

Контрольная работа по теме «Русский язык: прошлое и настоящее»

1

7

Работа над ошибками. Проект «Откуда это слово появилось в русском языке». «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре».

1

II

Язык в действии

4

8

Как правильно произносить слова. Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений.

1

9

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов.

1

10

Контрольная работа по теме «Язык в действии»

1

11

Работа над ошибками. История возникновения и функции знаков препинания. Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

1

III

Секреты речи и текста

6

12

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

1

13

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

1

14

Составление плана текста. Создание текста.

1

15

Оценивание устных и письменных речевых высказываний. Редактирование предложенных и собственных текстов.

1

16

Тестирование по теме «Секреты речи и текста».

1

17

Работа над ошибками. Работа с учебными словарями.Синонимия речевых формул.

1


Итого

17




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "Родной язык" 1-4 классы

Автор: Грехова Лидия Петровна

Дата: 11.11.2020

Номер свидетельства: 563093

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа "Родной язык (русский)" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_programma_rodnoi_iazyk_russkii_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "520460"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1569147195"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа "Родной (русский) язык для 6 класса."
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_programma_rodnoi_russkii_iazyk_dlia_6_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "533329"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1577120984"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа "Родной (русский) язык для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_programma_rodnoi_russkii_iazyk_dlia_5_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "533325"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1577120611"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа "Родной русский язык" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_programma_rodnoi_russkii_iazyk_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "594030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1639042800"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства